kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект "Друг природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Друг природы"»

Педагогический проект

«Друг природы»



Актуальность

В настоящее время проблемы экологического воспитания дошкольников не утрачивает своей актуальности. Бережное и уважительное отношение к природе – условие выживания человечества, но прежде, надо научиться воспринимать и любить ее. А между тем стали редкими уже многие обычные когда-то растения и животные, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы, загрязнены вода, воздух.

Как отмечают психологи, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Я согласна с высказыванием, В.А. Сухомлинского: необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. А, затем уже, воспитывать у детей бережное отношения к природе через усвоение ими норм и правил поведения по отношению к объектам окружающей среды, выработку умений, необходимых для включения их в активную деятельность по охране природы. Непонимание ребенком взаимосвязей между живым и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм и законов. Поэтому, на мой взгляд, для решения проблем экологического воспитания наибольший интерес представляет проектная деятельность. Экологические знания раскрывают зависимости, существующие в природе, и этим способствуют формированию осознанного отношения к природным объектам, насколько это возможно в данном возрасте.

Цель проекта:

Формирование у детей экологических знаний и представлений, а также познавательного интереса через поисковую деятельность.


Задачи

Образовательные:

- формирование у детей экологических знаний, культуры бережного отношения к природе;

- расширение сенсорного опыта дошкольников и углубление представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о неживой и живой природе;

- создание условий для проведения практических опытов;

- обогащение словарного запаса, жизненного опыта детей;

Развивающие:

-развивать наблюдательность, исследовательские навыки, воображение, речь, мышление.

Воспитательные:

- создать положительное эмоциональное настроение;

- воспитывать любовь к родной природе, желание оберегать и сохранять ее;

- воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе, любовь ко всем ее объектам.

Тип проекта:

- по доминирующей в проектной деятельности: познавательно-исследовательский

- по числу участников проекта : групповой

- по профилю знаний: ОО «Познавательное развитие»

- по времени проведения: краткосрочный (3 месяца)

Сроки проведения:

с 5 декабря 2014 г. по 25 февраля 2015 г.

Участники проекта:

  • дети средней группы 4 – 5 лет

  • родители воспитанников

  • воспитатель

Гипотеза

Я предполагаю, что в ходе реализации проекта, дети приобретут знания не только из книг, но из неба и земли, из деревьев, то есть познакомятся и изучат сами вещи, а не только чужие наблюдения и свидетельства об окружающих нас вещах и явлениях, приобретут навыки исследователя, повысится познавательный интерес через поисковую деятельность, только в том случае, если будут созданы такие педагогические условия, как: преобразование предметно-развивающей среды в группе, включение в образовательный процесс  работы лаборатории путем экспериментирования и элементарных опытов  с объектами неживой природы.


Педагогические принципы:

- принцип развития (отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности);

- принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно-образовательной работы);

- принцип природосообразительности (свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям);

- принцип доступности (предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей);

- принцип системности (достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием);

- принцип последовательности (заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательно-исследовательской деятельности);

- принцип наглядности.



Этапы работы

1-й этап – подготовительный

Деятельность педагога:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;

- подбор материалов познавательной деятельности детей;

- составление перспективного плана мероприятий;

Совместная деятельность детей:

- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;



2-й этап –исследовательский (выполнение проекта)

Цель: формирование знаний, умений, навыков в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

Формы и методы работы:

Игровая деятельность: «Найди, о чем расскажу», «Найди дерево по описанию», «Так бывает или нет?», «Какое время года?», «Загадайте, мы отгадаем».

Познавательное развитие:

Наблюдения: за явлениями природы (снегопад, метель, пурга, вьюга, оттепель); следы на снегу (сравнение следов ребенка и взрослого, кошки и собаки, воробья и вороны); деревья и кустарники под снежным покровом; наблюдение за испарением воды; наблюдение «У природы нет плохой погоды».

  • Рассматривание иллюстраций о природе.

  • Рассматривание картин из серии «Зимующие птицы», «Зимние развлечения», «Животные нашего леса», «Времена года».

Опытно-исследовательская деятельность: эксперимент «Вода-лед-вода», «В воде не тонет», «Воздух легче воды», «Превращение снега в воду», «Растение теряет влагу через испарение».

Речевое развитие:

  • беседа на тему: «Как живут животные и птицы зимой», «Поможем природе»

  • НОД «Времена года», «Берегите воду», «Зайчик в беде», «Помогите белке».

Чтение художественной литературы:

  • чтение произведения Л. Воронковой «Снег идет», Н. Калинина «Про снежный колобок»; сказки «Заюшкина избушка», «Лисичка -сестричка и волк», «Зимовье зверей»; стихи Я. Аким «Первый снег», А. Барто «Елка», И. Суриков «Зима»; рассказы Н. Носов «Лисята», Е. Чарушин «Что за зверь?».

Социально- коммуникативная деятельность:

  • дидактические игры экологической направленности «Угадай, это животное или птица?», «Какое время года?», «Собери картинку», настольная игра «Времена года», «Живая, неживая природа»

Продуктивная художественная деятельность:

  • рисование «Дерево зимой», «Природа зимой», «На дворе белым бело», «Снегопад».

Физическое развитие:

- подвижные игры «У медведя во бору», «Снежиночки - пушиночки»; игры на воздухе «Берегись заморожу», «Найди Снегурочку», «Снежинки и ветер»; катание на санках.

Формы и методы работы с родителями:

  • Беседы с родителями о важности проекта.

  • Родительские собрания «Правильное отношение детей к природе начинается в семье», «С детства – любовь к животным»

  • Консультации «Возможности семьи в осуществлении экологического воспитания детей», «Как помочь ребенку отразить впечатления о природе в игре».

  • Стенды с материалом «Любви к природе ребенок учится у родителей», «Прекрасный мир аквариума»

  • Посещение выставки «Загадочный мир океана»

  • Проекты детей совместно с родителями.

(3- й этап – заключительный обобщающий)

  • анализ достижения поставленной цели;

  • обобщение результатов работы, формулировка выводов, составление рекомендаций.

4-й этап – презентация проекта

Оформление выставки творческих работ

Оформление фотовыставки совместно с родителями «Природа моего края»

5-й этап – определение задач нового проекта.



Результаты проектной деятельности:

  • Повысился уровень исследовательской деятельности у детей:

  • сформирован навык проведения простейших и сложных опытов, навык ведения наблюдений за объектами живой и неживой природы, объяснения причинно-следственных связей в природе;

  • - повысился познавательный интерес у детей;

  • - сформирован устойчивый интерес к живой и неживой природе

  • - сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.























Перечень опытов, демонстрируемых детям для расширения знаний о свойствах объектов неживой природы. (для старшего дошкольного возраста)

Эксперимент 4. «Где вода?»

Предположение: глина не пропускает воду и так получаются лужи.  свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно с одинаковым количеством  воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок).

Вывод: Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины; почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

Эксперимент 5. «Ветер»

Предположение: при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган - дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему.

Вывод:  т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться  друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

2 блок  занятий:  экспериментирование с воздухом.

Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»

Предположение:  вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).

Эксперимент 2. «Реактивный шарик»

Предположение: для того, чтобы воздушный шарик летел дольше, надо его как можно больше надуть.

 Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета.

Вывод: т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться, то чем больше воздуха, тем дальше и быстрее летит шарик.  

Эксперимент 3. «Подводная лодка»

Предположение: сможет ли стакан подняться со дна, если его погрузить в воду.

Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух.

Вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он   вытесняет воду и стакан  всплывает.

Эксперимент 4. «Сухой из воды»

Предположение: можно ли опустить стакан в воду и не намочить  лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя  стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая  стакан,  взрослый  предлагает  определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Эксперимент 5. «Свеча в банке»

Предположение: можно ли погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и задувая ее.  Проделать  следующее:  зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет.

Вывод: для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.

Эксперимент 6. «Почему не выливается?»

Предположение: можно ли  перевернуть стакан с водой,  что бы вода из него не  вылилась. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку – открытка не падает, вода не выливается.

Вывод: вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. причина – воздушное давление).

                                 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический проект "Друг природы"

Автор: Коляденкова Наталья Александровна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Педагогический проект по теме "Золотое сечение" в архитектуре и литературе" "
    ["seo_title"] => string(90) "piedaghoghichieskii-proiekt-po-tiemie-zolotoie-siechieniie-v-arkhitiekturie-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "118383"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413126575"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Педагогический проект: Развитие творческих и исследовательских способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(172) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-tvorchieskikh-i-issliedovatiel-skikh-sposobnostiei-na-urokakh-tiekhnologhii-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152205"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420814175"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Педагогический проект по теме: Развитие критического мышления средствами проблемного обучения на уроках технологии в контексте ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(157) "piedaghoghichieskii-proiekt-po-tiemie-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-sriedstvami-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii-v-kontiekstie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117085"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412697237"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Педагогический проект "Мы знаем комнатные растения" "
    ["seo_title"] => string(59) "piedaghoghichieskii-proiekt-my-znaiem-komnatnyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "135106"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416852020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства