Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей "Совместные словесные игры для родителей и детей"»
Уважаемые родители!
Обратите внимание на то, как говорит ваш малыш. Вы знаете, что от того, насколько чётко и красиво он говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит успешность вашего ребенка в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности. Больше разговаривайте со своим ребёнком, обсуждайте прочитанные книги, беседуйте с ним, учите стихи. Не забывайте, что дети усваивают речь по подражанию, и образцом для них служит именно ваша речь, поэтому важно не подражать «детской» речи, а говорить чётко, выразительно, эмоционально.
Но как всегда нам, родителям, всегда не хватает времени!
И поэтому я предлагаю вам очень простые игры на развитие и активизацию речи вашего ребёнка, которые не требуют много времени и могут быть проведены по дороге в детский сад или по дороге домой! Конечно, дорогие наши мамы и папы, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить ребенку. Но нам очень хотелось, чтобы они помогли вам стать ближе с вашим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним.
Успехов Вам в ваших совместных диалогах, рассказах и играх!
Примеры игр по дороге домой.
1.Игра «Отгадай, на что я смотрю? »
Цель игры: развивать фонематический слух детей; закрепить понятие о признаке предмета; научить подбирать подходящий предмет к признакам.
Ход игры: ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет. Например: вы выбрали для описания березу. Не называя это слово ребенку, вы описываете ее признаки: высокая, белоствольная, ветвистая, кудрявая….Ребенок отгадывает название предмета: «Это береза». Затем вы меняетесь ролями.
2.Игра «К чему относится? »
Цель: закрепить знание детьми обобщающих понятий.
Ход игры: взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится. Например: лук– овощ; яблоко– фрукт; брюки- одежда; тарелка– посуда; ботинок– обувь; поезд–транспорт; телевизор - бытовой прибор и т.д.
3.Игра «Потому и почему»
Цель: научить детей задавать вопрос: «Почему? » и отвечать на него, используя союз « …потому что ».
Ход игры: взрослый задает ребенку вопросы. Например: «Почему осенью много луж?», «Почему врач надевает маску? и т.д. Ребенок отвечает на вопросы, используя словосочетание «…потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы со словом: «Почему...?»
4.Игра «Назови лишний предмет»
Цель: развивать умение находить не подходящее к обобщающему понятию слово
Ход игры: вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее слово, например:ложка,чашка,кастрюля,скатерть…;стол,стул,кресло,пенек,диван…и т.д.
5.Игра «Дорожки»
Цель: развитие наблюдательности, расширение словарного запаса детей.
Ход игры: договоритесь с ребенком, по какой дорожке вы сегодня пойдете домой: по длинной или короткой, по широкой или узкой? Пусть малыш сам выбирает и ведет вас. Ваша задача – проговаривать, по какой дорожке вы шагаете. «Маленькие ножки идут по узенькой дорожке», или: «А большие ножки идут по широкой дорожке».
6. Игра «Бывает – не бывает»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры: предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: летом падает снег; кошка умеет летать; воробей – не птица и т.д.
7. Игра «Отгадай слово»
Цель: расширение словарного запаса детей, развитие умения использовать в речи прилагательные.
Ход игры: предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками, например: кирпичный, высокий, многоэтажный… (дом); едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус) и т.д.
8. Игра «Рифма»
Цель: развитие умения составлять рифмы к словам.
Ход игры: вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что–то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. Предложите ребенку придумать рифмы на слова, которые вы будете говорить, например: «дом – лом», «гора – нора», «мост – рост» и т.д.
9. Игра «Удивительные истории»
Цель: развитие связной речи детей.
Ход игры: вы сочиняете рассказ о том, что увидите с ребенком по дороге домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно.
10. Игра «Скажи наоборот»
Цель: пополнить словарный запас детей словами – антонимами.
Ход игры: вы называете ребенку прилагательное, ребенок подбирает противоположное по смыслу слово. Пример: холодный – теплый; высокий – низкий; длинный – короткий и т.д.
11. Игра «Кто больше придумает слов»
Цель игры: расширение словаря детей за счет использования в речи прилагательных.
Ход игры: вы называете ребенку предмет, малыш придумывает к нему слова – прилагательные. Пример: мяч – резиновый, круглый, упругий и т.д. Затем вы меняетесь
ролями: ребенок называет слово, вы подбираете прилагательные к нему.