Тема: «Азбука безопасности»
для старшей группы
«Азбука безопасности» - социальный проект. Социальный проект – это
деятельность, направленная на результат, который получается при решении той или иной социальной проблемы. Тип проекта (творческо-информационный) рассматривает опережающее развитие, как постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение. Это позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние привычек на качество жизни, и наконец, получать
удовольствие от развития собственных талантов и склонностей. В данном проекте социально значимой проблемой является безопасное поведение детей в окружающем мире: правила безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (безопасность дома и в природе).
Вид проекта: творческо – информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Основное направление проекта
Предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма.
Мероприятия проводятся во время образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, в виде бесед, викторин, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования, оформление уголка по Правилам дорожного движения.
Цель проекта:
- систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
Задачи:
Обучающие:
- формировать осторожное отношение к потенциально опасным для
человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и
назначении предметов, о правилах их безопасного использования;
- познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью. Развивающие:
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
- развивать умение передавать своё отношение к проблеме в рисунках и аппликации;
- развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях,
предметах и явлениях окружающего мира;
- развивать у детей самостоятельность в овладении разнообразными способами
действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру;
- Воспитывать привычку соблюдать необходимые правила безопасности.
Задачи по работе с родителями:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемые итоги проекта:
• Обогащение воспитанников яркими впечатлениями, способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, новыми знаниями;
• Повышение компетентности родителей в области безопасности детей в окружающем мире.
• Развитие физических качеств, укрепление здоровья детей.
• Создание условий для познавательной и двигательной деятельности детей на прогулке, эмоциональной сферы, решение интеллектуальных и
личностных задач, адекватных возрасту.
• Предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности.
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
• Консультации.
• Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
• Подбор материала о Правилах дорожного движения.
• Разработка макета «Перекрёсток» «Правила дорожного движения».
Роль родителей в реализации проекта:
• Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе.
• Консультации «Родителям – о безопасности дородного движения»,
• Оформление макетов «Уголок безопасности», «Пожарная безопасность»
• Изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр по ПДД.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – собственно – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
3 этап – обобщающий (заключительный).
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей и фотоматериалы по проведению тематической недели.
Формы организации работы I этапа
- составление проекта «Азбука безопасности» - подбор методической и художественной литературы; - изготовление пособий, нестандартного оборудования для развития двигательной активности; - подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр; - составление плана совместных мероприятий педагогов и детей ;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
Формы организации работы II этапа.
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, коррекционная работа, организация двигательного режима)
- Рассматривание плаката: «Азбука безопасности на дороге».
- Настольная игра: «Знаки дорожного движения»,
- Дидактические игры: «Разрешается-запрещается», «Дорожные знаки», "Слушай внимательно", «Как избежать неприятностей».
- Подвижные и малоподвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Веселый пешеход», «Цыплята и наседка», «Мышеловка»
- Сюжетно ролевая игра Мы – шоферы.
- Заучивание стихотворений о правилах дорожного движения, загадки о пожаре
- Беседы: «Правила поведения на дороге».
- Наблюдения: «Дорога», «Пешеходный переход». Экскурсии по детскому саду.
- Творческая деятельность: Аппликация «Моя улица», рисование «Дорожные знаки».
- Организация выставки рисунков «Безопасность глазами детей».
- Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма»
- Памятка для родителей по правилам дорожного движении.
- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».
- Ширма: «Безопасность ребенка на улице».
- Плакат : «Безопасность в доме».
- Папки- передвижки: «Безопасность на улице», «Предлагаем почитать».
- Стихи для детей о ПДД.
Формы организации работы III этапа
- оформление альбома «Азбука безопасности»;
- оформление дорожных знаков, светофора,
Методы проекта:
• словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог;
• наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, поделки, схемы эвакуации;
• игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения;
• практические: опытно –исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Результат
В ходе реализации проекта «Азбука безопасности» предполагаемые результаты были достигнуты:
- обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем
использования разных методов и приемов;
- собрали богатый материал о безопасности на дорогах;
- обобщили опыт работы по данному проекту;
- пополнился словарный запас детей;
- у детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, научились делать простые выводы, стали уверенно отличать и называть правила безопасного поведения на улице, дома, на природе;
- просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы. Родители изготовили и оформили в уголок безопасности - макеты по ПДД («Перекрёсток»), макет «Пожарная безопасность».