Месяц/ не деля | Тема, литература | программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с детьми |
09 3 неделя | «Красивые цветы» Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада»с.43 З.Дыбина ОБ. Творим, изменяем, преобразуем, с. 15. | Учить передавать в рисунке части растения; закреплять умение рисовать кистью и красками, используя прием примакивания концом кисти; развивать речевую и познавательную активность4 воспитывать бережное отношение к цветам | ¼ альбомного листа, акварельные краски | Орг. момент, беседа, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций, показ образца, способа выполнения, пальчиковая гимнастика, самостоятельная деятельность анализ, выставка работ | Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребёнка», ж. «.Дошкольное воспитание, №7, 2009 г. | На прогулке рассмотреть траву, ее цвет (какая она - длинная, короткая, мягкая, жесткая, есть ли в траве цветы, какие они). Игры: «Найди такую же траву»; «Найди травку такого же цвета». Из пластиковой бутылки вместе с Детьми изготовить горшочки для цветов. |
4 неделя | «Радостная осень» Казакова Т.Г. «Развивать у дошкольников творчество» с.69 1 .Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, с. 29. | Учить самостоятельно располагать изображение на листе4 учить видеть красоту осенней природы; развивать творчество; воспитывать бережное отношение к природе | 1/2 альбомного листа, краски, кисти, иллюстрации осенних пейзажей | Оргмомент, игровая мотиваия, чтение стихотворения, загадки о весне. Использование моделей, рассказ,объяснение, положительная оценка детских работ | Выставка «Осенний букет» | 1.На прогулке рассмотреть деревья на участке детского сада. 2.Составить с детьми красивые маленькие букетики из травы и цветов и поместить их на «Полочке красоты». Предложить детям краски для их смешивания и получения новых оттенков цветов. Предложить детям порисовать пальчиками на подносе с манной крупой. |
Мес яц/ неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с детьми |
10 1 неделя | «Кто живет в осеннем лесу» Курочкина Н.А.знакомст-во с натюрмортом, с.51 Н.А. Знакомим с пейзажной живописью, с. 9. Курочкина Н.А.знакомство с пейзажной живописью, с.9 Н.А. Знакомим с натюрмортом, с. 51. Н.А. Знакомим с пейзажной живописью, с. 9.Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом, с. 51. Н.А. Знакомим с пейзажной живописью, с. 9.Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом, с. 51. | Развивать игровой замысел; учить самостоятельно располагать изображение на бумаге; умение различать животных, развивать познавательную активность; воспитывать интерес к природе | • Иллюстрация, бумага альбомного формата, голубая и серая, краски и кисти | Оргмомент, показ, беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение, самостоятельная работа | Оригами «Кто живет в осеннем лесу» | Рассмотреть осеннюю траву. Сравнить форму травинок и листочков, полюбоваться симметричностью их строения. Засушить их на память. Рассматривания картины И.И.Левитана «Золотая осень. Слободка». Художественно- развивающая игра «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками». |
2 неделяя | «Птичий дом» Казакова Т.Г. с.75 | Учить передавать в рисунке несложный сюжет, закреплять у детей знания об окружающем мире; развивать речевую и познавательную активность; воспитывать бережное отношение к птицам | Гуашь, кисти, лист альбомный | Рассматривание иллюстраций, беседа, показ образца, обыгрывание | Пополнение методических картинок с с изображением птиц в природе | Рассмотреть деревья и кустарники в' осеннем наряде. Рассмотреть иллюстрации с осенним пейзажем. Изготовить домики для птиц (скворечники и кар- мушки). |
3 неделя | «Грустная Осень» Казакова Т.Г с. 72 3. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, с. 31.осень» | Учить передавать в рисунке грусть осенней поры, используя неяркие краски | Серая бумага альбомного формата, краски, кисти | Рассматривание иллюстраций, наблюдение, беседа, положительная оценка детских работ | Оформление стенгазеты «Золотая осень» | Игра на прогулке «Запахи осени» (закрыть глаза и понюхать воздух: осень пахнет прелыми листьями, горьковатым дымком костра, терпкой подсохшей травой, ко- |
Мес яц/ неделя | Тма, литература | программное содержание | материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с детьми |
11 1 неделя | «Салфетка для матрешки» Бондаренко Т.М. с. 104 Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, с. 44. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, с. 18. | Учить рисовать салфетку для мат- решки; развивать аккуратность, внимание, речь; воспитывать интерес к рисованию | 1/2 альбомного листа, акварельные краски, кисти | Оргмомент.беседа, показ образца, самостоятельная деятельность, анализ, итог | Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребёнка», ж.Дошкольное воспитание, №7, 2009 г. | Игровое упражнение «Отбери все квадраты, прямоугольники». Побудить детей на основе игровой мотивации печатать по трафарету (по своему желанию). Предложить детям на подносе' с крупой нарисовать различные предметы. |
2 неделя | «Что ты, осень, нам в подарок принесла?» Бондаренко Т.М. с.111 2. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, с. 61. | Учить рисовать осенние листья приемом примаки- вания; развивать творчество; воспитывать интерес к рисованию | х/г альбомного листа, акварельные краски, кисти | Беседа, наблюдение, показ листьев, показ способа рисования | Подготовка к осеннему утреннику | На прогулке обратить внимание на то, как постепенно наступает зима, и природа замирает. Предложить сравнить один и тот же красивый природный объект в сентябре, октябре и конце ноября. Дидактическая игра «Что разное?» Прослушивание отрывков музыкальных произведений, исполнение песен об осени. |
3 неделя | «Снегурочка из леса к нам пришла» Казакова Т.Г с. 77 | Вызвать у детей интерес к сказочному образу, стремиться передать его в рисунке; использовать мягкие, нежные цвета для передачи образа Снегурочки; развивать творчество, внимание, память | 1/2 альбомного листа, рисунки зимнего леса, скульптура «Снегурочки» краски, кисти | Беседа, показ и анализ образца, показ способа рисования, обыгрывание | Работа по конструктивной деятельности пазлы «Снегурочка» | На прогулке обратить внимание на красоту снежного покрова, лежащего на деревьях. Рассмотреть иллюстрации с изображением Снегурочки. Чтение и разучивание стихов о зиме. Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Зима». |
4 неделя | Декоративное рисование «Украшение варежки» Программа «Валдоня» с. 18 | Учить детей изображать элементы мордовского узора («крест»; «галочка»; «елочка»; «ромб»), ритмично располагать их. Учить подбирать цвета и гармонично сочетать их. | ..Альбомный лист, вырезанный в форме варежки | Беседа, чтение потешек, показ способа рисования, самостоятельная работа | Знакомство с национальной вышивкой | 1. Познакомить детей с элементами., мордовского узора: «крест», .«галочка», «елочка», «ромб». |
Месяц/неделя | Тема литература | Программное содержание | Дидактические материалы | Методы и приемы | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с детьми |
12 1 неделя | «Ели» Бондаренко Т.М. с.128 | Учить рисовать наклонные линии, хвою концом кисти отрывистыми движениями | ½ альбомного листа, акварельные краски, кисти | Беседа, показ и анализ образца, положительная оценка детских работ | Подготовка к новогоднему празднику «Фабрика Деда Мороза» | Рассмотреть иллюстрации с зимним пейзажем. Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы, с краской (набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен и др.), пластичными материалами (печатание, вдавливание и др.). |
2 неделя | «Кого Емеля поймал в пруду?» Бондаренко Т.М. с.135 | Учить рисовать красками овальную форму | 1/2 альбомного листа, акварельные краски, кисти | Показ и беседа по художественным репродукциям и иллюстрациям, обыгрывание | Выставка детской литературы «Русские народные сказки» | Чтение сказки «По щучьему велению». Рассмотреть художественные репродукции и иллюстрации, на которых изображены заснеженные деревья. 3.Обратить внимание на рисунок, отображающий хакактер героя через изображение формы, строения, позы, движения, жеста, мимики. |
Месяц/неделя | Тема, литература | программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с детьми |
01 3 неделя | «Украсим узором салфеточки под чашки» Казакова Т.Г с. 80 | Развивать умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, украшать узором салфетку под чашку, используя элементы дымковской росписи | Квадраты из белой бумаги (20x20 см), кисти, краски | Беседа о дымковской росписи, показ образцов, игровая мотивация, положительная . оценка детских работ | Конкурс «Салфетка выполненная своими руками» | Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы с краской (набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен й др.). Рассмотреть коллекцию салфеток. |
4 неделя | «Снегопад» Казакова Т.Г с. 81 2.Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников, с. 25. | Учить детей изображать снег всей кистью и ее концом, видеть выразительность в рисунке, выполненном одним цветом | Бумага (голубая, серая, синяя), краски розовато- белую, бледно- голубую), кисти. Иллюстрации с изображением заснеженного леса, яркого солнечного зимнего дня | Беседа, показ образца, объяснение, показ способа рисования, | Составление моделей в уголок природы «Зима» | В солнечный день понаблюдать за целой гаммой оттенков, многоцветьем снега. Предложить детям из риса выложить снежинку. Обратить внимание на то, что у снежинки 6 лучиков и они все одинаковые. Познакомить детей с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, сезонных и суточных изменений в природе. |
Месяц/неделя | тема, литература | программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с детьми |
02 1 неделя | «Девочка (мальчик) пляшет» Бондаренко Т.М. с. 183 | Учить рисовать фигуру человека, изображать простые движения; закреплять приемы закрашивания красками | акварельные краски, кисти, ½ альбомного листа | Беседа, показ и анализ образца, объяснение, обыгрывание | Индивидуальные беседы | Предложить использовать краски для получения новых цветов, помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка. Рассмотреть иллюстрации человека в движениях. |
2 неделя | «Укрась красиво блюдечко» Бондаренко Т.М. с. 189 | Учить создавать узор • по кругу, располагая элементы по краю и в середине; использо- • вать мазки, точку, дуги | Круги из белой бумаги краски, кисти, образцы росписи | Беседа, показ образца, игровая мотивация | Оформление детских работ по теме | Познакомить детей с техникой рисования: мазки, точки, дуги; для создания орнамента. Рассмотреть иллюстрации посуды. |
3 неделя | «На чем или на ком ты хотел бы покататься?» Казакова Т.Г с. 137 2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 17. | Учить передавать разные виды транспорта и животных в рисунке | ¼ альбомного листа карандаши | Беседа, объяснение, обыгрывание | Приобретение дидактического материала по данной теме(дикие и домашние животные) | 1. Рассказать детям о том, что наступает такой момент, когда как бы встречаются весна с зимой. На дворе февраль. Резкий морозный воздух. Свистит, воет ветер. Летит в глаза снег. И совсем не верится, что скоро будет тепло, засияет весеннее яркое солнце. А ведь весна уже |
Месяц/ недели | Тема литература | Программное содержание | материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с детьми |
03 1 неделя | «Телевизор» Доронова Т.Н. с Л 27 . Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, с. 19. ' Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 39.р-» | Учить рисовать телевизор, развивать творчество, закрепить геометрические фигуры | 1/2 альбомного листа, краски, кисти | Беседа, показ и анализ образца, обыгрывание | Индивидуальные беседы м родителями | Дидактическая игра «Телевизор». Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить письменный стол. Предложить детям украсить орнаментом бумажную салфетку под телевизор. |
2 неделя | «Украсим кукле платье» Бондаренко Т.М. с.212 2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 35 | Учить рисовать платье для кукол и украшать его | /4 альбомного листа, краски, кисти, образцы платьев | Беседа, показ и анализ образца, объяснение | Выставка детских работ | 1 .Предложить краски для их смешивания и получения новых оттенков. Из пластиковой коробки из-под торта вместе с детьми изготовить матрешку. Рассмотреть коллекцию иллюстраций одежды (платьев). |
3 неделя | «Весна, ручейки, солнце ярко светит...» | Воспитывать у детей эстетическое воспитание, любовь к природе, стремление | Бумага альбомного формата, краски, кисти | Беседа, показ и анализ образца, игровая мотивация, положитель- | Организация прогулки на природе | Рассмотреть картину А.К. Саврасова «Грачи». Рассмотреть иллюстрации с изображением |
Месяц/неделя | Тема, литература | Программное содержание | материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с детьми |
04 1 неделя | « Я ракету нарисую» Казакова Т.Г с. 90 2, Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 37 | Воспитывать у детей интерес к общественным событиям, передавать свое отношение к ним, самостоятельно изображать ракету | Темно-синяя бумага, краски, кисти | Беседа, показ образца, обыгрывание | .Оформление папки «Виды транспорта» | 1 .Предложить краски для активного экспериментирования с ними. 2. С помощью бумаги и палочек вместе с детьми изготовить вертушки." |
2 неделя | «Почему матрешка грустна Казакова Т.Г " с. 89 3. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 35.я» | Воспитывать у детей положительное отношение к образу, передавать характерные черты персонажа, использовать приемы дымковской росписи для украшения юбки матрешки (рисовать кольца, круги, точки) | Два изображения матрешек с разными выражениями лиц, краски, кисти | Беседа, показ и анализ образца, мотивация, положительная оценка детских работ | Индивидуальные беседы | Чтение стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный!» Рассмотреть альбом с иллюстрациями дымковской игрушки. Из пластиковой коробки из-под торта вместе с детьми изготовить матрешку. |
3 неделя | «Домик для куклы» Швайко Г.С. с.57 4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 17 | Учить изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; закреплять приемы закрашивания краской в одном направлении всей кистью с отрывом от бумаги у контура рисунка | акварельные краски, кисти, ½ альбомного листа | Беседа, показ и анализ образца, показ способа рисования | Оформление уголка по конструкторской деятельности. | Организовать строительство домиков, теремков для сказочных героев. Предложить гуашь и восковые мелки для раскраски различных изображений. Предложить детям |
| Месяц/неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материалы иоборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с родителями | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с детьми |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | 1 .На прогулке полюбоваться красотой природы, обратить внимание на очарование первых весенних цветов. Объяснить, что все первые весенние цветы радуют человека, из сочетания их золотистых оттенков складывается первая гамма в весеннем цветочном календаре. Предложить краски- для получения новых цветов и . оттенков, помочь в овладении приемами декоративного оформления уже созданного рисунка. Предложить детям из риса выложить головку одуванчика, а стебелек и листья - из гречки. |
| 05 1 неделя | «Желтые одуванчики растут на лужайке» Казакова Т.Г с. 94 3. Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников. с. 28 | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, передавать явления действительности разными способами (графическим, живописным и декоративно- силуэтным), рисовать цветы и вырезать их из бумаги, составлять из них композицию | ва листа бумаги (80x100 см), краски, кисти, ножницы, цветная бумага | Беседа, показ и анализ образца, обыгрывание, положительная оценка детских, работ | Оформление фотографий «Первоцветы в природе» | ппп На прогулке сделать веночек из одуванчиков, д/и «Первоцветы», пазлы «Подснежник», отгадывание загадок, Заучивание стихотворения «Если я сорву цветок…» |
2 неделя | «Весенние цветы для моей мамы» Казакова Т.Г с. 833. Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников. с. 28. | Учить изображать цветы в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение | альбомного листа, краски, кисти, иллюстрации, на которых. изображены цветы | Беседа, чтение стихотворений, самостоятельная работа | Развлечение «Веснянка» | По возможности познакомить детей с первыми весенними цветами. Подвести де- тёй к эмоциональному отклику на восприятие их цвета. Предложить детям краски для закрепления простых приемов: примакивания и на- брызга - с использованием клеевой кисти. Предложить детям из риса выложить головку одуванчика, а стебелек и листья - из гречки. | |
3 неделя. | «Ветка рябины в вазе» Казакова Т.Г с. 92 Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 26. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем, с. 23. | Упражнять в комбинировании различного цвета для изображения ягод; развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта | 1/г альбомного листа, краски, кисти, натюрморты | Беседа, объяснение, положительная оценка детских работ | Беседа «Экологические игры.Играем дома» | 1 .Предложить детям краски для закрепления приема совмещения (сложить изображение пополам). 2.Оформить альбом «Цветы», состоящий из детских рисунков. Из белого картона сделать с детьми цветы. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить бабочку | |
4 неделя | Декоративные рисование «Украшение передника» Пропрограмма «Валдоня» с.14 | Учить детей изображать элементы мордовского узора, подбирать цвета. | Фартук из бумаги, краски, кисти | Чтение потешек, игровая мотивация, показ способа рисования, положительная оценка детских работ | Продолжать пополнять уголок мордовской культуры | 1 .Предложить детям краски для закрепления приема вливания цвета в цвет. 2.Рассмотреть с детьми работы, выполненные ими в начале года, сравнить с теми, которые они выполнили сейчас. Подробно проанализировать достижения каждого ребенка. | |