Просмотр содержимого документа
«"Опыт работы по применению проектов"»
1-4 слайды
В связи с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер). Дети дошкольного возраста, по своему психофизиологическому развитию, еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому, я обучаю их необходимым умениям и навыкам.
5слайд
11. Основные требования к использованию метода проектов:
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий - определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; - выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; - оформление конечных результатов; - анализ полученных данных; - подведение итогов, корректировка; - выводы.
6 слайд . Основная цель проектного метода в ДОУ
• Развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
7 слайд Алгоритм проектной деятельности
1.Постановка проблемы 2. Оценка возможностей для решения проблемы 3.Разработка идеи, способствующей решению проблемы 4.Формулирование целей и предположений 5.Сбор и обработка необходимой информации 6.Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта 7.Организация и выполнение проекта 8.Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы 9.Представление проекта
8 слайд МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Практические :
Создание развивающей среды;
Экскурсии, наблюдения;
Оформление уголков в группах для познавательного развития детей;
Словесные:
Беседы, наблюдения
Чтение художественной литературы;
Заучивание стихотворений;
Дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
подвижные игры.
Наглядные:
Выставки, конкурсы;
Сбор фотоматериалов;
Рассматривание иллюстраций;
Ознакомление с художественными образами искусства;
Личный пример взрослых.
СЛАЙД 9.
Проект – это «пять П» 1.Проблема
2.Проектирование (планирование) 3.Поиск информации
4.Продукт 5.Презентация И все это собрано в Портфолио проекта – папка в которой собраны все рабочие материалы.
СЛАЙД 10. Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы? ». С детьми можно использовать символы - сбора информации в картинках.
слайд 11.Положительные моменты метода проектов
Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия. Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.
СЛАЙД 12Роль педагога при взаимодействии с семьей
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха! Сегодня я хочу представить Вам проект, который мы провели в ноябре в нашей группе «День синички».
Слайд 14
Тип проекта: познавательно - исследовательский. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Время реализации: с 05.11.21 по 12.11.21. Участники проекта: Дети разновозрастной группы их родители, воспитатель.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
СЛАЙД 16
Интеграция образовательных областей: Познавательная, социально – коммуникативная, речевая, физическая, художественно – эстетическая. Цель проекта: Формирование основ экологической культуры, углубление знаний о зимующих птицах, их образе жизни, особенностях внешнего вида, формирование бережного отношения к птицам, желания помочь им.
СЛАЙД 18
Интеграция образовательных направлений:
познавательное развитие.
Задачи:
- формировать у детей представления о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях проживания зимой;
- воспитывать интерес к птицам, желание помогать им в зимнее время.
Социально – коммуникативное развитие:
Задачи:
- развивать инициативность;
-обогащать способы сотрудничества каждого ребёнка, опираясь на интеграцию разных видов деятельности;
- учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний;
-формировать безопасное поведение и бережное отношение к природе;
-учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями.
.СЛАЙД 20
Речевое развитие:
Задачи:
- продолжать расширять и пополнять у детей словарный запас;
- развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра;
- учить подбирать слова, обозначающие названия в уменьшительно ласкательной форме;
- умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.
Художественно – эстетическое развитие:
Задачи:
-упражнять в создании коллективной аппликации; учить рисовать синичку, используя нетрадиционные материалы (салфетки).
Физическое развитие:
Задачи:
- формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении и образном перевоплощении; развивать двигательное творчество детей.
СЛАЙД 22
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
Предварительная работа с детьми:
Чтение произведения В.Бианки «Синичкин календарь»
- рассматривание иллюстраций зимующих птиц;
- беседа на тему: «Зимующие птицы»;
- дидактическая игра «Собери картинку»;
- чтение произведений о зимующих птицах.
Предварительная работа с родителями:
Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Предложить родителям дома побеседовать с детьми о зимующих птицах. Изготовить дома кормушки для птиц.
- иллюстрации с изображением зимующих птиц; картинок с видами синиц.
- загадки о зимующих птицах;
- аудиозапись «Звуки леса»;
- изготовленные детьми с помощью родителей кормушки;
- материалы для рисования, конструирования из бумаги.
СЛАЙД 26
2 этап - практический (реализация проекта):
Социально- коммуникативное развитие
- Беседа «Как живут синички»
-Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему синички и воробьи зимой поселяются рядом с человеком?» и «Чем питаются птицы зимой?»
- Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же»
- Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса (голоса птиц)»
Познавательное развитие :
- Просмотр презентации «Виды синиц»
- Отгадывание загадок о зимующих птицах
- Дидактическая игра «Угадай по описанию»
СЛАЙД 27
Речевое развитие:
- Н.Лучинина «Синичкин день»,
- И.Сельвинский «О синицах» - Е.Евсеева «Синица синица»,
- С.Михалков «Птичья столовая»,
- А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
- В.Бианки «Синичкин календарь».
Художественно- эстетическое развитие:
- Аппликация «Синички на ветке»,
- Конструирование из картона и бумажных салфеток «Кормушка для птиц»,
- Рисование «Птичка-невеличка – синичка».
Физическое развитие :
- Игра- имитация движений птиц,
- Подвижные игры «Совушка», «Птицы и кошка», «Перелет птиц».
СЛАЙД 29
3 этап - заключительный - представляется результат выполнения проекта:
Итогом нашего проекта :
- оформление выставки «Птичка синичка»,
ООД «День рождения синички – 12 ноября»
Работая над проектом приняли участие в областном конкурсе
«Тепло твоих рук» и получили Благодарственное письмо за участие в конкурсе.
СЛАЙД 29 последний
Советы педагогам по работе над проектом. 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9. Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, развлечения, праздника.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.
Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.
Кого так любят «почемучки» И уважают непоседы? К кому детишки тянут ручки? Кто знает детские секреты? Ответ один – ходите в садик! Народ там добрый и веселый. Все дети знают: воспитатель – Все лучшее, что есть до школы!