|    Месяц/ не  деля   |    Тема, литература   |     программное содержание   |     Материалы и оборудование   |    Методы и приемы   |     Совместная деятельность с родителями   |    Совместная деятельность с детьми   |  
  |    09       3 неделя   |     «Красивые     цветы»       Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада»с.43 З.Дыбина ОБ. Творим, изменяем, преобразуем, с. 15.   |    Учить передавать в рисунке части растения; закреплять умение рисовать кистью и красками, используя прием примакивания концом кисти; развивать речевую и познавательную активность4 воспитывать бережное отношение к цветам   |    ¼ альбомного листа, акварельные краски   |    Орг. момент, беседа, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций, показ образца, способа выполнения, пальчиковая гимнастика, самостоятельная деятельность анализ, выставка работ   |     Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребёнка», ж. «.Дошкольное воспитание, №7, 2009 г.   |     На прогулке рассмотреть траву, ее цвет (какая она - длинная, короткая, мягкая, жесткая, есть ли в траве цветы, какие они).   Игры: «Найди такую же траву»; «Найди травку такого же цвета».  Из пластиковой бутылки вместе с Детьми изготовить горшочки для цветов.   |  
  |   4 неделя   |     «Радостная осень»         Казакова Т.Г. «Развивать у дошкольников творчество» с.69 1 .Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, с. 29.   |    Учить самостоятельно располагать изображение на листе4 учить видеть красоту осенней природы; развивать творчество; воспитывать бережное отношение к природе   |    1/2 альбомного листа, краски, кисти, иллюстрации осенних пейзажей   |    Оргмомент, игровая мотиваия, чтение стихотворения, загадки о весне. Использование моделей, рассказ,объяснение, положительная оценка детских работ   |     Выставка «Осенний букет»   |     1.На прогулке рассмотреть деревья на участке детского сада.   2.Составить с детьми красивые маленькие букетики из травы и цветов и поместить их на «Полочке красоты».   Предложить детям краски для их смешивания и получения новых оттенков цветов.  Предложить детям порисовать пальчиками на подносе с манной крупой.   |  
 
             |    Мес   яц/   неделя   |     Тема, литература   |    Программное содержание   |     Материалы и оборудование   |    Методы и приемы   |     Совместная деятельность с родителями   |    Совместная деятельность с детьми   |  
  |    10   1 неделя   |     «Кто живет в осеннем лесу»          Курочкина Н.А.знакомст-во с натюрмортом, с.51 Н.А. Знакомим с пейзажной живописью, с. 9.   Курочкина Н.А.знакомство с пейзажной живописью, с.9 Н.А. Знакомим с натюрмортом, с. 51. Н.А. Знакомим с пейзажной живописью, с. 9.Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом, с. 51.             Н.А. Знакомим с пейзажной живописью, с. 9.Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом, с. 51.   |     Развивать игровой замысел; учить самостоятельно располагать изображение на бумаге; умение различать животных, развивать познавательную активность; воспитывать интерес к природе   |    • Иллюстрация, бумага альбомного формата, голубая и серая, краски и кисти   |    Оргмомент, показ, беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение, самостоятельная работа   |     Оригами «Кто живет в осеннем лесу»   |     Рассмотреть осеннюю траву. Сравнить форму травинок и листочков, полюбоваться симметричностью их строения. Засушить их на память.   Рассматривания картины И.И.Левитана «Золотая осень. Слободка».   Художественно- развивающая игра «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками».   |  
  |    2 неделяя   |     «Птичий   дом»     Казакова Т.Г. с.75   |     Учить передавать  в рисунке несложный сюжет, закреплять у детей знания об окружающем мире; развивать речевую и познавательную активность; воспитывать бережное отношение к птицам   |    Гуашь, кисти, лист альбомный   |     Рассматривание иллюстраций, беседа, показ образца, обыгрывание   |    Пополнение методических картинок с с изображением птиц в природе   |      Рассмотреть деревья и кустарники в' осеннем наряде.    Рассмотреть иллюстрации с осенним пейзажем.    Изготовить домики для птиц (скворечники и кар- мушки).     |  
  |    3 неделя   |     «Грустная     Осень»   Казакова Т.Г с. 72 3. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, с. 31.осень»   |    Учить передавать в рисунке грусть осенней поры, используя неяркие краски   |    Серая бумага альбомного формата, краски, кисти   |     Рассматривание  иллюстраций, наблюдение, беседа, положительная оценка детских работ   |     Оформление стенгазеты «Золотая осень»   |     Игра на прогулке «Запахи осени» (закрыть глаза и понюхать воздух: осень пахнет прелыми листьями, горьковатым дымком костра, терпкой подсохшей травой, ко-   |  
 
            |    Мес   яц/  неделя   |    Тма, литература   |    программное содержание   |    материалы и оборудование   |     Методы и приемы   |    Совместная деятельность с родителями   |    Совместная деятельность с детьми   |  
  |    11       1 неделя   |     «Салфетка для матрешки»          Бондаренко Т.М. с. 104   Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, с. 44.  Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, с. 18.   |    Учить рисовать салфетку для мат- решки; развивать аккуратность, внимание, речь; воспитывать интерес к рисованию   |    1/2 альбомного листа, акварельные краски, кисти   |     Оргмомент.беседа, показ образца, самостоятельная деятельность, анализ, итог   |    Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребёнка», ж.Дошкольное воспитание, №7, 2009 г.   |      Игровое упражнение «Отбери все квадраты, прямоугольники».    Побудить детей на основе игровой мотивации печатать по трафарету (по своему желанию).    Предложить детям на подносе' с крупой нарисовать различные предметы.     |  
  |   2 неделя   |     «Что ты, осень, нам в подарок принесла?»          Бондаренко Т.М. с.111  2. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, с. 61.   |    Учить рисовать осенние листья приемом примаки- вания; развивать творчество; воспитывать интерес к рисованию   |    х/г альбомного листа, акварельные краски, кисти   |     Беседа, наблюдение, показ листьев, показ способа рисования   |    Подготовка к осеннему утреннику   |      На прогулке обратить внимание на то, как постепенно наступает зима, и природа замирает. Предложить сравнить один и тот же красивый природный объект в сентябре, октябре и конце ноября.    Дидактическая игра «Что разное?»    Прослушивание отрывков музыкальных произведений, исполнение песен об осени.     |  
 
              |    3 неделя   |     «Снегурочка из леса к нам пришла»         Казакова Т.Г с. 77   |     Вызвать у детей интерес к сказочному образу, стремиться передать его в рисунке; использовать   мягкие, нежные цвета для передачи образа Снегурочки; развивать творчество, внимание, память   |    1/2 альбомного листа, рисунки зимнего леса, скульптура «Снегурочки» краски, кисти   |    Беседа, показ и анализ образца, показ способа рисования, обыгрывание   |     Работа по конструктивной деятельности пазлы «Снегурочка»       |      На прогулке обратить внимание на красоту снежного покрова, лежащего на деревьях.    Рассмотреть иллюстрации с изображением Снегурочки.    Чтение и разучивание стихов о зиме.    Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Зима».     |  
  |    4 неделя                  |     Декоративное рисование «Украшение варежки»          Программа «Валдоня» с. 18   |     Учить детей изображать элементы мордовского узора («крест»; «галочка»; «елочка»; «ромб»), ритмично располагать их. Учить подбирать цвета и гармонично сочетать их.   |     ..Альбомный лист, вырезанный в форме варежки   |    Беседа, чтение потешек, показ способа рисования, самостоятельная работа   |     Знакомство с национальной вышивкой   |    1. Познакомить детей с элементами., мордовского узора: «крест», .«галочка», «елочка», «ромб».   |  
 
           |    Месяц/неделя   |     Тема литература   |    Программное содержание     |    Дидактические материалы   |     Методы и приемы   |    Совместная деятельность с родителями   |    Совместная деятельность с детьми   |  
  |    12   1 неделя   |     «Ели»    Бондаренко Т.М. с.128     |     Учить рисовать наклонные линии, хвою концом кисти отрывистыми движениями   |    ½ альбомного листа, акварельные краски, кисти   |     Беседа, показ и анализ образца, положительная оценка детских работ   |    Подготовка к новогоднему празднику «Фабрика Деда Мороза»   |      Рассмотреть иллюстрации с зимним пейзажем.    Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы, с краской (набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен и др.), пластичными материалами (печатание, вдавливание и др.).     |  
  |    2 неделя   |     «Кого Емеля поймал в пруду?»          Бондаренко Т.М. с.135   |    Учить рисовать красками овальную форму   |    1/2 альбомного листа, акварельные краски, кисти   |    Показ и беседа по художественным репродукциям и иллюстрациям, обыгрывание   |    Выставка детской литературы «Русские народные сказки»   |      Чтение сказки «По щучьему велению».    Рассмотреть художественные репродукции и иллюстрации, на которых изображены заснеженные деревья.    3.Обратить внимание на рисунок, отображающий хакактер героя через изображение формы, строения, позы, движения, жеста, мимики.   |  
 
            |    Месяц/неделя   |    Тема, литература   |    программное содержание   |    Материалы и оборудование   |    Методы и приемы   |    Совместная деятельность с родителями   |    Совместная деятельность с детьми   |  
  |    01   3 неделя   |     «Украсим узором салфеточки под чашки»     Казакова Т.Г с. 80   |    Развивать умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, украшать узором салфетку под чашку, используя элементы дымковской росписи   |    Квадраты из белой бумаги (20x20 см), кисти, краски   |     Беседа о дымковской росписи, показ образцов, игровая мотивация, положительная . оценка детских работ   |    Конкурс «Салфетка выполненная своими руками»   |     Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы с краской (набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен й др.).  Рассмотреть коллекцию салфеток.   |  
  |    4 неделя   |     «Снегопад» Казакова Т.Г с. 81       2.Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников, с. 25.   |    Учить детей изображать снег всей кистью и ее концом, видеть выразительность в рисунке, выполненном одним цветом   |     Бумага (голубая,  серая, синяя), краски розовато- белую, бледно- голубую), кисти. Иллюстрации с изображением заснеженного леса, яркого солнечного зимнего дня   |    Беседа, показ образца, объяснение, показ способа рисования,   |     Составление моделей в уголок природы «Зима»   |     В солнечный день понаблюдать за целой гаммой оттенков, многоцветьем снега.   Предложить детям из риса выложить снежинку. Обратить внимание на то, что у снежинки 6 лучиков и они все одинаковые.     Познакомить детей с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, сезонных и суточных изменений в природе.     |  
 
            |    Месяц/неделя     |    тема, литература   |    программное содержание   |    Материалы и оборудование   |    Методы и приемы   |     Совместная деятельность с родителями   |    Совместная деятельность с детьми   |  
  |    02        1 неделя   |     «Девочка (мальчик) пляшет»         Бондаренко Т.М. с. 183   |     Учить рисовать фигуру человека, изображать простые движения; закреплять приемы закрашивания красками   |    акварельные краски, кисти, ½ альбомного листа   |     Беседа, показ и анализ образца, объяснение, обыгрывание   |     Индивидуальные беседы   |     Предложить использовать краски для получения новых цветов, помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.  Рассмотреть иллюстрации человека в движениях.   |  
  |    2 неделя   |     «Укрась красиво блюдечко»         Бондаренко Т.М. с. 189   |    Учить создавать узор • по кругу, располагая элементы по краю и в середине; использо- • вать мазки, точку, дуги   |    Круги из белой бумаги краски, кисти, образцы росписи   |    Беседа, показ образца, игровая мотивация   |     Оформление детских работ по теме   |      Познакомить детей с техникой рисования: мазки, точки, дуги; для создания орнамента.    Рассмотреть иллюстрации посуды.     |  
  |    3 неделя   |     «На чем или на ком ты хотел бы покататься?»         Казакова Т.Г с. 137 2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 17.   |    Учить передавать разные виды транспорта и животных в рисунке   |    ¼ альбомного листа карандаши   |    Беседа, объяснение, обыгрывание   |    Приобретение дидактического материала по данной теме(дикие и домашние животные)   |    1. Рассказать детям о том, что наступает такой момент, когда как бы встречаются весна с зимой. На дворе февраль. Резкий морозный воздух. Свистит, воет ветер. Летит в глаза снег. И совсем не верится, что скоро будет тепло, засияет весеннее яркое солнце. А ведь весна уже   |  
 
               |    Месяц/ недели   |    Тема литература   |    Программное содержание   |     материалы и оборудование   |    Методы и приемы   |    Совместная деятельность с родителями   |    Совместная деятельность с детьми   |  
  |    03   1 неделя   |     «Телевизор» Доронова Т.Н. с Л 27     . Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, с. 19. '    Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 39.р-»   |    Учить рисовать телевизор, развивать творчество, закрепить геометрические фигуры   |    1/2 альбомного листа, краски, кисти   |    Беседа, показ и анализ образца, обыгрывание   |     Индивидуальные беседы м родителями   |      Дидактическая игра «Телевизор».    Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить письменный стол.    Предложить детям украсить орнаментом бумажную салфетку под телевизор.     |  
  |    2 неделя   |     «Украсим кукле платье» Бондаренко Т.М.  с.212 2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 35   |    Учить рисовать платье для кукол и украшать его   |    /4 альбомного листа, краски, кисти, образцы платьев   |    Беседа, показ и анализ образца, объяснение   |     Выставка детских работ   |     1 .Предложить краски для их смешивания и получения новых оттенков.     Из пластиковой коробки из-под торта вместе с детьми изготовить матрешку.    Рассмотреть коллекцию иллюстраций одежды (платьев).     |  
  |    3 неделя   |    «Весна, ручейки, солнце ярко светит...»   |    Воспитывать у детей эстетическое воспитание, любовь к природе, стремление   |    Бумага альбомного формата, краски, кисти   |    Беседа, показ и анализ образца, игровая мотивация, положитель-   |    Организация прогулки на природе   |      Рассмотреть картину А.К. Саврасова «Грачи».    Рассмотреть иллюстрации с изображением     |  
 
            |    Месяц/неделя   |    Тема, литература   |    Программное содержание   |     материалы и оборудование   |    Методы и приемы   |    Совместная деятельность с родителями   |    Совместная деятельность с детьми   |  
  |    04   1 неделя        |     « Я ракету нарисую»          Казакова Т.Г с. 90  2, Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 37   |    Воспитывать у детей интерес к общественным событиям, передавать свое отношение к ним, самостоятельно изображать ракету   |    Темно-синяя бумага, краски, кисти   |    Беседа, показ образца, обыгрывание   |    .Оформление папки «Виды транспорта»   |     1 .Предложить краски для активного экспериментирования с ними.  2. С помощью бумаги и палочек вместе с детьми изготовить вертушки."   |  
  |    2 неделя   |     «Почему матрешка грустна         Казакова Т.Г " с. 89 3. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 35.я»   |    Воспитывать у детей положительное отношение к образу, передавать характерные черты персонажа, использовать приемы дымковской росписи для украшения юбки матрешки (рисовать кольца, круги, точки)   |    Два изображения матрешек с разными выражениями лиц, краски, кисти   |    Беседа, показ и анализ образца, мотивация, положительная оценка детских работ   |     Индивидуальные беседы   |      Чтение стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный!»    Рассмотреть альбом с иллюстрациями дымковской игрушки.    Из пластиковой коробки из-под торта вместе с детьми изготовить матрешку.     |  
  |    3 неделя   |     «Домик для куклы»          Швайко Г.С. с.57  4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 17   |    Учить изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; закреплять приемы закрашивания краской в одном направлении всей кистью с отрывом от бумаги у контура рисунка   |     акварельные краски, кисти, ½ альбомного листа   |    Беседа, показ и анализ образца, показ способа рисования   |    Оформление уголка по конструкторской деятельности.   |     Организовать строительство домиков, теремков для сказочных героев.   Предложить гуашь и восковые мелки для раскраски различных изображений.  Предложить детям   |  
 
                      |        |     Месяц/неделя       |    Тема, литература   |    Программное содержание   |     Материалы иоборудование   |    Методы и приемы   |     Совместная деятельность   с родителями   |    Совместная деятельность с детьми        |    Совместная деятельность с детьми   |  
  |        |         |         |         |         |         |         |         |  
  |        |         |         |         |         |         |         |  
  |        |                   |                   |               |                   |                   |                   |             |     1 .На прогулке полюбоваться красотой природы, обратить внимание на очарование первых весенних цветов. Объяснить, что все первые весенние цветы радуют человека, из сочетания их золотистых оттенков складывается первая гамма в весеннем цветочном календаре.     Предложить краски- для получения новых цветов и . оттенков, помочь в овладении приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.    Предложить детям из риса выложить головку одуванчика, а стебелек и листья - из гречки.     |  
  |        |     05       1 неделя   |     «Желтые одуванчики растут на лужайке»          Казакова Т.Г с. 94   3. Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников. с. 28   |          Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, передавать явления действительности разными способами (графическим, живописным и декоративно- силуэтным), рисовать цветы и вырезать их из бумаги, составлять из них композицию   |     ва листа бумаги (80x100 см), краски, кисти, ножницы, цветная бумага   |     Беседа, показ и анализ образца, обыгрывание, положительная оценка детских, работ   |     Оформление фотографий     «Первоцветы в природе»   |     ппп  На прогулке сделать веночек из одуванчиков, д/и «Первоцветы», пазлы «Подснежник», отгадывание загадок, Заучивание стихотворения «Если я сорву цветок…»   |  
  |    2 неделя   |     «Весенние цветы для моей мамы»   Казакова Т.Г с. 833. Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников. с. 28.   |     Учить изображать цветы в различных техниках; развивать  цветовосприятие, чувство композиции, воображение   |     альбомного листа, краски, кисти, иллюстрации, на которых. изображены цветы   |     Беседа, чтение стихотворений, самостоятельная работа   |     Развлечение «Веснянка»   |      По возможности познакомить детей с первыми весенними цветами. Подвести де- тёй к эмоциональному отклику на восприятие их цвета.    Предложить детям краски для закрепления простых приемов: примакивания и на- брызга - с использованием клеевой кисти.    Предложить детям из риса выложить головку одуванчика, а стебелек и листья - из гречки.     |         |  
  |    3 неделя.   |     «Ветка рябины в вазе»        Казакова Т.Г с. 92     Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 26.    Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 23.   |     Упражнять в комбинировании различного цвета для изображения ягод; развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта   |    1/г альбомного листа, краски, кисти, натюрморты   |    Беседа, объяснение, положительная оценка детских работ   |    Беседа «Экологические игры.Играем дома»   |     1 .Предложить детям краски для закрепления приема совмещения (сложить изображение пополам). 2.Оформить альбом «Цветы», состоящий из детских рисунков.     Из белого картона сделать с детьми цветы.    Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить бабочку     |         |  
  |    4 неделя   |     Декоративные рисование «Украшение передника»          Пропрограмма «Валдоня» с.14   |     Учить детей изображать элементы мордовского узора, подбирать цвета.   |     Фартук из бумаги, краски, кисти   |    Чтение потешек, игровая мотивация, показ способа рисования, положительная оценка детских работ   |     Продолжать пополнять уголок мордовской культуры       |    1 .Предложить детям краски для закрепления приема вливания цвета в цвет. 2.Рассмотреть с детьми работы, выполненные ими в начале года, сравнить с теми, которые они выполнили сейчас. Подробно проанализировать достижения каждого ребенка.   |         |