Алдын-ала жұмыс (Предварительная работа): беседа о Осени, дид. Игра «Где что растет?», художественное слово, рассматривание картин про Осень, наблюдения за природой на прогулке.
Әдістемелік тәсілдері (Методические приемы): игровой, наглядный, словесный, здоровьесберегающий, практический.
Материал және жабдық (Материал и оборудование): картинки про Осень, цветные Гномики, натуральные овощи и фрукты, гелевые шары, пластилин, дощечки, формочки, скалочки, стеки.
Сюрпризный момент: (воспитатель обращает внимание на обстановку вокруг)
- Кто так зал разукрасил? В какое время года мы попали? и видит накрытую корзинку в ней гномик ЖЕЛЕ. (читает загадку про Осень)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется
Как такое время года зовется? ОСЕНЬ- КУЗ
- так вот ребята, Осень пригласила нас в свое царство. Чтобы мы вспомнили и рассказали какая бывает Осень, что происходит в природе Осенью, какую одежду мы носим Осенью и какие дары мы собираем Осенью. Нам в этом путешествии поможет ГНОМИК ЖЕЛЕ его отправила к нам Осень.
- как вы думаете, почему именно гномик ЖЕЛЕ будет вместе с нами? ( Желе – желтый цвет, самый любимый цвет Осени). Я знаю, что у Гномика ЖЕЛЕ есть еще братья и он мечтает с ними встретиться. Поможем братья встретиться ? Тогда вперед!
Основная часть:
(дети стоят полукругом)
Пришел сентябрь с красками, коснулся листьев ласково. И деревце простое вдруг стало золотое. ( воспитатель обращает внимание детей на картинку РАННЯЯ ОСЕНЬ и на ЦВЕТА шаров)
- какой цвет Ранняя Осень дарит природе? (желтый)
«Разминка для ума» ПРИЗНАКИ ОСЕНИ (да – нет)
Цель: закрепить знания детей о признаках осени.
Осенью растут цветы? Нет - осенью растут грибы? Да
Тучи солнце закрывают? Да - жаркий ветер прилетает? Нет
Туманы осенью плывут? Да - ну а птицы гнезда вьют? Нет
К нам букашки прилетают? Нет - звери норки закрывают? Да
Урожай все собирают? Да - птичьи стаи улетают? Да
Часто часто льют дожди? Да - солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям загорать? Нет - ну а что же осенью можно делать детям? Гулять,играть.
Физминутка «С кочки на кочку» (дети прыгают по кружочкам)
Будем прыгать как лягушки
За прыжком другой прыжок
Выше прыгаем дружок.
(Рассаживаются по стульчикам)
Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются летят ( воспитатель обращает внимание детей на картинку ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ и на ЦВЕТА шаров)
- какие цвета Золотая Осень дарит природе? (красный, оранжевый) появляются гномики данных цветов.
Когда наступает золотая осень люди собирают урожай овощей и фруктов. Вот и вам передали корзину с дарами с сада- огорода. Чтобы дары узнать надо их распробовать на вкус. ( ребенок пробует на вкус и называет что это)
Руки мерзнут в ноябре, холод, ветер на дворе. Осень поздняя несет первый снег и первый лед. (воспитатель обращает внимание детей на картинку ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ и на ЦВЕТА шаров)
- какие цвета Поздняя Осень дарит природе? (синий, серый) появляются гномики данных цветов.
С наступлением Осени погода каждый день разная. Мы с вами одеваемся по погоде. Вот давайте вспомним какую верхнюю одежду мы оденем в разную погоду.
Ситуативные картинки.
1.если идет ДОЖДЬ погода будет какая ДОЖДЛИВАЯ, что мы оденем на улицу? ( сапоги, куртка, шапка, зонт)