Просмотр содержимого документа
«"По дороге к Азбуке"»
Паспорт проекта
Долгосрочный проект «По дороге к Азбуке»
Автор проекта: учитель-логопед Любимова А.И
Раздел : Содержательная часть проекта
1. Аннотация проекта
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2023 года.
II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2023 г.
III этап – практический: 15.09.2023 – 30.05.2024 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2023 года.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.
К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.
Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект
В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.
Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.
Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.
Задачи проекта:
разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
познакомить с правилами школьной жизни;
развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
обогащать словарный запас и развивать речь;
формирование грамматического строя речи ребенка;
проделать первые шаги к рефлексии.
Ценность проекта:
создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
оказание помощи родителям детей с ОНР.
реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.
Подготовительная (исследовательская) часть проекта.
Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.
Объектом проекта является дети с ОНР, посещающие подготовительную группу компенсирующей.
Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.
Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.
Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:
речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ - 21 %;
являются причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.
Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.
4. Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы) внешней среды:
семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
возможности изучения опыта инновационной деятельности других школ;
Факторы, представляющие угрозы для ОУ:
Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.
Сильные стороны ОУ:
у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
режим работы детского сада позволяет организовать занятия в утреннее и вечернее время.
потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности
система стимулирования работников ДОУ за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
функционирует сайт школы имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям
на базе школы существует психологическая служба
Слабые стороны ОУ:
Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.
Определение возможной стратегии реализации проекта:
Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:
Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.
Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:
КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
Изучить опыт по данной проблеме.
Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения
5. Планирование работы по реализации проекта.
Поэтапный план-график реализации проекта
Проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.
II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.
(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).
III этап – практический: 15.09.2023 – 30.05.2024г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2023 года.
Продолжительность проекта – 8 месяцев.
Направления
Действия по реализации задач
Ожидаемые результаты
Участники реализации
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года
Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня
Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС
Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОНР
Учитель-логопед
II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2023 г.
Нормативно-правовое обеспечение
Разработка изменений для внедрения проекта.
Перспективные планы.
Пакет «Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность группы компенсирующей направленности
Учитель-логопед,
педагог-психолог и
педагоги работающие с детьми
Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ
определение направлений,
форм деятельности
Комплекс коррекционных занятий
Программно-методическое обеспечение
подбор методической литературы
согласование и утверждение планов работы
Пакет документов по каждому направлению:
- индивидуальный образовательный маршрут.
- перспективно-календарное планирование
- методическое обеспечение
- диагностические материалы
Создание условий для реализации проекта
Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН
Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям .
III этап – практический: 15.09.2023 – 30.05.2024 г.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы» Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».
Учитель-логопед, педагог-психолог педагоги дети старшего дошкольного возраста с ОНР
Речь и речевое развитие
Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву». Сочинение стихотворений, загадок о буквах. Сотворчество детей и родителей по теме проекта.
Художественная литература
Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква». Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука». Загадки на тему: «Чтение, письмо»
Изобразительная деятельность
Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку», Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука» Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени». Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд». Сотворчество детей с родителями по теме проекта.
Учебная деятельность
Познавательные занятия. Подготовка к обучению грамоте.
Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
Беседа: «Об истории азбук и букварей».
Экскурсии: «Путешествие в книжное царство» «Скоро в школу мы пойдем!»
Создание альбомов «От звука к слову»
Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».
Музыка
Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная). Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»
Взаимодействие с родителями
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе» Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква» Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!» Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети». Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку» Презентация мини-музея «Моя любимая буква» Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».
IV этап – аналитический: сентябрь 2024года
Промежуточный мониторинг
Анализ результатов выполнения проекта:
Анкетирование;
Анализ эффективности работы логопедической КНОД .
Учитель-логопед
Образ конечного результата, критерии его оценки.
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
Качественные
Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).
Количественные
Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе
Результат проекта:
Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
Возможности дальнейшего развития проекта:
На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
Публикации опыта работы.
Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.