kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Почему лед не тает в воде?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование образовательной ситуации "Почему лед не тает в воде?". Старший  дошкольный  возраст.

Цель: формирование  у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности средствами физического эксперимента.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Почему лед не тает в воде?"»

Проектирование

образовательной ситуации

вводная часть

Адрес учреждения: МБДОУ Центр развития ребенка № 55 « Загадка».


Ф.И.О. : Накул Татьяна Геннадьевна.


Тема: « Почему лед не тонет в воде?».


Цель: формирование  у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности средствами физического эксперимента.


Задачи:

Образовательные: формировать у детей интерес к природе, расширить представления детей о свойствах льда и воды.


Развивающие: развивать умение детей выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путем; развивать наблюдательность; развивать память, внимание, мышление; развивать умение преобразовывать абстрактные символы в образы; отвечать на вопросы полными предложениями; развивать умение общаться в различных социальных ситуациях.


Воспитательные: воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

воспитывать самостоятельность, активность; воспитывать бережное отношение к природе.


Планируемые результаты образовательной ситуации: любознательный, активный; проявляет интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию; определяет свойства воды  и свойства льда; умеет планировать свои действия; умеет выдвигать гипотезу и доказывать опытным путем, умеет делать выводы на основе полученных результатов; умеет договариваться со сверстниками в совместных действиях.


Возрастная группа: подготовительная группа.


Форма организации деятельности: подгрупповая.


Форма проведения: экспериментирование.


Методические приемы: показ видеоролика; создание проблемной ситуации с помощью вопроса воспитателя; поиск путей решения проблемы: обсуждение, объяснение, выбор способов действия; практические действия в экспериментальной деятельности, направленные на решение поставленных вопросов; оценка результатов; речевое общение педагога с детьми.



Формирование словаря детей:

- активный: вода, не имеет запаха, вода-бесцветная, вода-жидкость, вода не имеет формы, вода не имеет вкуса; лед-твердый, гладкий, холодный;

- пассивный: модель, водоем, газообразное состояние, жидкость, ледоход.


Оборудование и материалы:

демонстрационный: ноутбук, видеосюжет «Ледоход на реке Великая», карточки- схемы с изображением свойств воды, карточки- схемы с изображением свойств льда, плакат « Правила работы в научной лаборатории».

раздаточный:пластмассовые тарелки, вода, салфетки, кубики льда, железные шарики, деревянные пробки, кораблики из бумаги, камни, халаты, рецепты коктейля со льдом  – по количеству детей;



Основная часть

Этапы познавательно-

проблемной ситуации


Описание


1. Осознание проблемной ситуации (вводный этап)

Дети находятся в свободной игровой деятельности

Предлагаю детям собраться вместе для просмотра видео.

Ребята, отгадайте загадку:

«Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это…(Лёд)

Мы сегодня будем говорить о льде.

Посмотрите на экран. (Демонстрирую видео « Ледоход на реке Великой).

Ребята, как называется река? (Великая).

Что происходит на реке? (лед плывет по реке).

Как называется движение льда по воде? (ледоход).

Ледоход бывает осенний и весенний.

Ребята, почему лед не тонет в воде?

(лед не тонет в воде, потому что он легче воды; лед не тонет в воде, потому что рыбы выталкивают его).

2.Анализ условий

Ребята, что мы знаем о льде? (лед холодный, лед твердый, лед гладкий)

Что мы хотим узнать? ( почему лед не тонет в воде?)

3.Ограничение зоны поиска исходя из прошлого опыта детей

Как получается лед? (вода замерзает).

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о воде? Вам помогут в этом карточки- схемы.

Дети называют свойства воды: (вода бесцветная, вода- жидкость, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, вода принимает ту форму сосуда, в какой она находится, агрегатные состояния воды).

4.Предположения о способах решения проблемы, выхода из сложившейся ситуации

Как нам узнать, почему лед не тонет в воде? (прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете, провести опыты в лаборатории).

Предлагаю детям отправиться в лабораторию.

Надеваем халаты.

Вспоминаем правила поведения в лаборатории с помощью плаката «Правила поведения в лаборатории».


5.Реализация предположений, собственно деятельность детей

Опыт №1 « Тонет, не тонет»

( воспитатель вместе с детьми выполняет опыт с детьми)

У вас на столах лежат различные предметы, находятся тарелки с водой.

Опустите в воду камень. Что произошло? (камень утонул).

Почему?

(потому что он тяжелее, чем вода).

Опустите в воду деревянную пробку.

Что мы видим? (пробка не утонула, плавает).

Почему? (пробка легче воды).

Опустите в воду железный шарик. Что произошло? (шарик утонул).

Почему?

(потому что он тяжелее, чем вода).

Опустите в воду бумажный кораблик. Что произошло? (кораблик плавает).

Почему? (бумага легче воды).

Вывод: предмет плавает в воде, если он легче воды; предмет тонет в воде, если он тяжелее воды.

(Дети самостоятельно выбирают карточку-схему, отображающую это свойство).

Ребята, а в каких состояниях встречается вода в природе? (в твердом, жидком, газообразном).

Если вода замерзает, во что она превращается? (в лед).

Физкультминутка:

Неуклюжий шел пингвин

Посреди холодных льдин,

И по ледяной дорожке

Прыгал он на правой ножке

А теперь подскок на левой,

И присел, согнув колени

Встал, присел-

И пять прыжков

Очень климат уж суров.

Как можно получить лед в домашних условиях? (в холодильнике заморозить воду).

Я заморозила воду в морозильной камере, получились кубики льда.

Опыт №2. « Почему лед не тонет воде?»

( воспитатель вместе с детьми выполняет опыт с детьми).

На столах у вас стоят тарелки с водой - это уменьшенная модель лужи. Машинки, кораблики- это тоже модели настоящих предметов.

Осторожно положите кубик льда в воду. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Почему? (лед легче воды).

Вывод: лед легче воды, поэтому он не тонет.

(Дети самостоятельно выбирают карточку-схему, отображающую это свойство).

Благодаря этой особенности, лед на водоемах появляется лишь на поверхности воды.

А что бы случилось, если бы лед тонул в воде? (рыбок раздавил, растения).

Если бы лед тонул в воде, то на поверхности образовывались бы все новые и новые пласты льда. Они в свою очередь опускались бы вниз, и водоем промерзал бы до самого дна. Вследствие этого, водные растения на дне были бы скованы льдом, а рыбе и всему живому, что находится в воде, угрожала бы неминуемая гибель.

К счастью, этого в природе не происходит.

Проведя опыты, мы получили ответ на наш вопрос.

Лед не тонет в воде, потому что он легче.

Лаборатория закрывается. Мы возвращаемся в группу.

(снимаем халаты).


6.Рефлексия

Что нового узнали? Что делали? Что хотели еще узнать?

Что Вам больше всего понравилось, запомнилось?

Предлагаю дома приготовить напиток со льдом.

Дети получают рецепт «Лимонад ».




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Почему лед не тает в воде?"

Автор: Накул Татьяна Геннадьевна

Дата: 20.06.2022

Номер свидетельства: 610147

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект-игра по экологии  Лед. Свойства льда "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-ighra-po-ekologhii-lied-svoistva-l-da"
    ["file_id"] => string(6) "167187"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423058727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Почему плачет снег?»"
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-zaniatiia-po-ekologhichieskomu-vospitaniiu-v-sriedniei-ghruppie-pochiemu-plachiet-sniegh"
    ["file_id"] => string(6) "266404"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450158148"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Занятие по познавательно- исследовательской деятельности «Лед-вода» "
    ["seo_title"] => string(73) "zaniatiie-po-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-lied-voda"
    ["file_id"] => string(6) "227737"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440936567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "«Снег и лед.  Их сходство и различия» "
    ["seo_title"] => string(40) "sniegh-i-lied-ikh-skhodstvo-i-razlichiia"
    ["file_id"] => string(6) "211454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431620017"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "« Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел». "
    ["seo_title"] => string(94) "aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva-plavlieniie-i-otvierdievaniie-kristallichieskikh-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "236666"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444134791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства