упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;
учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе.
Оборудование для детей: иллюстрации, изображающие явления неживой природы, дидактическая игра «Явления неживой природы», молоточек, форма для льда, пакет с солью, льдом, снегом, конверт.
Предшествующая работа педагога: подбор литературы, разработка и составление конспекта, подготовка демонстрационного и раздаточного материала, игры и индивидуальные занятия с детьми по теме.
Ход занятия:
1 часть – вводная
Создание образовательной ситуации
Дети, сегодня почтальон принес конверт, хотите узнать, что в нём?
Правильно, эти явления и предметы не питаются, не растут, не умирают и не размножаются. В природе постоянно происходят изменения, которые называются явлениями природы.
Мотивация детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель достаёт из конверта другие загадки, загадывает их детям.
«Зиму пролежал и в землю убежал» (снег).
«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд).
Сегодня я приготовила снег и лёд. Очень интересно, что вы знаете о них, а что еще не знаете. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения.
Дети отгадывают загадки
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
Дети, хотите сравнить снег и лёд, провести с ними опыты?
Тогда приглашаю вас в лабораторию, где мы будем определять свойства снега и льда. Скажем слова: 1, 2, 3 – в лабораторию заходи!
2 часть – основная
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Посмотрите, на одной тарелочке - снег, а на другой – лёд. Чем же похожи и отличаются снег и лед? Чтобы ответить на вопрос, проведём опыты.
Опыт №1. Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили?
Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.
Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и тарелочки. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет кубик солью. Пусть дети наблюдают, как влияет, соль на лед.
Вывод: если посыпать солью лед, то лед тает. Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими. Этот опыт мы продолжим проводить на прогулке. Проверим, будет ли лёд, посыпанный солью, таять в морозную погоду.
Опыт №3. Продолжим сравнивать снег и лёд. Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите? Ничего не видно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете? Какой же вывод можно сделать?
Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный. (Повторим хором).
Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает. А через лёд видно, что картон красный. Снег – не прозрачный, лёд – прозрачный. (Повторяют хором).
Опыт №4. А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега и льда в тёплых ладошках. Будем греть снег и лёд. Что вы чувствуете?
Что появилось на ладошках?
Откуда взялась вода?
А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед? Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду? Какой сделаем вывод?
Вывод: Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд. Снег тает быстрее, чем лёд.
Дети повторяют вывод хором
Опыт №5. Рассмотрите большую и маленькую льдинки. Почему лёд имеет форму кубика? (воспитатель показывает формы для льда). Поместите льдинки и снег в ёмкости с водой.
Что произошло с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Как тает снег? Понаблюдайте за таянием льдинок и снега.
А пока поиграем с пальчиками.
(Пока льдинки и снег тают, проводится пальчиковая гимнастика)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять. «Идем» по столу указательным и средним пальцами.
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.
Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.
Теперь посмотрите, что произошло со снегом и льдинками? Сделайте вывод.
Вывод: льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как она меньше размером, чем большая. (Повторяют вывод хором.) Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снег растаял быстрее. Он рыхлый и легче льда.
Игра «Хорошо – плохо»
Давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
Что хорошего от снега?
Для кого и когда снег – плохо?
Когда лёд приносит пользу?
Почему со льдом надо обращаться осторожно?
Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали!
Итак, давайте вспомним и еще раз расскажем, чем похожи снег и лёд и чем отличаются?
Дети, вы сегодня были очень внимательные и любознательные. Молодцы!
Пора возвращаться, скажет слова: 1, 2, 3 – в группу заходи.