Опыт №1 « Тонет, не тонет» ( воспитатель вместе с детьми выполняет опыт с детьми) У вас на столах лежат различные предметы, находятся тарелки с водой. Опустите в воду камень. Что произошло? (камень утонул). Почему? (потому что он тяжелее, чем вода). Опустите в воду деревянную пробку. Что мы видим? (пробка не утонула, плавает). Почему? (пробка легче воды). Опустите в воду железный шарик. Что произошло? (шарик утонул). Почему? (потому что он тяжелее, чем вода). Опустите в воду бумажный кораблик. Что произошло? (кораблик плавает). Почему? (бумага легче воды). Вывод: предмет плавает в воде, если он легче воды; предмет тонет в воде, если он тяжелее воды. (Дети самостоятельно выбирают карточку-схему, отображающую это свойство). Ребята, а в каких состояниях встречается вода в природе? (в твердом, жидком, газообразном). Если вода замерзает, во что она превращается? (в лед). Физкультминутка: Неуклюжий шел пингвин Посреди холодных льдин, И по ледяной дорожке Прыгал он на правой ножке А теперь подскок на левой, И присел, согнув колени Встал, присел- И пять прыжков Очень климат уж суров. Как можно получить лед в домашних условиях? (в холодильнике заморозить воду). Я заморозила воду в морозильной камере, получились кубики льда. Опыт №2. « Почему лед не тонет воде?» ( воспитатель вместе с детьми выполняет опыт с детьми). На столах у вас стоят тарелки с водой - это уменьшенная модель лужи. Машинки, кораблики- это тоже модели настоящих предметов. Осторожно положите кубик льда в воду. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Почему? (лед легче воды). Вывод: лед легче воды, поэтому он не тонет. (Дети самостоятельно выбирают карточку-схему, отображающую это свойство). Благодаря этой особенности, лед на водоемах появляется лишь на поверхности воды. А что бы случилось, если бы лед тонул в воде? (рыбок раздавил, растения). Если бы лед тонул в воде, то на поверхности образовывались бы все новые и новые пласты льда. Они в свою очередь опускались бы вниз, и водоем промерзал бы до самого дна. Вследствие этого, водные растения на дне были бы скованы льдом, а рыбе и всему живому, что находится в воде, угрожала бы неминуемая гибель. К счастью, этого в природе не происходит. Проведя опыты, мы получили ответ на наш вопрос. Лед не тонет в воде, потому что он легче. Лаборатория закрывается. Мы возвращаемся в группу. (снимаем халаты). |