Просмотр содержимого документа
«Организация и содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Организация и содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Речь ребенка является главным инструментом, с помощью которого он устанавливает контакт с окружающей средой и, благодаря которой, происходит социализация ребенка. У детей дошкольного возраста существуют параллельно две сферы речевого общения: – общение со взрослыми – педагогами, членами семьи, знакомыми и незнакомыми людьми; – общение с детьми – сверстниками, меньшими по возрасту старшими по возрасту дошкольниками и детьми школьного возраста, как знакомыми, так и незнакомыми.
Потребность в речевом общении развивается на протяжении всего периода дошкольного возраста. Успех взаимопонимания в речевом общении зависит от того, насколько сформированы у детей коммуникативно-речевые способности, языковая, речевая и коммуникативная компетенции
Задачи коммуникативно-речевого развития ребенка: – обеспечить целостность и жизнеспособность различных сообществ людей – «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», «дети – сверстники и малыши»; – развивать все формы (эмоционально – личностное, ситуативно – деловое, внеситуативное) и средства (невербальные и речевые) общения воспитанников дошкольного возраста; – учить дифференцировать эмоции (моральные интеллектуальные эстетические); – формировать интеллект и исследовательскую деятельность, способы познания окружающего мира; – формировать творческое (продуктивное) отношение к организации деятельности и общения; – развивать коммуникативно-речевые способности .
Общение дает ребенку возможность не только получать, усваивать опыт, но и создавать условия для реализации своей индивидуальности в общем деле и, что не менее важно, побуждает ребенка делиться собственным опытом, отдавать людям внимание, уважение, интерес, способности
На сегодняшний день количество детей с трудностями взаимодействия имеет тенденцию возрастать. Это обуславливает поиск новых путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и сверстников.
При подборе и проведения разного вида игр педагогами должны быть использованы концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровые формы совместной деятельности с детьми создаются при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
2. Педагогическая игра реализуется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Игровые технологии охватывают определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровые технологии включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровые материалы должны активизировать образовательный процесс и повысить результативность освоения учебного материла.
При использовании дидактических игр в обучении воспитатели должны руководствоваться основными принципами, приемами и методами педагогики.
Подготовка к проведению дидактических игр включает в себя:
поиск игр, соответствующих задачам воспитания и обучения: углублению и обобщению знаний, развитию сенсорных способностей, активизации психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, речи) и др.;
определение соответствий отобранной игры и программных требований воспитания и обучения детей конкретной возрастной группы;
установление наиболее удобных временных промежутков для проведения игр (процесс непрерывной образовательной деятельности или свободное от занятий и других режимных процессов время);
определение места для игр, где дошкольники могут спокойно играть, не мешая другим;
решение вопроса о количестве играющих (задействуется вся группа или небольшие подгруппы, игра проводится индивидуально);
приготовление необходимых материалов для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
изучение педагогом всего хода игры, определение своего места в игре и методов руководства ею;
обогащение знаний и представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи.
Проведение лингвистических игр включает несколько этапов:
на первом этапе педагог знакомит детей с содержанием игры и с материалами, которые будут использованы в игре (показывает предметы, картинка, проводит краткую беседу, в ходе которой уточняет знания и представления детей о них);
далее проводится инструктаж о ходе и правилах игры. В ходе всей игры обращается внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на их четкое выполнение;
затем педагог показывает игровые действия, обучая детей правильно выполнять действие и доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
на следующем этапе определяются роль педагога в игре (участие в качестве играющего, болельщика или арбитра). Способ участие воспитателя в игре определяется в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки, сложности задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
на завершающем этапе проводится подведение итогов игры. Этот этап крайне важен в руководстве игрой, т.к. по результатам, которых дети добились в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности дошкольников. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и правильно организовать индивидуальную работу с ними.
При проведении дидактических игр с младшими дошкольниками воспитатель основывается на общих дидактических принципах. На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе со строительным материалом, прежде всего, ставятся задачи моторного характера. Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5 – 8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ. Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, и т.п.). Развитию движений – мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, лесенка – горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п.
Для дидактической игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели. Нужно иметь предметы для ряженья (косынки, передники), лоскутки для завертывания кукол. Возникновению сюжетной дидактической игры, установлению взаимосвязи и взаимо – последовательности действий помогают инсценировки с сюжетными игрушками. Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка. Использование технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными.
При работе с детьми младшего возраста перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей. Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности. В дидактической игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость.
Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их. При проведении занятий с детьми младшего возраста воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс и не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.
Вместе с тем необходимо избегать излишней развлекательности игры, она должна быть интересной, умной. В руководстве игрой и в ее развитии важны темп и смена игры.
Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение.
Дидактические игры рекомендуется проводить ежедневно утром и вечером. В первой младшей группе детского сада проводится 10 занятий в неделю. Длительность их также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10 – 15 мин; требующие же сосредоточенного внимания – от 5 до 8 мин. Наряду с дидактическими играми планируются наблюдения на прогулке за окружающим. Большая часть дидактических игр проводится по подгруппам, в которые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Таким же методом организуются и занятия, на которых используется новый материал. На третьем году жизни возможно проведение дидактических игр и некоторых видов занятий со своей группой, так как дошкольники уже освоили правила поведения, начали согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становится регулятором их действий. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы – инсценировки, в которых младшие дошкольники являются в основном зрителями.
Таким образом, можно сказать, что дидактические игры широко используются в обучении детей младшего дошкольного возраста. Эффективность применения и большое значение дидактических игр в обучении детей была доказана опытом многих педагогов и психологов.