kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Порядковый и обратный счет

Нажмите, чтобы узнать подробности

После выработки счетных навыков и умения отвечать на вопрос "сколько", учим дошкольников отвечать на вопрос "который".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Порядковый и обратный счет»

ТЕМА: «Методика ознакомления с порядковым счетом. Методика ознакомления с обратным счетом»

Цель:

Изучить методики обучения детей порядковому и обратному счету, умению правильно называть и использовать порядковые числительные; развивать понимание, что порядок зависит от направления счета, а количество нет.

Предварительная работа

После выработки счетных навыков, умения отвечать на вопрос «сколько?» знакомим детей с порядковым счетом, учим отвечать на вопрос «который?».

Особенности наглядного материала

Множества, состоящие из разных предметов, называемых одним словом (овощи, фрукты, фигуры и т. п.).

Методика обучения

В средней группе дети считают в пределах пяти, в старшей (возможно и раньше) — в пределах десятка. Необходимые знания даются небольшими порциями.

В средней группе:

1. Понимание значения порядковых числительных (мотивация использования порядкового счета).

2. Правильное называние и использование порядковых числительных (первый, второй, третий,...).

3. Различение вопросов: «сколько?» и «который?».

4. Понимание различных формулировок вопросов: «который?», «какой по порядку?», «на котором месте?», «какой по счету?».

В старшей группе:

5. Понимание словосочетаний: «количественный счет», «порядковый счет».

В подготовительной группе:

6. Понимание того, что порядок зависит от направления счета, а количество нет.

Фрагмент 1:

Программная задача: познакомить с порядковым счетом.

Наглядный материал: картинки с овощами.

Ход:

— Что это? Что это?...

— Как их можно назвать одним словом?

— Как мы считаем, чтобы ответить на вопрос «сколько?»?

— Посчитайте! Сколько овощей?

— Чтобы ответить на вопрос «сколько?», мы считаем так: «Один, два, три, четыре, пять». А чтобы ответить на вопрос «который?», надо считать так: «Первый, второй, третий, четвертый, пятый».

— Давайте посчитаем вместе!

Замечание: воспитатель, называя числительные, показывает на каждую картинку и считает быстро, чтобы счет прозвучал слитно. Называть предметы и согласовывать окончания здесь не надо. Эта работа начнется после выучивания слов-числительных по порядку. Здесь идет хоровое и индивидуальное проговаривание порядкового счета. Затем ответы на различные формулировки вопросов.

— Который огурец?

— Какой по порядку помидор?

- На котором месте лук?

— Что на пятом месте?

— Поменяй местами огурец и лук!

— Который был лук? Который стал?

— Поставь помидор вторым!

— Что изменилось?

Фрагмент 2:

Программная задача: научить различать и понимать словосочетания «количественный счет» и «порядковый счет».

Наглядный материал: геометрические фигуры (рис.).



Ход:

— Что это? Что это?...

— Как их можно назвать одним словом?

— Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько фигур?

— Посчитайте! Сколько?

— Когда мы хотим узнать, сколько предметов, то есть их количество, мы считаем так: «Один, два, три...». Это количественный счет, он показывает количество предметов.

— Повторите хором: «Количественный счет».

Индивидуальные вопросы:

— Посчитай количественным счетом!

—- Каким счетом посчитал Миша?

— А как надо посчитать, чтобы узнать, на каком по порядку месте стоит каждая фигура?

— Который треугольник?

— Между которыми по порядку фигурами стоит квадрат?

— Когда мы хотим узнать, какой по порядку предмет, мы считаем так: «Первый, второй, третий...». Это порядковый счет, он показывает порядок расположения предметов.

— Повторите хором: «Порядковый счет».

Индивидуальные вопросы:

— Посчитай порядковым счетом!

— Каким счетом посчитала Маша?

Фрагмент 3:

Программная задача: показать, что количество предметов не зависит от направления счета (закон «сохранения количества»), а порядок зависит.

Наглядный материал: геометрические фигуры (см рис.).

Ход:

— Что это? Что это?

— Маша, посчитай количественным счетом слева направо.

Сколько?

— Миша, посчитай количественным счетом справа налево.

Сколько?

Замечание: дети старшей группы уже могут считать без внешних действий, но здесь мы просим вызванного ребенка посчитать вслух, показывая на предметы.

— Что можно сказать?

— Количество предметов не зависит от направления счета.

— Петя, посчитай порядковым счетом слева направо.

— Который овал?

— Оля, посчитай порядковым счетом справа налево.

— Который теперь овал? А был? А стал?

— Почему это произошло?

— Порядковый номер предмета зависит от направления счета.

Вопросы на закрепление

— Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «сколько?»?

— Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «который?»?

— Как называется счет, которым я считаю?

— На какой вопрос я отвечаю?

Задания на усложнение

— Отсчитай семь треугольников.

— Между первым и вторым поставь круг.

— На котором месте круг?

— Поставь круг четвертым.

— Между которыми по порядку треугольниками стоит круг?

Дидактические игры

«Что изменилось?», «Чего не стало?» (Дети рассматривают ряд предметов и обсуждают их количество и порядок. Дается установка запомнить данную последовательность. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами или убирает один предмет. Затем обсуждаются вопросы: «Который был? Который стал?». В подготовительной группе можно менять местами или убирать сразу до трех предметов);

«Угадай вопрос». (Одному ребенку на ушко задается вопрос или задание, он его выполняет, дети угадывают, о чем его спросили.);

«Колобок», «Теремок», «Репка», «На водопой», «12 месяцев». (Обсуждается прочитанная сказка, количество героев, порядок их появления и пр.);

«Рассчитайся по порядку». (Подвижная игра, можно проводить на занятиях по физкультуре.);

«Магазин». (Сюжетная игра, в процессе которой обсуждается количество товара, порядок в очереди и пр.).

Методика ознакомления с обратным счетом (задача 7)

Предварительная работа

В подготовительной группе после выработки навыка называть количественные числительные в прямом порядке формируем у детей умение считать обратным счетом. Это позволяет лучше понять устройство натурального ряда (порядок чисел, отношения соседних чисел, понятия «предыдущее» и «последующее» число).

Особенности наглядного материала

Любые множества с «исчезающим» элементом, числовые и цифровые карточки, палочки X. Кюизенера.

Счетная лесенка:



О о О о •

о о о •

о о •

о •

о

Методика обучения

Сначала рассматриваем множества из пяти элементов. Просим назвать количество, убирая один элемент. Обратный счет в пределах десяти даем с использованием счетной лесенки. Затем учим называть числительные в прямом и обратном порядке без наглядности.

Фрагмент:

Программная задача: познакомить с обратным счетом в пределах пяти.

Наглядный материал: пять желтых кленовых листьев. Ход:

— Что это?

— Это листья какого дерева?

— Какого они цвета?

— Почему они желтые?

— Что еще происходит с листьями осенью?

—-Сколько листьев?

— Наши листья будут падать, а вы говорите хором, сколько осталось.

Замечание: необходимо это делать быстро, чтобы счет прозвучал слитно. Вначале необходимо задать вопрос «сколько?», чтобы прозвучало число «пять», а затем убирать предметы. Последний предмет не убирать. Аналогичная работа проводится на разном материале до выработки навыка называния числительных в обратном порядке.

— Пять, четыре, три, два, один.

— Попробуйте по памяти повторить.

— Этот счет называется «обратным». Повторите хором: «обратный счет».

— Как вы думаете, почему он так называется?

— Петя, посчитай обратным счетом!

— Каким счетом посчитал Петя?

Варианты вопросов и заданий на закрепление и усложнение

— Посчитай от одного до десяти!

— Посчитай от десяти до одного!

— Посчитай прямым счетом!

— Посчитай обратным счетом!

— Что мы делаем, считая от одного до десяти? (Прибавляем по единице.)

— Что мы делаем, считая от десяти до одного? (Отнимаем по единице.)

— Назови последующее число!

— Назови предыдущее число!

— Назови соседей числа 7.

Дидактические игры

«Разложи по порядку», «Найди ошибку». (Дети раскладывают числовые и цифровые карточки в нужной последовательности или исправляют неправильный ряд.);

«Считай дальше», «Считай обратно», «Назови соседей». (Поймав мяч, надо правильно выполнить задания с числами.) и др.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Порядковый и обратный счет

Автор: Трушникова Галина Петровна

Дата: 07.12.2022

Номер свидетельства: 619468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "конспект организованной учебной деятельности по математике тема: прямой и обратный счет (порядковый)."
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-orghanizovannoi-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-po-matiematikie-tiema-priamoi-i-obratnyi-schiet-poriadkovyi"
    ["file_id"] => string(6) "292571"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455295276"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка по математике в классе предшкольной подготовки"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_po_matiematikie_v_klassie_priedshkol_noi_podghotovki"
    ["file_id"] => string(6) "371001"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482081730"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "конспект занятия по математике "Сундук с заданиями""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiektzaniatiiapomatiematikiesundukszadaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "279400"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453223216"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект интегрированного занятия по математике  в предшкольной группе  на тему "В гостях у сказки" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-intieghrirovannogho-zaniatiia-po-matiematikie-v-priedshkol-noi-ghruppie-na-tiemu-v-ghostiakh-u-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "206207"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131697"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта организованной учебной деятельности предшкольного класса"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_orghanizovannoi_uchiebnoi_dieiatiel_nosti_priedshk_3"
    ["file_id"] => string(6) "469195"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1526100467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства