kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Пальчиковая гимнастика как средство развитие речи у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Пальчиковая гимнастика как средство развитие речи у детей дошкольного возраста»»


Программа дополнительного образования «Пальчиковая гимнастика как средство развитие речи у детей дошкольного возраста»

для детей 3-4 лет

на 2024 – 2025 учебный год


КРУЖОК «ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.






















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Актуальность:     

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, я решила создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.

Учитывая возрастные особенности детей, я сочла, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, я включала игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, я отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие – теневому театру (А.В. Мельникова), третьи лепке, конструированию (З.И. Богатеева), четвёртые – упражнения с пальчиками (Т.В. Фадеева) и др. На основании всего изученного мною была разработана программа кружка «Пальчиковые игры»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

 Новизна программы:

  • обучение детей проводится с трехлетнего возраста;

  • подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

Обучающие:

Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями

Знакомить детей с названием пальчиков

Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающие:

Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук

Развивать память, звуковую культуру речи.

Воспитывающие:

Воспитывать в детях усидчивость.

Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж рук.

Принципы работы по развитию моторики

Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:

1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.

Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Формы и режим занятий: Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. На первом занятии детей знакомят с пальчиковыми играми и элементами массажа, на втором занятии задания повторяются.

Занятия проводятся в группах (10 человек) по 15 минут и предполагают использование следующих форм:

  • Беседа;

  • художественное слово;

  • дидактическая игра;

  • физические упражнения;

  • индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика;

  • пальчиковые игры;

  • инсценировки;

  • игры и действия с предметами.


Работа с родителями:

- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»

- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети

должны знать:

  • названия пальцев рук, их очередность;

  • народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту.

должны уметь:

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности;

  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек;

  • ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.;

  • выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе;

  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики (ежи)

- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы,

бобовые, песок, семечки);

- бумага, карандаши, клей, кисточки;

- фигурки пальчикового театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

Организационные принципы

Программа кружка «Пальчиковые игры» адресована дошкольникам младшего возраста и рассчитана на 1 год обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Поэтому численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 31 мая

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:

- дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности;

- насколько точно выполняется действие;

- способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз;

- точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;

- способность синхронно выполнять движения обеими руками.

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

  • Развитие речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки, , ориентировка в пространстве

- Знание народных потешки, скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок

- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;

- Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Оценка в баллах:

0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;

1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;

2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве

3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.

ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уровень

Количество баллов

(В) Высокий 6 баллов

(С) Средний 4-5 баллов

(Н) Низкий до 3 баллов

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).

У малыша развивается воображение и фантазия.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

   Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.


ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

Сентябрь

l-ая - диагностика

2-ая - диагностика

3-я неделя

Тема: «Осень»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Развивать умение соотносить предметы по форме, размеру, на ощупь.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

5. Развивать речь, обогащать словарный запас.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Осень».

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

2. Упражнение «Листопад».

Детям предлагается сначала смять, затем разгладить скомканные бумажные комочки из цветной бумаги, после этого порвать их на мелкие части, имитируя осенние листья.

3. Дидактическая игра «Найди и положи рядом такой же».

Детям предлагается найти нужный предмет и положить его рядом с таким же.

4-я неделя

Тема: «Овощи с огорода»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4. Обучать раскрашиванию картинки пальчиковыми красками, не выходя за контур.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

7. Развивать речь, обогащать словарный запас.

8. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

9. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

- Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в «замке»

- Это что еще за хруст?

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

- Как же мне без хруста, Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.

- Если я – капуста?

- Мы капусту рубим, рубим,

«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

- Мы капусту солим, солим,

Обе руки сложены щепотью и «солят».

- Мы капусту мнем, мнем,

Сжимаем и разжимаем кулаки

- А морковку трем, трем,

Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.

- Все перемешаем!

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

- В бочки набиваем

Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.

- В погреб опускаем.

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

- Эх, вкусная капуста!

Выпрямляемся и гладим себя по животу.

2. Упражнение «Морковка».

Детям предлагается закрасить рисунок с морковью пальчиковыми красками, не выходя за границы рисунка.

3. Игра «Что растет в огороде».

Детям демонстрируются различные овощи, проговаривается название, цвет форма, дается время наощупь запомнить овощ, затем овощи прячутся в мешочек, после чего каждый ребенок должен опустить руки и угадать овощ не доставая его из мешочка.

4. Самомассаж камушками.

Детям предлагается катать по очереди каждым пальчиком камушки.

Октябрь

1 неделя

Тема: «Грибы»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

5. Развивать речь, обогащать словарный запас.

6. Познакомить детей с техникой рисования на световом столе.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Красный-красный мухомор - (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

2. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.

Детям предлагается расстегивать и застегивать различные пуговицы и молнии на специальном полотне.

3. Рисование песком на световом столе «Грибы на полянке».

Детям предлагается нарисовать на световом столе грибы на полянке.

2 неделя

Тема: «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

5. Воспитывать бережное отношение к одежде.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика для рук «Гномики- прачки».

Жили-были в домике

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,

Чикки, Микки.

(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять,

(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Стали гномики стирать

(трут кулачками друг о друга)

Токи - рубашки,

Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чикки - носочки,

(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Микки умница был,

Всем водичку носил.

2. Застегивание и расстегивание пуговиц «Мишка».

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-Потому что он хороший.

Мишку с пола подниму,

Лапку к телу пристегну.

Будет мишка мой веселый-Так как я его люблю!

Детям читается стих. Показать малышам мишку, обратить их внимание на то, что мишка

лежит на полу, у него оторвана лапка. Предложить малышам пожалеть мишку и починить его.

Лапы Мишки пристегиваются пуговицами

3. Дидактическая игра «Одень на прогулку».

Дети знакомятся с куклами мальчиков и девочек (куклы из картона), у которых есть наборы одежды для прогулок в разное время года. Называется время года, дети одевают своих кукол по сезону и по своему вкусу.

4. Упражнение «Похлопаем».

Учиться хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

5. Самомассаж гранеными карандашами.

Детям раздаются граненые карандаши и по команде, зажав карандаши между ладошками, дети делают самомассаж.

3 неделя

Тема: «Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

3. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

5. Продолжать знакомить со световым столом.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7.Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Упражнение «Что там спряталось?».

Детям предлагается разгладить трафареты транспорта из бумаги, смятой в комочки и наклеить в альбом.

2. Рисование песком на световом столе «Проехала машина».

Детям предлагается нарисовать на световом столе следы от машины.

3. Пальчиковая гимнастика «Вертолет».

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки.

Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это – «хвост

вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

4. Самомассаж бусинками.

Необходимо катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

4 неделя

Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкой моторики рук.

2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов пальчиковыми красками.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Воспитывать любовь к животным, фантазию.

5. Развивать речь, обогащать словарный запас.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Игра-упражнение «Домашние животные».

Детям предлагается найти в сухом бассейне (горох, фасоль, рис и т.д.) фигурки животных на ощупь и озвучить их название и рассказать какое это животное.

2. Рисование пальчиковыми красками «Зеленый лужок».

Детям предлагается нарисовать пальчиковыми красками травку для коровки.

3. Дидактическая игра «Животные и их детеныши».

Детям предлагается найти животное и его детеныша, которые изображены на спичечных коробках (животное на верхней части коробка, а детеныш во внутренней), при этом коробки разобраны и перемешаны. Необходимо правильно собрать спичечные коробки (мама к детенышу).

4. Самомассаж гранеными карандашами.

Детям раздаются граненые карандаши и по команде, зажав карандаши между ладошками, дети делают самомассаж.


Ноябрь

1 неделя

Тема: «Игрушки»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить координировать движения с речью.

3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых,

наклонных длинных и коротких линий.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.

7. Развивать речь, обогащать словарный запас.

8.Развивать воображение, память, внимание, мышление.

9. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши и Куклы Катины сидят: стучат кулачками)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаютв ладоши и

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).

2. Пальчиковая игра «Лошадка».

Детям предлагается инсценировать руками стих

У лошадки вьется грива –

Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре, на себя большой палец кверху. Сверху на нее укладывается ладонь образуя гриву, большой палец кверху. Два больших пальца образуют «уши».

3. Упражнение «Что спряталось в комочке».

Детям предлагается разгладить трафареты игрушек из бумаги, смятой в комочки и назвать их, рассказать какие они.

4. Рисование на песке на световом столе «Рисуем мячи».

Детям предлагается безотрывно нарисовать на песке от точки путем наращивания по

окружности больших и маленьких мячей.

5. Самомассаж косточками фруктов.

Детям раздаются косточки фруктов (абрикосовые, персиковые) и по команде, зажав их между ладошками, дети делают самомассаж.

2 неделя

Тема: «Птицы»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2.Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые

горизонтальные линии на песке.

3. Продолжать учить координировать движения с речью.

4.Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Утята».

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой.

Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

"Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

2. Рисование песком на световом столе «Птичьи следы на песке».

Детям предлагается нарисовать пальчиками птичьи следы на песке.

3. Упражнение «Накорми птичек».

Детям предлагается накормить птиц, которые прилетели к ним в гости, для этого нужно отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки, имитируя корм для птиц.

4. Упражнение «Что внутри?».

Детям предлагается наощупь определись, что находится в мешочках (мешочки с различным наполнением: фасоль, рис, греча).

5. Самомассаж бусинками.

Детям раздаются бусинки разных размеров и по команде, зажав их между ладошками, дети делают самомассаж.

3 неделя

Тема: «Посуда»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Воспитывать бережное отношение к посуде.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7.Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками).

Ежик, ежик – чудачок сшил колючий пиджачок (прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)

Встал с утра, и в лес – гулять, (поднять руки вверх)

Чтоб друзей всех повидать. (перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)

Ежик топал по тропинке (постучать мячом по столу)

И грибочек нес на спинке. (завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)

Ежик топал не спеша, (прокатываем мяч по одной коленке вперед)

Тихо листьями шурша. (прокатываем мяч по другой коленке назад)

А навстречу скачет зайка, длинноухий Попрыгайка, (подбрасываем и ловим мячик)

В огороде чьем – то ловко раздобыл косой морковку! (завести руки за спину и спрятать мяч)

2. Игра «Собери сервиз».

Детям предлагается положить сервиз в мешочек, потрогав и описав его, затем наощупь, опустив руку в мешок определить предмет.

3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

4. Дидактическая игра «Склеим чашку».

Детям предлагается собрать картинку (чашку) из 2-х, 3-х, 4-х частей.

4 неделя

Тема: «Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

5. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8 Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

ЛОДОЧКА и ПАРОХОД.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет. (руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол – ребра ладоней ставим на его поверхность)

Пароход плывет по речке,

И труба дымит, как печка. (большие пальцы соединяем и поднимаем вверх – это «труба»)

2. Фигурки из счетных палочек «Лодка».

Детям предлагается собрать на столе разные фигуры из счетных палочек.

3. Упражнение «Машина на погрузке».

Детям предлагается рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.

4. Самомассаж гранеными карандашами.

Детям раздаются граненые карандаши и по команде, зажав карандаши между ладошками, дети делают самомассаж.

Декабрь

1 неделя

Тема: «Дикие животные»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

5. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот,

На зелёный на лужок,

Приходи и ты, дружок!

Cгибать пальцы в кулачок в ритме потешки.

При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.

2. Упражнение «Животные хотят пить».

Детям предлагается напоить животных (различные игрушки животных), для этого необходимо наливать воду из стакана в тарелочку, ложкой.

3. Упражнение «Веселые зверята».

Произносится текст и показываются движения, дети договаривают словосочетания и

выполняют движения, подражая ведущему.

Зайка скачет по кусточкам,

Скачут на двух ногах,

По болоту и по кочкам.

сделав «ушки» из ладоней.

Белка прыгает по веткам,

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

Идут вперевалку.

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.

Катится колючий ежик.

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

Детям раздаются разные по величине резиновые мячики (ежики), дети держать их в руках и катают между ладоней, а также по коленям.

2 неделя

Тема: «Деревья»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Формировать умение координировать речь и движения.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7.Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Яблонька».

У дороги яблонька стоит,

Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит.

Сложить запястья вместе.

Сильно ветку я потряс,

Руки над головой, движения вперед-назад.

Вот и яблочко у нас.

Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,

Соединить запястья, ладони развести.

Ах, какой приятный вкус.

2. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

Детям предлагается нарядить елочку из картона разноцветными прищепками.

3. Ладошковая живопись «Разноцветное дерево».

Детям предлагается нарисовать ладошками деревья на общем ватмане (используются

пальчиковые краски).

4. Самомассаж косточками фруктов.

Детям раздаются косточки фруктов (абрикосовые, персиковые) и по команде, зажав их между ладошками, дети делают самомассаж.

3 неделя

Тема: «Зима»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Развивать умение сматывать клубочки.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Рисование песком на световом столе «Лыжник».

Детям показывают картинки с лыжниками, рассказывается о них, затем они рисуют на столе пальчиками следы лыжников.

2. Упражнение «Клубочки для бабушки».

Детям предлагается помочь бабушке смотать нитки в клубочки.

3. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка».

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. (Шагают указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепят комочки двумя ладонями.

Птичек крошками кормили (движения пальчиками)

С горки мы катались, (ведут указательным пальцем правой руки по левой)

А ещё в снегу валялись (кладут ладони и переворачивают)

Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладони)

Съели суп и спать легли (движения ложкой, ладони под щёку)

"Погреемся".

Поиграем-ка немножко Дети хлопают в ладоши.

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем. Сжимают пальцы в кулак и разжимают.

Их сжимаем, разжимаем.

4. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.

Детям предлагается на ватмане дорисовать каждый свою веточку, используя кисти и краски, на которой сидит воробей.

4 неделя

Тема: «Новый год. Елка»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

4. Развивать умение сматывать клубочки.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

Перед нами елочка: Пальцы в замок, из больших пальцев – верхушка.

Шишечки, иголочки. Кулачки, указательные пальчики выставлены.

Шарики, фонарики. «Шарики» из пальцев, «фонарики» руками показать.

Зайчики и свечки, «Ушки», обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Детям демонстрируются резиновые игрушки, дается время на запоминание, затем прячутся в мешочек, после чего каждый ребенок должен опустить руки и угадать игрушку, не доставая его из мешочка.

3. Упражнение «Наряжаем ёлку»

Детям предлагается нарисовать пластилином елочные игрушки на бумаге пальцами рук.

4. Самомассаж косточками фруктов.

Детям раздаются косточки фруктов (абрикосовые, персиковые) и по команде, зажав их между ладошками, дети делают самомассаж.

Январь

1 неделя - каникулы

2 неделя

Тема: «Снег идет»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз подбросим.

Два поймаем.

Три уроним

И сломаем.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Лепят» меня положение ладоней.

Показывают круг, сжимают ладони.

Грозят пальчиком.

Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок.

Роняют воображаемый снежок.

Топают ногой.

2. Упражнение «Снегопад».

Детям показываются картинки со снегопадом, затем предлагается нарисовать пластилином

его на картоне.

3. Упражнение «Сосульки».

Детям рассказывается про сосульки, задаются вопросы про них, затем предлагается

прикрепить прищепки «сосульки» к полоске картона «крыше».

4. Упражнение «Погуляем».

Детям предлагается «погулять» двумя пальцами по столу в разном темпе.

3 неделя

Тема: «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Воспитывать желание помогать маме.

5. Развивать творческую фантазию.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

9. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Варежка».

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла:

«Поглядите – ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

Сжать пальцы в кулачок.

Все пальцы разжать, кроме большого.

Разогнуть большой палец.

Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

2. Упражнение «Помогаем маме».

Детям предлагается развесить белье (вырезанные картинки одежды) на веревку и закрепить его

прищепками.

3. Упражнение «Недошитое платье».

Детям предлагается пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы (все элементы на липучках). Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Упражнение «Ткань на новое платье».

Познакомить детей с разными на ощупь тканями.

5. Самомассаж косточками фруктов.

Детям раздаются косточки фруктов (абрикосовые, персиковые) и по команде, зажав их между ладошками, дети делают самомассаж.

4 неделя

Тема: «Дикие животные».

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.

4. Воспитывать любовь к природе.

5. Развивать речь, обогащать словарный запас.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас беда!!!

Разбегайтесь кто куда!!!

На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок. Загибание пальчиков, начиная с большего.

Бросательное движение правой рукой. Сжимают кулаки и прижимают их к груди.

Бегут пальцами по столу.

2. Упражнение «Зоопарк».

Детям предлагается ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходил

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Выигрывает тот, кто назвал большее количество животных зоопарка и, следовательно, сделал больше шагов.

3. Аппликация «Угости белочку орешками».

Детям предлагается, путем обрывания бумаги и смятия ее в руке, сделать орешки для белочки, которые необходимо приклеить на рисунок, где изображен мешочек.

4. Рисование песком на световом столе «Ежики».

Детям предлагается нарисовать на песке зубочистками на световом столе ежиков.

5. Самомассаж бусинками.

Детям предлагается катать по очереди бусинки каждым пальчиком.

Февраль

1 неделя

Тема: «Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.

3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

4. Развивать глазомер и точность.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Упражнение «Транспорт».

Детям предлагается выложить рисунок (машина) счетными палочками.

2. Упражнение «Проехала машина».

Детям предлагается нарисовать на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

3. Пальчиковая гимнастика «Путешествие».

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук. возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза

Вот ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга

Теперь в ладоши громко бей, хлопки

А теперь ты их согрей. ладони на щеки

К путешествию готовы? кулаки на коленях

Да! руки вверх, ладони раскрыть

В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями

Сядем мы на самолет

И отправимся в полет. руки вытянуты в стороны, ладони напряжены

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне. ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз

Едет поезд, ребром ладони двигаем по коленям или по столу

Колеса стучат. кулачки стучат по коленям или по столу

С поезда много веселых ребят (зверят). подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол

4. Игры с пуговицами.

Детям предлагается выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.

2 неделя

Тема: «Профессии»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.

5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Целый день тук да тук - раздается звонкий стук.

(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат, (стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом, (сжимать-разжимать пальцы)

Как мы славно заживем. (вращать кисти рук)

«Месим тесто» в сухом бассейне.

Тесто мнем, мнем, мнем! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки)

2. Упражнение «Каталог тканей».

Детям предлагается рассмотреть и потрогать ткань на ощупь, и вспомнить из какой ткани у них есть одежда.

3. Конструирование «Мы строители».

Детям предлагается построить из строительного материала гараж.

4. Самомассаж гранеными карандашами.

Детям раздаются граненые карандаши и по команде, зажав карандаши между ладошками, дети делают самомассаж.

3 неделя

Тема: «Папин праздник»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук

2. Упражнять в умении работать на световом столе.

3. Учить детей завязывать узлы на веревке.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Развивать речь, обогащать словарный запас.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

Пальцы эти — все бойцы,

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых,

Два — гвардейца-храбреца,

Два — сметливых молодца,

Два — героя безымянных,

Но в работе очень рьяных,

Два мизинца-коротышки —

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять —

Будем молодцев считать. (2 раза)

Пальцы встали дружно в ряд —

Десять крепеньких солдат.

Действия детей

Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

Показывают указательные пальцы.

Показывают средние пальцы.

Показывают безымянные пальцы.

Показывают мизинцы.

Поочередно считают пальцы на левой руке, начиная с мизинца, затем на правой.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.

3. Рисование «Салют».

Детям предлагается нарисовать салют на песке на световом столе.

4. Самомассаж бусинками.

Детям предлагается катать бусинки по очереди каждым пальцем.

5. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

Детям предлагается завязать узлы на толстой веревке и шнуре.

4 неделя

Тема: «Конец зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.

5. Развивать речь, обогащать словарный запас.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Раз рука, два рука, лепим мы снеговика, (лепят руками снежок)

Мы скатаем снежный ком, (круговые движения руками)

Вот такой, вот такой, а потом поменьше ком. (растирает ладонью грудь)

А на верх, поставим мы (поглаживаем руками щеки)

Маленький комочек. (пальцы соединяем вместе, показывают маленький комочек)

Вот и вышел Снеговик – снеговичок, очень милый толстячок! (ставят руки на пояс, поворачиваются в лево – право)

2. Упражнение «Остатки запасов».

Детям предлагается помочь мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль в отдельные мешочки.

3. Упражнение «Солнечный денек».

Детям необходимо сделать лучики на солнышке с помощью прищепок.

4. Игра «Чудесный мешочек».

Детям предлагается разделить предметы, которые находятся в мешочке на мягкие и твердые.

Март

1 неделя

Тема «Звонкая капель»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Познакомить детей с пипеткой, показать как ею пользоваться

5. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Упражнение-опыт «Что тонет, что не тонет?».

Детям предлагается выбрать из группы предметов то, что тонет.

2. Упражнение «Веселая пипетка».

Детям предлагается работа с водой и пипеткой. Необходимо из одной емкости перелить воду в другую с помощью пипетки.

3. Дидактическая игра «Соберем кораблик».

Детям предлагается собрать кораблик из частей разрезанной картинки.

4. Пальчиковая игра «Одуванчик».

Наши желтые цветки-Ладони соединить лодочкой перед собой (молитвенная поза)

Распускают лепестки - По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.

Ветерок чуть дышит, - Подуть на руки – «цветки»

Лепестки колышет - Подвигать пальцами вперед назад

Наши желтые цветы - По очереди сложить пальцами, соединив

Закрывают лепестки- Ладони лодочкой (молитвенная поза)

Головой качают - Покачать ладонями вправо, влево.

Тихо засыпают – положить голову на сложенные ладони.

2 неделя

Тема: «Мамин праздник»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

5. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

5. Развивать речь, обогащать словарный запас.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Рисование на песке на световом столе «Следы от капели».

Детям предлагается на песке пальчиками изобразить следы капели.

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко».

Детям предлагается выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга так, чтобы получилось солнце.

3. Упражнение «Бусы для мамы».

Детям предлагается нанизывать макароны на ленту, создавая бусы.

4. Упражнение «Погуляем».

Детям предлагается двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

3 неделя

Тема: «Весна»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

5. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

6. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

7. Развивать речь, обогащать словарный запас.

8. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

9. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик».

руки стучат по левой ладошке

Капай, капай, не жалей! каждым пальчиком левой руки стучат по правой ладошке

Только нас не замочи! изображать пальчиками «брызги»

Зря в окошко не стучи! правый кулачок стучит 2 раза по левому, затем меняем руки

Брызни в поле гуще: изображать пальчиками «брызги»

Станет травка гуще! скрестить ладоши - пальцы растопырены

Воспитатель вносит в зал тучку – дождик (мягкую игрушку).

2. Упражнение «Весенняя полянка».

Детям предлагается с помощью прищепок выложить композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.

3. Аппликация «Весенний букет».

Детям предлагается сделать аппликацию с использованием оригами.

4. Игры с пуговицами.

Детям предлагается рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

4 неделя

Тема: «Дом»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

5. Развивать речь, обогащать словарный запас.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек».

Детям предлагается разделить предметы, которые находятся в мешочке на гладкие и

шершавые.

2. Пальчиковая игра «Кроватка».

Дети выполняют движения, подражая ведущему, и договаривают за ним слова и

словосочетания.

Вот Кирюшкина кроватка,

Разводят руки в стороны.

Чтобы спал Кирюшка сладко,

Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.

Чтоб во сне он подрастал,

Медленно поднимаются.

Чтоб большим скорее стал.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

3. Дидактическая игра «Маленькие столяры».

Детям необходимо сложить контуры предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

4. Упражнение «Похлопаем».

Дети хлопают в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

5. Самомассаж гранеными карандашами.

Детям раздаются граненые карандаши и по команде, зажав карандаши между ладошками, дети делают самомассаж.

Апрель

1 неделя

Тема: «Электроприборы»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.

5. Развивать речь, обогащать словарный запас.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики».

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит. трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке

Точечный массаж

На полянке стоит дом.

В этом доме умный гном. массажируем точку между бровей

Он в окошечки глядит,

Что увидит — говорит. массажируем точки на висках

2. Упражнение «Что спряталось в комочке».

Детям предлагается разгладить трафареты электроприборов из бумаги, смятой в комочки и назвать их.

3. Раскрашивание «Телевизор».

Детям предлагается раскрасить рисунок, не выходя за контур.

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

Детям раздаются разные по величине резиновые мячики (ежики), дети держать их в руках и катают между ладоней, а также по коленям.

2 неделя

Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить детей рисовать волнистые линии пальчиками.

3. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

4. Продолжать знакомить детей с пипеткой.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

7. Развивать речь, обогащать словарный запас.

8. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

9. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Упражнение «Животные хотят пить».

Детям предлагается напоить животных «маму» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

2. Игра «Прятки».

Детям предлагается найди всех животных в сухом бассейне (фасоль, горох, греча).

3. Рисование пальчиковыми красками «Нарисуй хвост коню».

Детям предлагается нарисовать хвост коню пальчиками всей руки пальчиковыми красками.

4. Самомассаж гранеными карандашами.

Детям раздаются граненые карандаши и по команде, зажав карандаши между ладошками, дети делают самомассаж.

3 неделя

Тема: «Весеннее солнышко»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Познакомить детей с техникой рисования пластилином.

5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

7. Развивать речь, обогащать словарный запас.

8. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

9. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Рисование пластилином «Весеннее солнышко».

Детям предлагается нарисовать пластилином лучики солнышка.

2. Рисование «Весенние цветы - одуванчики».

Детям предлагается нарисовать пальчиковыми красками одуванчик.

3. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек».

Детям предлагается назвать все фигуры (геометрические), которые находятся в мешочке на ощупь.

4. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

Пальчиковая игра с правильными движениями.

Улитка-улитка,

Отвори калитку,

выходи из дома,

Будем знакомы!

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

Улитка-улитка,

Высуни рога,

Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

- Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!) «Рожки»

щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

5. Самомассаж камушками.

Детям предлагается катать по очереди каждым пальцем камушек.

4 неделя

Тема: «Цветы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Развивать чувство формы и цвета.

5. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

6. Развивать речь, обогащать словарный запас.

7. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

8. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Упражнение - исследование «Весенний цветок».

Детям предлагается обследовать тактильно цветы из бархатной бумаги.

2. Упражнение «Чудесный мешочек».

Детям предлагается найди бархатный цветок на ощупь, который лежит в мешочке.

3. Упражнение «Каждому листочку свое место».

Детям предлагается закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки.

4. Пальчиковая игра «Букет цветов».

Цветочек на клумбе растёт и цветёт,

Одна из рук - "цветочек" стоит на столе, опираясь на локоть.

На солнышке греясь, гостей к себе ждёт.

Ладонь раскрыта, пальцы разведены в стороны (чашечка и лепестки).

К нему прибежал покачаться жучок,

Пальцы второй руки бегут по столу, "жучок заползает в чашечку" (ладонь).

Качает, качает его ветерок.

Рука - цветочек раскачивается. Вторая рука - жучок "сидит" в "чашечке"

Попить сладкий сок прилетел мотылёк,

Перебираем в воздухе пальцами второй руки, кладем их в "чашечку"

Качает, качает его ветерок.

"Цветочек раскачивается"

За мёдом к цветку прилетела пчела,

Перебираем в воздухе пальцами второй руки, снова опускаем их в "чашечку"

Чуть-чуть покачалась и мёд собрала.

Раскачиваем "цветочек", а второй рукой гладим ладошку (собираем мёд)

Но вот улетели пчела, мотылёк,

Перебираем в воздухе пальцами второй руки (улетают пчела и мотылёк)

Жучок убежал, и остался цветок.

Пальцы второй руки "убегают" с цветка (жучок)

На солнышке греясь, он будет стоять,

Вращаем кистью (чашечкой цветка)

А солнце зайдёт, наш цветок будет спать.

Сжимаем кулачок (цветочек закрылся)

5. Самомассаж мячиками (ежиками).

Детям раздаются разные по величине резиновые мячики (ежики), дети держать их в руках и катают между ладоней, а также по коленям.

Май

2 неделя

Тема: «Майский дождик»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Тренировать навык рисования на песке.

5. Стимулирование тактильных ощущений.

6. Развивать усидчивость, целенаправленность.

7. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

8. Развивать речь, обогащать словарный запас.

9. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

10. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Червячки».

«Червячки»

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает

Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!»

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх

Глядь -разводим руками

а червячков уж нет!

Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

2. Упражнение-соревнование «Кто больше соберет фасоли?».

Детям предлагается из сухого бассейна выбрать фасоль пинцетом.

3. Рисование на песке на световом столе «Тучка».

Детям предлагается нарисовать тучки на песке на световом столе.

4. Упражнение «Крышечки».

Детям предлагается подобрать крышечки к разным баночкам.

5. Самомассаж гранеными карандашами.

Детям раздаются граненые карандаши и по команде, зажав карандаши между ладошками, дети делают самомассаж.

3 неделя

Тема: «Насекомые»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

5. Развивать умение завязывать узелки.

6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный

педагогом образ.

8. Развивать речь, обогащать словарный запас.

9. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

10. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Паучок».

«Пчела»

Пчёлка трудится весь день (Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень. (Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку, (Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу, (Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт — (Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)

За день много соберёт. (Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей (Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей. (Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

В сотах утрамбует мёд, (Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт. (Ёжатся.)

Будет пчёлкам чем питаться (Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться. (Имитируют накладывание мёда в соты.)

«Паучок»

Паучок ходил по ветке, (руки скрещены)

А за ним ходили детки. (пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки) Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)

Паучков на землю смыл. (хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)

Паучок ползёт опять, (действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. («Паучки» ползают на голове)

2. Упражнение «Посадка фасоли».

Детям предлагается в песке сделать ямки и посадить семена фасоли.

3. Упражнение «Насекомые на листочке».

Детям предлагается привязать насекомых на листочки (упражнение со шнуровкой).

4. Самомассаж косточками фруктов.

Детям раздаются косточки фруктов (абрикосовые, персиковые) и по команде, зажав их между ладошками, дети делают самомассаж.

5. Рисование «Вот такие ножки у сороконожки».

Детям предлагается нарисовать ножки у сороконожки пальчиковыми красками на ватмане(коллективная работа).

4 неделя

Тема: «Лето»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Учить создавать красивую композицию.

4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.

5. Развивать речь, обогащать словарный запас.

6. Развивать воображение, память, внимание, мышление.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

2. Упражнение-эксперимент «Цветная водичка».

Детям предлагается с помощью пипетки закрасить воду. Смешивание красок.

3. Самомассаж мячиками (ежиками).

Детям раздаются разные по величине резиновые мячики (ежики), дети держать их в руках и катают между ладоней, а также по коленям.

4. Упражнение «Арбуз».

Детям предлагается нарисовать побольше черных зернышек – семян на арбузе.

5. Рисование песком на световом столе «Бабочка».

Детям предлагается нарисовать на световом столе бабочку, применяя зубочистки.

Итого 32 занятия.

Список литературы 1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – М.: «Лист»,1998. 198с. 2. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги. 3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000. 4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. М.: «Астрель», 2001. 5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 1991. 91с. 6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002. 200с. 7. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: «Просвещение», 1987. 45с. 8. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: «Сфера», 1999. 107с. 9. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: «Лист», 1999. 133с. 10. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2001. 11. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 190с. 12. Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 205с. 13. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: «Просвещение», 1990. 94с. 14. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1998. 128с. 15. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006. 16. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт- Петербург: 1999. 40с. 17. Подумай, нарисуй и раскрась.// Альбом. «Радуга», 2002.

30



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Пальчиковая гимнастика как средство развитие речи у детей дошкольного возраста»

Автор: Резникова Ирина Петровна

Дата: 17.03.2024

Номер свидетельства: 647268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Влияние развития мелкой моторики на формирование элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(124) "vliianiierazvitiiamielkoimotorikinaformirovaniieeliemientarnykhmatiematichieskikhpriedstavlieniiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "285709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454239492"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Программа по теме " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность""
    ["seo_title"] => string(122) "proghramma-po-tiemie-razvitiie-mielkoi-motoriki-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-izobrazitiel-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "256713"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448202323"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "palchikovye_igry_kak_sredstvo_razvitiia_rechi_u_detei_rannego_i_mladshego_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "630504"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1682604483"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Мастер-класс "Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями зрения" "
    ["seo_title"] => string(87) "mastier-klass-razvitiie-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-s-narushieniiami-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162486"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422361944"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства