kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пальчиковые  игры имеют огромное значение для развития мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку. Рассмотрим несколько вариаций пальчиковой гимнастики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»»

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» Подготовила: Томилина Татьяна Дмитриевна, воспитатель МДОУ центр развития ребенка – детский сад «Семицветик» г. о. Серпухов, 2022 г

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Томилина Татьяна Дмитриевна,

воспитатель МДОУ центр развития ребенка –

детский сад «Семицветик»

г. о. Серпухов, 2022 г

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».  В.А. Сухомлинский   Пальчиковые игры   -это общепринятое название занятий на развитие   мелкой моторики у детей.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

  • Пальчиковые игры   -это общепринятое название занятий на развитие 

мелкой моторики у детей.

  • Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными исто-риями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.
  • Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена ис-следователями Института физиологии детей и подростков.
Значение пальчиковых игр:   Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что   стимулирует развитие речевых центров. Развитие мелкой моторики   готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем:   рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного  запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать —то и музыкального слуха. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в   том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Значение пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что 

стимулирует развитие речевых центров. Развитие мелкой моторики 

готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: 

рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

  • Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного  запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать —то и музыкального слуха.
  • Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в 

том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Цель : Развитие тонких движений пальцев рук, развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста .   Задачи :

Цель : Развитие тонких движений пальцев рук, развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста .

Задачи :

  • Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
  • Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
  • Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
  • Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.
  • Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Виды пальчиковых игр: Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание,  разминание,  пощипывание,  надавливание.  Театр в руке  Развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение. И гры-манипуляции развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ. Сюжетные пальчиковые упражнения  Позволяют детям изображать предметы мебели  и транспорта,  птиц, домашних и диких  животных,  деревья, насекомых. Пальчиковые  упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)

Виды пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук

Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание,

разминание,

пощипывание,

надавливание.

  • Театр в руке

Развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

  • И гры-манипуляции

развивают воображение,

когда ребенок в каждом

пальчике видит

определенный образ.

  • Сюжетные пальчиковые упражнения

Позволяют детям изображать предметы мебели

и транспорта,

птиц, домашних и диких

животных,

деревья, насекомых.

  • Пальчиковые

упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)

Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

  • Пальчиковые игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;
  • Помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;
  • Пальчиковые игры дарят малышам минуты радости, вызывают у них  положительное отношение к детскому саду.

Правила разучивания пальчиковых игр.

  • Этапы разучивания игр: 1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам. 2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка. 3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
  • Рекомендации: • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони. • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка. • Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе. • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др. • Используйте максимально выразительную мимику. • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми. • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах

делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Картотека пальчиковых игр  по лексическим темам. осень зима «Давайте познакомимся»; «Детский сад. Игрушки»; «Труд взрослых «;  - «Человек и осень»;  - «Овощи и фрукты»;  «Растения»;  «Домашние животные»;  «Дикие животные»;  «Домашние птицы»;  «Зимующие птицы»;  «Животные Севера»;  «День матери». весна «Мир зимы»;  «Мир сказок»;  «Новый год»;  «Зима в городе»;  - «Зимние забавы»;  «Зима в лесу»;  «Зимние виды спорта»;  «Я и моя семья»;  «Мой дом»;  «Мой город»; «День защитника отечества» «Наши бабушки и мамы»;  «Электробытовые приборы»;  «Человек и весна»;  «Одежда и обувь»; «Народная культура и традиции»; «Космос»; «Водный мир»; «Профессии»; «Весна»; «Животные жарких стран»; Насекомые»; «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» лето - «Лето»;  - «Цветы»; - «Грибы, ягоды, фрукты»;

Картотека пальчиковых игр

по лексическим темам.

осень

зима

  • «Давайте познакомимся»;
  • «Детский сад. Игрушки»;
  • «Труд взрослых «; - «Человек и осень»; - «Овощи и фрукты»;
  • «Растения»;
  • «Домашние животные»;
  • «Дикие животные»;
  • «Домашние птицы»;
  • «Зимующие птицы»;
  • «Животные Севера»;
  • «День матери».

весна

  • «Мир зимы»;
  • «Мир сказок»;
  • «Новый год»;
  • «Зима в городе»; - «Зимние забавы»;
  • «Зима в лесу»;
  • «Зимние виды спорта»;
  • «Я и моя семья»;
  • «Мой дом»;
  • «Мой город»;
  • «День защитника отечества»
  • «Наши бабушки и мамы»;
  • «Электробытовые приборы»;
  • «Человек и весна»;
  • «Одежда и обувь»;
  • «Народная культура и традиции»;
  • «Космос»;
  • «Водный мир»;
  • «Профессии»;
  • «Весна»;
  • «Животные жарких стран»;
  • Насекомые»;
  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

лето

- «Лето»; - «Цветы»;

- «Грибы, ягоды, фрукты»;

  • «Цветы»;
  • «Насекомые»;
  • «Дождь»
«Улитка»   1.Улитка, улитка,  покажи рога 3.Сдобные лепешки, 2.Дам кусок пирога,  покажи рожки  пышки, ватрушки

«Улитка»

1.Улитка, улитка,

покажи рога

3.Сдобные лепешки,

2.Дам кусок пирога,

покажи рожки

пышки, ватрушки

«Надувала кошка шар» 1. 1 2. Надувала кошка шар, А котенок ей мешал. Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – ХЛОП! 2 3 4. 4

«Надувала кошка шар»

1.

1

2.

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал.

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – ХЛОП!

2

3

4.

4

«Олень» У оленя дом большой, Он глядит в свое окошко. Мимо заяц пробегал, В дверь ему стучал. «Тук-тук, дверь открой! Там в лесу охотник злой!» «Зайка, зайка, забегай, Лапу мне давай!» 1 2 3 4

«Олень»

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Мимо заяц пробегал,

В дверь ему стучал.

«Тук-тук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!»

«Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай!»

1

2

3

4

«Капуста» 2 1 Мы капусту рубим, рубим,   Мы морковку трём, трём,  Мы капусту солим, солим,  Мы капусту жмём, жмём,  А потом и в рот кладем. Ам!     3

«Капуста»

2

1

Мы капусту рубим, рубим,  Мы морковку трём, трём, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмём, жмём, А потом и в рот кладем. Ам!

3

Потешка  для  зарядки 1 2 Хомка-хомка хомячок  Полосатенький бочок  Хомка раненько встает  Щечки моет, щёчки трет  Подметает хомка хатку  И выходит на зарядку.  Раз два три четыре пять  Хомка сильным хочет стать.   3 4

Потешка для зарядки

1

2

Хомка-хомка хомячок Полосатенький бочок Хомка раненько встает Щечки моет, щёчки трет Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз два три четыре пять Хомка сильным хочет стать.

3

4

Список использованной литературы :

Список использованной литературы :

  • Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
  • Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
  • Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  • Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
  • Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
  • Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
  • Интернет-ресурсы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Татьяна Дмитриевна Томилина

Дата: 27.04.2023

Номер свидетельства: 630504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности". "
    ["seo_title"] => string(170) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-razvitiie-kommunikativnykh-navykov-dietiei-ranniegho-vozrasta-chieriez-orghanizatsiiu-raznoobraznykh-form-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "123918"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414599693"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_teatralizovannaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_rechi_u_d"
    ["file_id"] => string(6) "480875"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1539710879"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Перспективный план по работе с родителями в 1 младшей группе"
    ["seo_title"] => string(69) "pierspiektivnyi-plan-po-rabotie-s-roditieliami-v-1-mladshiei-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "254047"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447691653"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Зарядка для пальчиков "
    ["seo_title"] => string(24) "zariadka-dlia-pal-chikov"
    ["file_id"] => string(6) "167329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423067663"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(91) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "224097"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438483612"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства