«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры имеют огромное значение для развития мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку. Рассмотрим несколько вариаций пальчиковой гимнастики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»»
«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Подготовила: Томилина Татьяна Дмитриевна,
воспитатель МДОУ центр развития ребенка –
детский сад «Семицветик»
г. о. Серпухов, 2022 г
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский
Пальчиковые игры -это общепринятое название занятий на развитие
мелкой моторики у детей.
Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными исто-риями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена ис-следователями Института физиологии детей и подростков.
Значение пальчиковых игр:
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, что
стимулирует развитие речевых центров. Развитие мелкой моторики
готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем:
рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.
Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать —то и музыкального слуха.
Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в
том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.
Цель : Развитие тонких движений пальцев рук, развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста .
Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук
Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание,
разминание,
пощипывание,
надавливание.
Театр в руке
Развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.
Игры-манипуляции
развивают воображение,
когда ребенок в каждом
пальчике видит
определенный образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения
Позволяют детям изображать предметы мебели
и транспорта,
птиц, домашних и диких
животных,
деревья, насекомых.
Пальчиковые
упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)
Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Пальчиковые игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;
Помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;
Пальчиковые игры дарят малышам минуты радости, вызывают у них положительное отношение к детскому саду.
Правила разучивания пальчиковых игр.
Этапы разучивания игр: 1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам. 2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка. 3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации: • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони. • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка. • Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе. • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др. • Используйте максимально выразительную мимику. • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми. • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах
делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Картотека пальчиковых игр
по лексическим темам.
осень
зима
«Давайте познакомимся»;
«Детский сад. Игрушки»;
«Труд взрослых «; - «Человек и осень»; - «Овощи и фрукты»;
«Растения»;
«Домашние животные»;
«Дикие животные»;
«Домашние птицы»;
«Зимующие птицы»;
«Животные Севера»;
«День матери».
весна
«Мир зимы»;
«Мир сказок»;
«Новый год»;
«Зима в городе»; - «Зимние забавы»;
«Зима в лесу»;
«Зимние виды спорта»;
«Я и моя семья»;
«Мой дом»;
«Мой город»;
«День защитника отечества»
«Наши бабушки и мамы»;
«Электробытовые приборы»;
«Человек и весна»;
«Одежда и обувь»;
«Народная культура и традиции»;
«Космос»;
«Водный мир»;
«Профессии»;
«Весна»;
«Животные жарких стран»;
Насекомые»;
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
лето
- «Лето»; - «Цветы»;
- «Грибы, ягоды, фрукты»;
«Цветы»;
«Насекомые»;
«Дождь»
«Улитка»
1.Улитка, улитка,
покажи рога
3.Сдобные лепешки,
2.Дам кусок пирога,
покажи рожки
пышки, ватрушки
«Надувала кошка шар»
1.
1
2.
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал.
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – ХЛОП!
2
3
4.
4
«Олень»
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Мимо заяц пробегал,
В дверь ему стучал.
«Тук-тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!»
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!»
1
2
3
4
«Капуста»
2
1
Мы капусту рубим, рубим, Мы морковку трём, трём,Мы капусту солим, солим,Мы капусту жмём, жмём,А потом и в рот кладем. Ам!
3
Потешкадлязарядки
1
2
Хомка-хомка хомячокПолосатенький бочокХомка раненько встаетЩечки моет, щёчки третПодметает хомка хаткуИ выходит на зарядку.Раз два три четыре пятьХомка сильным хочет стать.
3
4
Список использованной литературы:
Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.