- Как вы думаете, кого мы можем увидеть под водой? (Рыб, водоросли) - Да, но в морях и океанах живут не только необыкновенно интересные рыбы, но и животные. Скажите, чем отличаются рыбы от животных? (У рыб есть плавники, нет ног, нет шерсти, они могут жить только в воде, дышат с помощью жабр) - Вы правы, но в морях тоже есть животные, которые приспособились для жизни в воде. Это киты, дельфины. Эти морские животные, не имеют жабр, а дышат с помощью легких. Чтобы глотнуть воздух, они всплывают на поверхность, когда у них рождаются детеныши, они кормят их молоком, поэтому их называют - млекопитающие. Это очень умные животные, они могут спасти утопающих людей, подталкивая их вверх на поверхность воды, а еще они могут разговаривать друг с другом с помощью звуков. Как вы думаете, зачем этим животным плавники и хвост? (Для того, чтобы плавать под водой...) - Да, эти животные приспособились для жизни под водой. А может ли человек жить под водой? - Почему? - А что придумал человек для того, чтобы спускаться под воду? (иллюстрации водолаза, подводной лодки, аквалангиста) (Рассмотреть костюмы водолаза, аквалангиста.) - Для чего нужна маска, кислородные баллоны, ласты? (Выслушать ответы детей, уточнить назначение) - Вы хотите отправиться на морское дно на батискафе? это маленькая подводная лодка. (Рассмотреть макет) У него есть двигатель и руль, иллюминаторы, прожекторы. Для чего они нужны? (Ответы детей.) -Прежде чем погружаться я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать. Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания). - Я вижу, что вы все умеете плавать, значит, нам можно отправляться в путешествие. Садитесь поудобнее около иллюминатора, начинаем погружение. - Мы опустились не очень глубоко, здесь светло. Как вы думаете, почему? (- Солнечные лучи освещают воду) - А вот и морские жители, вы узнали их? (выставить на фланелеграф нарисованных кита и дельфина). - Расскажите, что вы знаете о них. (рассказы детей). - Погружаемся дальше, становиться темнее. Почему? А что это за красивое существо? Так и хочется ее погладить, (медуза) Расскажите, какая она? (Она голубая, почти прозрачная, красивая, нежная) - А вы знаете, что они бывают очень опасными, бывают ядовитые медузы, кто их коснется, обожжется и может утонуть, если ему не помогут. Так они защищаются от своих врагов. Как вы думаете, кто может быть врагом медузы? (Ответы детей.) - Мы уже глубоко спустились, стало совсем темно, почему? Что же делать? ( включить прожекторы) - Посмотрите, кто это? (Рыба - молот, рыба - пила) - Почему их так назвали? - Потому, что нос похож на молоток, на пилу. - Рыба-молот и рыба-пила - это акулы. Чем питаются акулы? Какие они? (Они питаются рыбами, могут напасть на человека. Они хищные, опасные, огромные, страшные, злые, голодные...) - Да, акулы очень опасные, в их пасти находится до 3000 острых, как бритва, зубов, они расположены в 6 - 20 рядов. Она набрасывается на все что движется. - Плывем дальше. А это что за чудовище? (осьминог) Почему его так назвали? Это не ноги, это щупальца. Для чего они ему нужны? А что за кружочки на щупальцах? Это присоски. С их помощью он добывает себе пищу, присасывается и удерживает ими свою добычу. - А это, что за странные рыбы? (морской конек, морской петух) Почему их так назвали? Как вы думаете, есть ли у них враги? - Эти рыбы тоже придумали, как защищаться. Морской конек может изменять свой цвет, около водорослей он становится зеленым, так он прячется. А своим изогнутым хвостом он цепляется за водоросли, чтобы удержаться на одном месте. А рыба - петух отпугивает хищников своей яркой окраской. Какими словами мы можем сказать про них, какие они? (Хитрые, необычные, интересные, яркие, разноцветные...) - Хотите представить себя маленькими рыбками. Физминутка. Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб). Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны). Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния). Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем). Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо). Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи). Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила). Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают). - Давайте наденем акваланги и выйдем погулять по морскому дну как эти рыбки. Что сначала мы наденем? (имитация ныряния, перешагивают через ткань, лежащую на полу как море). - Вот мы с вами на морском дне, смотрите здесь очень много камней . Возьмите на память со дна морской камушек. Какие они? - Гладкие, разноцветные, блестящие... А почему они все такие гладкие? - Они долго лежали в воде, и вода обточила их острые углы... - Правильно. Есть даже такая поговорка «Вода и камень точит «. Ребята, посмотрите, а это осколок стекла. Откуда он взялся на морском дне? Что может случиться если люди будут сбрасывать в воду мусор или грязную воду? (Вода станет грязной, и могут погибнуть рыбы и морские животные.) - Что мы должны делать для того, чтобы морским обитателям хорошо жилось? (Не засорять воду, не бросать в нее мусор, очищать воду) - Когда вы вырастите и станете взрослыми, может быть, вы придумаете такую машину, которая бы очищала воду. Что эта машина будет делать? |