Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста с разным уровнем развития»
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ
Агапитова Галина Яковлевна,
воспитатель МБДОУ № 49 «Белоснежка»,
Александрова Ксения Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 49 «Белоснежка
В последнее время одной из самых актуальныхпроблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Закон «Об образовании в РФ» гласит, что ребенок с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. [1] Однако подобные комиссии осуществляют свою работу только в отношении детей, достигших определенного возраста.
В то же время согласно закону «Об образовании в РФ» каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. В этом состоит суть инклюзивного образования: все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые для детей, имеющих особые образовательные потребности. [2] Как отмечают С.В. Алехина, Л.Ф. Тихомирова и другие, основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний. [3]
Таким образом, дети с ОВЗ могут посещать общеразвивающие группы и имеют право на дополнительное сопровождение специалистами (дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, инструктор ЛФК и др.). Но так как статуса ОВЗ у детей зачастую нет, и родители не хотят признавать факт проблемы в развитии своего ребёнка, условий инклюзивного образования образовательное учреждение предложить не может.
Исходя из этого, существует проблема: дети с отклонениями в развитии, не имеющие статуса ОВЗ, посещают общеразвивающие группы наравне со здоровыми детьми и не получают так необходимой им помощи узких специалистов. Кроме того, таким детям трудно и некомфортно находиться и заниматься в группе с большим количеством детей.
В раннем возрасте, конечно, сложно выявить детей с проблемами в развитии, тем не менее, можно обнаружить факторы, вызывающие тревогу. В то время как у здоровых детей достаточно быстро формируются культурно-гигиенические навыки, дети активно усваивают образовательную программу, любознательны, выстраивают игровой диалог, взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, у детей с особенностями развития, посещая группы раннего возраста, не формируются навыки самообслуживания, наблюдается очень долгий адаптационный период, дети не разговаривают и не реагируют на обращённую к ним речь, не вступают в контакт со сверстниками и др. К сожалению, родители на данном этапе развития зачастую не обращают внимания или игнорируют обеспокоенность воспитателей и педагогов данной проблемой.
Таким образом, данный спектр проблем, как правило, решается на месте практиками-воспитателями. Столкнувшись с такой ситуацией, мы определили несколько направлений работы:
1) выявление степени дефекта;
2) разработка индивидуального маршрута работы с ребёнком по освоению программы в доступном ему объеме на основании мониторинга;
3) консультирование родителей по поводу приемов работы с таким ребенком.
На этапе выявления степени дефекта мы проводим диагностику педагогического процесса по пяти образовательным областям, а также в зависимости от особенностей ребёнка делаем индивидуальный запрос специалистам: учителю-логопеду, педагогу-психологу, педиатру.
Разрабатывая индивидуальный маршрут, мы определяем формы и приёмы работы:
- разбиваем объем необходимого для усвоения материала на несколько небольших образовательных задач;
- активно используем пальчиковые игры и гимнастику;
- применяем навыки закрепления знаний в совместной деятельности, в играх, индивидуальной работе с этим ребенком;
- предлагаем творческие задания, а также задания для усвоения и закрепления необходимых знаний на дом;
- используем на занятиях ИКТ (игры, презентации, обучающие мультфильмы с использованием интерактивной доски, интерактивные плакаты, музыкальные, хороводные игры и т.д.);
- контролируем регулярное наблюдение у врача-педиатра, невролога и других специалистов.
- применяем дифференцированный подход.
В индивидуальный маршрут мы также включаем работу педагога-психолога и учителя-логопеда, которые проводят занятия по своему направлению.
3 аспект. Родители: представлены результаты мониторинга, обозначены резуль работы. Здесь сложнее всего! В силу сложности проблемы не все понимают ответственности ситуации. Консультации со специалистами! Участие в мероприятиях. Из за низкого уровня ответственности родителей работа затрудняется и останавливается. Родители не признают важности действий незамедлительно.
ТО проблма может быть решена при заинтересованности родителей, и взаимодействии со специалистами.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года
2. Конвенция ООН о правах ребенка
3/Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психологопедагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.
Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в группах дошкольной образовательной организации. С-Пб.:Детство-Пресс., 2015
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}