Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволили выявить затруднения и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
1. Недостаточность теоретических знаний становления и развития игровой деятельности дошкольного возраста.
2. Недостаточность знаний и умений самостоятельной деятельности воспитанников
В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования были выбраны:
- формирование необходимых профессиональных умений по организации различных видов сюжетно-ролевых игр дошкольников;
- формирование необходимых профессиональных умений по поддержке и сопровождению воспитанников в процессе развития свободной игровой деятельности.
Проблема сюжетно-ролевых игр дошкольников с целью подготовки их к современной жизни является достаточно актуальной. Это сложный и многогранный процесс развития социального сознания под влиянием различных факторов и возрастных особенностей. Благодаря игровой деятельности дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему миру, к проблеме взаимоотношений между людьми, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных ориентаций.
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие его положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.
Именно поэтому я обращаю особое внимание не только на обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, но и формирую у детей умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. Ребенок всегда играет, игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту, интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра - источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский.
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
Ребенок создает в игре вымышленную ситуацию, но действует в ней как в реальной. Себя и свою деятельность в игре он принимает всерьез (и хорошо, если его всерьез принимают взрослые), вкладывает в нее все свои силы и способности и в силу этого, в игре происходит интенсивное развитие его личности. То, что ребенок наблюдает и узнает в совместной, с другими людьми, жизни он воспроизводит в игре, и через это он все прочнее и разностороннее усваивает сведения о социальных функциях действий и личностные отношения.
1. Изучение методической литературы:
2. Ознакомление с методическим материалом по сюжетно-ролевым играм для детей дошкольного возраста;
3. Оформление предметно-развивающей среды по сюжетно - ролевым играм:
4. Изготовление атрибутов к играм
5. Картотека сюжетно-ролевых игр
6. Составление консультационного материала для родителей:
- “ Что такое сюжетно - ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? ”
- Рекомендации для родителей «Советы родителям по игровой деятельности с детьми»; «Чем занять ребенка дома»; «Занимательные занятия с мамой на кухне»; «Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста»; «Играем везде»
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые
для решения задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
2. Разработан учебно-методический комплект: картотека по
сюжетно-ролевым играм, игровые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей.
4. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в
группе по сюжетно-ролевым играм.
5. Организована безопасная и психологически комфортная
образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
1. Сформирована установка положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе.
2. Сформировано умение взаимодействовать с окружающими
людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
3. Сформированы основы нравственных качеств личности ребенка,
его начальных поведенческих позиций.
4. Сформировано желание участвовать в совместных проектах,
акциях и мероприятиях социально-нравственного характера.
5. Развиты основы социального самоконтроля и самосознания.
1. Продолжить работу по теме: «Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы.
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
СЕНТЯБРЬ | 1 неделя | Игра «Школа» (стр. 134, Краснощекова Н.В.) Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Знакомство и приучение дошкольников к. режиму школьной жизни. Игровой материал. Строительный материал, тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, портфели,, пеналы, картон;. Подготовка к игре. Экскурсия в школу, беседа с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом. Рассматривание и чтение детских квит по теме «Школа». Показ фильма или мультфильма о школьной жизни. Беседа по картине «На уроке». Изготовление совместно с воспитателем игровых атрибутов: портфелей, пеналов, маленьких тетрадей, альбомов для рисования, маленьких палочек, картонных, фигурок. Игровые роли. Учитель, ученики, директор, вахтер, уборщица. |
2 неделя | Игра «Магазин» ( стр. 129, Краснощекова Н.В.) Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах. Игровой материал. Плакат «Магазин», прилавки, кассы, бумага, карандаши, несколько игрушечных весов, счеты, банки емкостью 0,5 л, 1 л, 2 л, пластилин, природный материал, предметы-заместители, одежда для продавцов, сумки, кошельки. Подготовка к игре. Этическая беседа о поведении ребят в общественных местах, в том числе в магазине. Экскурсия в магазин. Беседа с администрацией магазина. Сооружение прилавков и касс. Изготовление атрибутов для игры. Игровые роли. Директор магазина, продавцы, кассиры, покупатели, рабочие фабрики, шоферы. |
3 неделя | «Дизайнерская студия» (стр. 68, Виноградова Н.А.) Цели: Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре), учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии. Примерные игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ; согласование с заказчиком; оформление интерьера, сдача заказа; дополнения декоративными деталями; решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций; оплата заказа. Предметно-игровая среда. Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др.; планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка. Перспектива обогащения предметно-игровой среды: альбомы с образцами светильников; альбомы по флористике. |
4 неделя | «Служба спасения» (стр. 64, Виноградова Н.А.) Цель: Создавать условия и поощрять социальное творчество. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей. Подготовка к игре: Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение художественной литературы. Игровой материал, оборудование: Набор техники специального назначения, рации, телефоны, планы, карты, символика службы спасения, инструменты, защитные каски, перчатки, фонари, использование атрибутов из других игр, например «Скорая помощь». Игровые роли, действия: Вызов по тревоге; осмотр места происшествия, ориентировка на местности; распределение спасательных работ между разными группами; использование техники специального назначения; спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу. |
| 1 неделя | Игра «Почта» ( стр. 130, Краснощекова Н.В.) Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким. Игровой материал. Плакат «Почта», прилавки, почтовый ящик, открытки, конверты, белая и цветная бумага, карандаши, деньги, кошельки, детские журналы и газеты. Подготовка к игре. Экскурсия на почту, краткая беседа с работниками почты, наблюдения за их трудом. Рассматривание и чтение детских книг: Н. Григорьева «Ты опустил письмо», Е. Мара «История одного пакета», А. Шейкина «Вести приходят так», С. Я. Маршака «Почта». Показ фильма или мультфильма по теме «Почта». Беседа по картине «На почте». Изготовление совместно с воспитателем игровых атрибутов: почтовой бумаги, маленьких конвертов, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др. Игровые роли. Работники почты: сортировщица, почтальон, телеграфист, оператор по приему бандеролей и посылок, начальник почты, шофер; посетители. |
Октябрь | 2 неделя | «Экологи» (стр. 63, Виноградова Н.А.) Цель: Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости. Подготовка к игре: Чтение художественной литературы, проведение опытов, беседы, изготовление атрибутов. Игровой материал, оборудование: Планы, карты, схемы местности; «Красная книга»; халаты; путеводители; видеокамера; паспорта различных животных и растений. Игровые роли, действия: Выбор объекта, работа с картами, планами местности; изучение экологических паспортов; изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т.д.); предъявление штрафных санкций; работы по исправлению экологической ситуации; фотографирование, съемка нарушений. |
3 неделя | Игра «Пароль» ( стр. 116, Краснощекова Н.В.) Цель. Приучение детей к выполнению требований воспитателя, няни, медицинской сестры. Закрепление правил поведения в общественных местах. Игровой материал. Красная кепка и наручная повязка, носовые платки, чистая одежда; афиши, билеты и др. Подготовка к игре. Беседа о требованиях детского сада, предъявляемых к ребенку. Этические беседы на тему «Мы идем в театр». Подготовка атрибутов для игры в театр. Игровые роли. Часовой, воспитанники, кассир, билетер, зрители, артисты. |
4 неделя | «Олимпиада» (стр. 65, Виноградова Н.А.) Цели: Формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отобразить события общественной жизни, интересующее детей, объединить детей вокруг одной цели, способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной деятельности, направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость. Примерные игровые действия: зажжение олимпийского огня; представление и шествие команд; приветствие спортсменам руководителя страны или министра спорта; открытие олимпиады и концерт; спортивные выступления; закрытие олимпиады. Предметно-игровая среда. Оборудование: олимпийская символика; эмблемы команд; судейские свистки, финишные ленты; медали и др. награды; секундомер, рулетка; микрофоны, фотоаппараты. Перспектива обогащения предметно-игровой среды: фотографии столиц Олимпийских игр; в флаги, флажки для болельщиков; стартовый пистолет; имитация факела |
Ноябрь | 1 неделя | «Исследователи космоса» (стр. 62, Виноградова Н.А.) Цель: Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительный материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей. Подготовка к игре: Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение художественной литературы. Игровой материал, оборудование: Карта космического неба, карта созвездий, элементы космических кораблей, бинокли, рации, журнал наблюдений, телескоп. Игровые роли, действия: Выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т.д., создание лаборатории, работа в обсерватории, проведение опытной работы, изучение фоторграфий, видеосъемки из космоса, использование космических научных станций, ученый совет, подведение итогов исследований. |
2 неделя | «Скорая помощь» (стр. 48, Виноградова Н.А.) Цель: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. Подготовка к игре: Экскурсия в поликлинику. Беседа с медицинским персоналом поликлиники. Посещение медицинского кабинета в детском саду. Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И.Туричина, сказки «Доктор Айболит» К.И. Чуковского. Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. Игровой материал, оборудование: Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, направления, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон, компьютер, носилки. Игровые роли, действия: Приход в поликлинику, регистратура, прием у врача, выписка лекарства, вызов «Скорой помощи», госпитализация, размещение в палате, назначение лечения, обследования, посещение больных, выписка. |
3 неделя | «Цирк» (стр. 54, Виноградова Н.А.) Цель: Научить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках. Подготовка к игре: Рассматривание иллюстраций о цирке, чтение художественной литературы, разыгрывание миниатюр. Игровой материал, оборудование: Афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки», гирлянды, фигурки клоунов, флажки, атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы, грим, косметические наборы, спецодежда для билетеров, работников буфета. Игровые роли, действия: Изготовление билетов, программок циркового представления, подготовка костюмов, покупка атрибутов, подготовка артистов к представлению, составление программы, цирковое представление с антрактом, фотографирование. |
4 неделя | Игра «В лесу» ( стр. 123, Краснощекова Н.В.) Цель. Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интереса и любви к природе. Игровой материал. Коллекции цветов, листьев, семян, грибов. Рисунки стволов деревьев. Костюмы для детей. Ключ из картона. Угощение. Подготовка к игре. Экскурсия в лес. Изготовление совместно с родителями костюмов для игры. Разучивание лесных танцев. Выставка коллекций семян, листьев, цветов, грибов. Подготовка игр и аттракционов для лесного карнавала. Игровые роли. Хозяева лесных опушек, гости леса. |
Декабрь | 1 неделя | «Театр» (стр. 55, Виноградова Н.А.) Цель: Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи. Подготовка к игре: Рассматривание иллюстраций о театре, беседа, чтение художественной литературы, изготовление атрибутов к игре. Игровой материал, оборудование: Ширма, различные виды театров, афиши, билеты, программки, элементы костюмов. Игровые роли, действия: Выбор театра, изготовление афиши, билетов, приход в театр зрителей, подготовка к спектаклю актеров, подготовка сцены к представлению работниками театра, спектакль с антрактом. |
2 неделя | «Ателье. Дом мод» (стр. 50, Виноградова Н.А.) Цель: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей. Подготовка к игре: Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разыгрывание сценок, изготовление атрибутов к игре. Игровой материал, оборудование: Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.), фурнитура, выкройки, бланки заказов, «манекены». Игровые роли, действия: Выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала, закройщики снимают мерки, делают выкройку, приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа, швея выполняет заказ, проводит примерку изделия, заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении, кассир получает деньги за выполненный заказ, может действовать служба доставки. |
3 неделя | Игра «Библиотека» ( стр. 138, Краснощекова Н.В.) Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения. Игровой материал. Книги, формуляры. Подготовка к игре. Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Рассматривание картины. «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?». Чтение произведения С. Жупанина «Я — библиотекарь». Показ фильма или мультфильма о библиотеке. Открытие «Книжкиной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений. Игровые роли. Библиотекарь, читатели. |
| 4 неделя | «Пираты» (стр. 53, Виноградова Н.А.) Цель: Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами-заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Отображать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов. Развивать творческое воображение, активизировать речь детей. Подготовка к игре: Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение художественной литературы. Игровой материал, оборудование: Флаг, сундук, шкатулки, «сокровища». Игровые роли, действия: Постройка пиратского корабля, поиски сокровища, встреча двух судов, разрешение конфликта. |
Январь | 1 неделя | «Строительство» (стр. 47, Виноградова Н.А.) Цели: Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей. Примерные игровые действия: выбор объекта строительства; выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку; строительство; дизайн постройки; сдача объекта. Предметно-игровая среда. Оборудование: планы строительства; различные строительные материалы; инструменты; униформа, строительная техника; каски; образцы: материалов; журналы по дизайну. |
2 неделя | Игра «Завод» ( стр. 140, Краснощекова Н.В.) Цель. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод (фабрика) и что он производит. Воспитание у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям рабочих династий. Игровой материал. Машины легковые, грузовые, подъемный кран, флажки для украшения построек, железная дорога, защитные очки, трубы для завода из бумаги, картона, катушек, защитные рукавицы, пропуска, ведерко, цветная бумага, природный материал, ткань, нитки, иголки. Подготовка к игре. Экскурсия к проходной завода. Экскурсия на фабрику. Беседа о труде рабочих. Просмотр фрагментов фильма о людях рабочих специальностей. Чтение рассказа «Автомобильный завод» из книги А. Дорохова «Сто послушных рук». Чтение отрывков из книг В. Маяковского «Кем быть?», В. Авдиенко «Все работы хороши», В. Арро «Встань пораньше». Рассматривание иллюстраций к книге В. Соколова «Сталевар». Рисование на тему «Наш завод (фабрика)». Лепка автомобилей. Составление альбома о труде взрослых на заводе (фабрике). Игровые роли. Директор завода, сталевар, оператор, грузчик, прокатчик, шофер, бригадир, крановщик, сборщик, контролер, строитель, конструктор, швея, инструктор. |
3 неделя | «Зоопарк» (стр. 159, Виноградова Н.А.) Цель: Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным. Подготовка к игре: Беседа о работе зоопарка. Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?, В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица». Изготовление альбома «Зоопарк». Рисование и лепка животных. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. Игровой материал, оборудование: Самоделки, предметы-заместители, игрушки животных, набор «Зоопарк, куклы, проволока для изготовления клеток, природный материал и др. Игровые роли, действия: Воспитатель, кассир, контролер, уборщица, ветеринар и др. |
4 неделя | «Исследователи» (стр. 56, Виноградова Н.А.) Цель: Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог. Подготовка к игре: Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение художественной литературы. Игровой материал, оборудование: Наборы для лаборатории, микроскопы, увеличительные стекла, различные насекомые (пластм.), природные материалы, стаканчики, пробирки, насос. Игровые роли, действия: Выбор объекта исследований, создание лаборатории, проведение опытной работы, фотографирование, съемки промежуточных результатов, научный совет, подведение итогов исследований. |
Февраль | 1 неделя | «Водители. Гараж» (стр. 49, Виноградова Н.А.) Цель: Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей. Подготовка к игре: Беседа о работе водителей. Рассматривание иллюстраций по теме «Водители. Гараж». Чтение литературы по теме. Изготовление атрибутов к игре. Игровой материал, оборудование: Рули, планы, карты, схемы дорог, различные документы (права, технические паспорта автомобилей), наборы инструментов для ремонта автомобилей, дорожные знаки, светофор, страховые карточки, автомобильные аптечки, телефоны. Игровые роли, действия: Диспетчер выдает путевые листы водителям; водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину; при необходимости механиком производятся ремонтные работы; оказывает необходимую помощь товарищу; доставляет груз по назначению; приводит машину в порядок; возвращается в гараж. |
2 неделя | «Моряки. Рыбаки. Подводная лодка» (стр. 52, Виноградова Н.А.) Цель: Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе. Подготовка к игре: Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение художественной литературы. Игровой материал, оборудование: Флаги, спасательные жилеты, акваланги, матросские воротники, экран слежения, перископ, веревочная лестница. Игровые роли, действия: Постройка корабля, подводной лодки, подготовка к плаванию, выбор маршрута, плавание, ремонт судна, работа водолазов, подъем флага на корабле, возвращение в порт (док) . |
3 неделя | Игра «Пограничники» ( стр. 147, Краснощекова Н.В.) Цель. Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитание у них смелости и выносливости. Игровой материал. Игрушки: пистолеты, автоматы; погоны, знаки различия, палатка (для оборудования санчасти), санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котел, кружки. Подготовка к игре. Встреча детей с пограничником, беседа о трудной и почетной службе в пограничных войсках. Чтение нескольких рассказов о пограничниках, просмотр кинофильма. Рисование на тему «Граница». Разучивание и драматизация песен о границе. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Игровые роли. Командующий армией, командир заставы и наряда, шпионы, разведчики, связные, снайперы, врач, санитарки, рядовые пограничники, повар и др. |
4 неделя | «ГИБДД» (стр. 51, Виноградова Н.А.) Цель: Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представления об их значении для жизни города, условия труда и взаимоотношениях «инспектор – водитель», «инспектор – пешеход». Развивать диалогическую речь. Подготовка к игре: Экскурсия к проезжей части, рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, п/и «Красный, желтый, зеленый», д/и «На дороге». Игровой материал, оборудование: Жезлы, свистки, дорожные знаки, светофоры, водительские права. Игровые роли, действия: Определение места работы инспекторов, работа с планами; инспектор – водитель; инспектор – пешеход; оформление документов на машину; отчет инспекторов начальнику ГИБДД. |
Март | 1 неделя | «Кафе. Пиццерия» (стр. 60, Виноградова Н.А.) Цель: Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формулировать навыки доброжелательного отношения детей. побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Подготовка к игре: Рассматривание сюжетных картинок, разыгрывание миниатюр, словесная игра «Вежливые слова». Игровой материал, оборудование: Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, скатерти, полотенца, салфетки, наборы продуктов, пиццерия. Игровые роли, действия: Выбор столика, знакомство с меню, прием заказа, приготовление заказа, прием пищи, работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность), оплата заказа, уборка столика, мойка посуды. |
2 неделя | Игра «Путешествие с героями любимых книг» ( стр. 127, Краснощекова Н.В.) Цель. Привитие интереса к книгам детских писателей. Развитие способности принимать на себя роль сказочного героя. Игровой материал. Костюмы литературных героев, бумага, карандаши, краски, атрибуты для игры, фишки, елочные шишки, конфеты, печенье. Подготовка к игре. Чтение сказок детских писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям. Инсценировки фрагментов сказок. Просмотр мультфильмов по сказке. Игровые роли. Петрушка, Доктор Айболит, Буратино, герои детских сказок. |
Апрель | 3 неделя | Игра «Семья» ( стр.85, Краснощекова Н.В.) Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.). Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители. Подготовка к игре. Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп. Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра. |
4 неделя | Игра «День рождения» ( стр. 115, Краснощекова Н.В.) Цель. Воспитание чуткости, внимания. Закрепление культурных навыков. Игровой материал. Игрушечная посуда, пластилин, кусочки материи, нитки, цветная бумага, природный материал. Подготовка к игре. Беседа об организации дня рождения. Разучивание стихов, придумывание игр, аттракционов. Составление плана игры. Игровые роли. Именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, учительница, братья, сестры, гости. |
1 неделя | Игра «Путешествие по реке» ( стр. 125, Краснощекова Н.В.) Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представлений о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых — работников речного порта для городов и сел страны. Игровой материал. Строительный материал, пластилин, картон и др. материалы; атрибуты для игры: тельняшки, фуражка капитана, руль. Подготовка к игре. Экскурсия в порт. Беседа о порте с использованием иллюстративного материала. Чтение отрывков из книги Ф. Лева «Мы плывем на самоходке». Сооружение из строительного материала причалов и судов. Рисование различных кораблей. Изготовление карты-схемы реки. Лепка подарков для отправки в другие города. Подготовка выставки рисунков. Рассматривание картины «Морской порт». Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «В порту». Игровые роли. Капитан, матросы, грузчики, пассажиры, жители города, директор завода, рабочие. |
2 неделя | Игра «Космонавты» ( стр. 150, Краснощекова Н.В.) Цель. Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитание ответственного отношения к учению. Совершенствование физической подготовки. Обучение самостоятельно развивать сюжет игры. Игровой материал. Строительный материал, эмблемы, игрушки, атрибуты для игры. Подготовка к игре. Рассматривание иллюстративного материала. Чтение художественной литературы (А. Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах. Просмотр фильма о космонавтах. Рисование на тему «Космос». Разучивание песен о космонавтах. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Игровые роли. Командир отряда космонавтов (педагог), бортинженер, диспетчер, командиры космических экипажей, космонавт номер 1, космонавт номер 2, космонавт номер 3. |
3 неделя | Игра «Улица» ( стр. 119, Краснощекова Н.В.) Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте. Игровой материал. Картонные дома, вывески, фигурки людей, игрушки-машины, светофор, рули. Подготовка к игре. Тематические прогулки — экскурсии по улице. Беседы с использованием иллюстративного материала. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «Улица». Игровые роли. Пешеходы, шоферы, милиционер, дворник и др. |
4 неделя | «Телевидение» (стр. 49, Виноградова Н.А.) Цель: Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей. Подготовка к игре: Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе на телевидение, чтение художественной литературы. Игровой материал, оборудование: Компьютеры, рации, микрофоны, фотоаппараты, «хлопушка», программы (тексты), символика различных программ, элементы костюмов, грим, косметические наборы, элементы интерьера, декорации, сценарии, фотографии. Игровые роли, действия: Выбор программы, составление программы редакторами; составление текстов для новостей, других программ, подготовка ведущих, зрителей, оформление студии, работа осветителей и звукооператоров, показ программы. |
Май | 1 неделя | Игра «Российская Армия» ( стр. 97, Краснощекова Н.В.) Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры, формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов Моряков в родном городе. Расширение представлений детей а типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизм гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей. Игровой материал. Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер мешочки с песком, шлемы, предметы-заместители. Подготовка к игре. Экскурсии к памятника, к местам боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала па теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», я. Длугаленского «Что умеют солдаты»- из книги «Не Потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники. Игровые роли. Танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос. |
2 неделя | «Первобытные люди» (стр. 66, Виноградова Н.А.) Цели: Выполнять различные роли в соответствии с развитием сюжета, использовать различные строительные, бросовые матери алы для изготовления необходимой атрибутики, формировать умение планировать действия всех играющих. Отобразить в игре события прошлого. Развивать творческое воображение, активизировать речь детей. Примерные игровые действия: устройство пещер, обустройство их; изготовление орудий труда, посуды, оружия, украшений и т. д.; охота, приготовление пищи; воспитание детей и обучение их письму, счету; рисование наскальной живописи, написание пиктограмм, праздники древних людей. Предметно-игровая среда. Оборудование: инструменты и орудия труда (предметы-заместители); природный материал; украшения; следы животных; лук, копье; макеты костра, пещеры; плоскостные изображения древних животных; наскальная живопись. Перспектива обогащения предметно-игровой среды: элементы одежды первобытных людей; сети, арканы. |
3 неделя | Игра «Волшебники» ( стр. 117, Краснощекова Н.В.) Цель. Воспитание у детей чуткости, стремления проявить заботу и внимание к окружающим. Игровой материал. Карандаши, бумага, картон, пластилин и др. Подготовка к игре. Чтение сказок. Этическая беседа «Добрые волшебники». Изготовление подарков для малышей. Подготовка к концерту. Игровые роли. Волшебники. |
4 неделя | Игра «Детский сад» ( стр. 83, Краснощекова Н.В.) Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители. Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад». Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, няня, повар. |