ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
В последнее время проблема воспитания стала предметом всестороннего общепедагогического, историко-педагогического, социально-педагогического анализа. После распада Советского Союза разрушилась идеология воспитания, сменились общественные ценности, нравственные ориентиры, приоритеты и их носители. Но политические, социально- экономические преобразования в стране способствовали осознанию научно-педагогическим сообществом актуальности проблем воспитания подрастающего поколения, которому предстояло жить в мире, устроенном совершенно иначе, чем раньше.
Сегодня, по выражению Н. Е. Щурковой, «нас объединяет тревога за бедственное состояние дела воспитания детей нашего Отечества... Нельзя не видеть, как выпадают из системы воспитания тысячи детей, лишенных родительской любви и общественной поддержки...».
Как показывает анализ различных источников, основные направления воспитания слабо внедряются в практику. В российском образовании, долгие годы, воспитание рассматривалось как надстройка над определенной базой знаний. Поэтому проблемы воспитания были отодвинуты на второй план, и до сих пор многие педагоги затрудняются в выборе приоритетных направлений в воспитательном процессе, а также средств и способов воспитания детей.
В педагогических исследованиях последних лет воспитания трактуется в широком, социокультурном, и конкретном, практико-ориентированном, смысле. К первому направлению можно отнести концепции Б. П. Битинаса, Е. В. Бондаревской, В. Г. Бочаровой, 3. А. Мальковой, А. В. Мудрика, Г. И. Щукиной, Н. Е. Щурковой и др. В них воспитание рассматривается как важнейшая функция любого общества и необходимое условие социализации личности. Н. Е. Щуркова, например, определяет воспитание как «питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне ее».
В работах Б. П. Битинаса, В. Г. Бочаровой, А. В. Мудрика можно встретить понятие «социальное воспитание», которое определяется либо как стихийное взаимодействие человека с окружающей средой и относительно направляемый обществом процесс влияния на людей, либо как «взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации» .
Другая группа педагогов-исследователей внутри этого направления рассматривает воспитание в контексте культуры. Здесь имеется в виду ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, гуманитаризацию и гуманизацию образования, а также создание культурной среды для саморазвития личности (Е. В. Бондаревская, О. Н. Козлова, Н. Б. Крылова, В. А. Петровский и др.)
В исследовании Е. В. Бондаревской, которая была сторонницей личностного–ориентированного подхода, считала, что «воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности». Личностно- ориентированное воспитание понимается, ей как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации, в ходе, которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
В качестве основных ценностей, определяющих ориентации воспитания, Е. В. Бондаревская выделяет: человеческие (социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала), духовные (совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления), практические (способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы), личностные (способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества).
К другому направлению, касающемуся разработки новых подходов к воспитанию в конкретной образовательной ситуации, можно отнести концепции Н. М. Таланчука (системно-социальная концепция воспитания), В. М. Коротова (воспитание творческой самодеятельной личности), Е. В. Квятковского (эстетическое воспитание в образовательных организациях), Б. М. Неменского (художественное образование как фундамент эстетического развития ), Д. М. Зембитского (трудовое воспитание), С. Д. Полякова (теория развития потребности и способности личности к саморазвитию) и др.
Большой интерес представляет оригинальная системно-социальная концепция воспитания Н. М. Таланчука. В ее основу положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных, интерсоциальных и саморегулятивных ролей.
Главным в современной воспитательной концепции является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический, гуманистический характер отношений воспитателей и воспитуемых. В большинстве концепций воспитание рассматривается как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия. Вопросы государственной образовательной политики в области воспитания нашли отражение в нормативных правовых документах федерального уровня: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации", Концепции модернизации российского образования на период до 2025 г., определившей воспитание как первостепенный приоритет в образовании, от 17 октября 2013 г. N 1155 Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден приказ Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, который вступил в силу 1 января 2014 года.
Проведенное исследование современных подходов воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Несмотря на то, что воспитание является базовой категорией педагогики, определение данного понятия достаточно вариативно и отражает исходные концепции исследователей.
2. Для многих имеющихся определений воспитания характерны основные общие признаки: целенаправленность воздействий на воспитанника; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений и освоение социальных ролей. При определении целей воспитания в последнее время акцент переносится на создание определенных условий для развития и саморазвития личности воспитуемого с помощью соответствующих психолого-педагогических средств. В связи с этим воспитание следует рассматривать, как процесс взаимодействия взрослых и детей.
3. В основе современных подходов к воспитанию можно выделить следующие идеи:
• идея саморазвития и самоопределения личности, которая является основополагающей для демократического, гуманистического воспитания; • идея базовой культуры личности как основание для разработки содержания воспитания;
•организационные формы и содержание воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально -активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
Таким образом, есть необходимость создания общей стратегии воспитания на основе использования многообразия современных концепций, разработки комплексных программ по воспитанию и обучению дошкольников.