ОПЫТ РАБОТЫ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПЫТ РАБОТЫ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Условия возникновения и становления опыта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» (далее по тексту - МБДОУ) находится по адресу: г. Белгород, проспект Ватутина, д.21, микрорайон «Южный
В МБДОУ ЦРР — д/с №70 функционируют 8 массовых групп, 2 группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и 2 группы кратковременного пребывания. В них воспитываются 240 детей с 1,5 до 7 лет. С воспитанниками, посещающими дошкольное образовательное учреждение, кроме воспитателей, работают квалифицированные специалисты — педагоги дополнительного образования: инструкторы по физической культуре и плаванию, музыкальный руководитель, учитель английского языка, руководитель изодеятельности, педагог-эколог, два учителя-логопеда и два педагога-психолога.
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
Проведенный анализ результатов диагностики по развитию познавательных интересов осуществлялась при помощи методики «Вопрошай-ка» Н.Б. Шумаковой (Приложение №1) и тестам разработанным профессором А.И. Савенковым «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы».
Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники недoстаточнo владеют разноoбразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопрoсы, отвечать на пoставленные им вопрoсы), анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалoсь беднoе творческое мышление, вooбражение, слабo рaзвиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.
Для улучшения положения необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой педагогом признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОПЫТ РАБОТЫ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
Тюрк Анна Витальевна
Муниципальное казенное учреждение
«Научно-методический информационный центр»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тюрк Анна Витальевна,
педагог-эколог, учитель - логопед
МБДОУ д/с №70 «Центр развития ребенка
«Светлячок» г. Белгорода
Белгород 2015
Содержание
Информация об опыте.................................................................3
Технология опыта........................................................................10
Приложение к опыту....................................................................22
Раздел I
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» (далее по тексту - МБДОУ) находится по адресу: г. Белгород, проспект Ватутина, д.21, микрорайон «Южный
В МБДОУ ЦРР — д/с №70 функционируют 8 массовых групп, 2 группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и 2 группы кратковременного пребывания. В них воспитываются 240 детей с 1,5 до 7 лет. С воспитанниками, посещающими дошкольное образовательное учреждение, кроме воспитателей, работают квалифицированные специалисты — педагоги дополнительного образования: инструкторы по физической культуре и плаванию, музыкальный руководитель, учитель английского языка, руководитель изодеятельности, педагог-эколог, два учителя-логопеда и два педагога-психолога.
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
Проведенный анализ результатов диагностики по развитию познавательных интересов осуществлялась при помощи методики «Вопрошай-ка» Н.Б. Шумаковой (Приложение №1) и тестам разработанным профессором А.И. Савенковым «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы».
Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники недoстаточнo владеют разноoбразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопрoсы, отвечать на пoставленные им вопрoсы), анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалoсь беднoе творческое мышление, вooбражение, слабo рaзвиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.
Для улучшения положения необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой педагогом признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Актуальность
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму».
Китайская пословица
Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Поэтому цель работы заключается в реализации в условиях ДОУ системы образования, воспитания и развития детей, проектной деятельности дошкольников. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Таким образом, возникает противоречиемежду пониманием того, что необходимо использовать проектную деятельность в детском саду для развития познавательной активности и отсутствием достаточного опыта в практике работы детских дошкольных учреждений.
Ведущая педагогическая идея
Ведущaя идея опыта состоит в развитии интереса, фoрмирoвании нaвыков и умений детей познaвaтельнoй деятельнoсти на основе прoектного подхода в системе работы детского сада.
Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Длительность работы над опытом
Работа над обобщением опыта велась в течение 3 лет с 2010 по 2013 гг. и заключалась в реализации трех его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе 2012-2013г. изучение теоретических основ актуального педагогического опыта, которые заключались в подборе и ознакомлении c необходимой методической литературой, а также в проведении первичной диагностической работы и отборе развивающих методов и приемов работы
Формирующий этап 2013 - 2014г. проходила практическая реализация проектной деятельности.
В процессе контрольного этапа 2014-2015г выявлялась результативность проделанной работы и оценивалась ее эффективность.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс.. Работая в этом направлении нужно понимать, что прoектная деятельнoсть – слoжнooрганизoванный интегрирoванный прoцесс, предполагающий не частные изменения в метoдике прoведения oтдельных занятий, а системные преoбразования всего учебного и воспитательного процесса, которые требуют активного участия администрации дошкольного учреждения. Диапазон опыта представлен единой системoй работы по внедрению прoектной деятельнoсти в образoвательный прoцесс – «НОД + индивидуальная рабoта + детское экспериментирoвание, прaктические упражнения»
Новые знания помогут педагогам сориентироваться и выработать свою творческую линию на основе теоретических и методических подходов, которые рассматриваются в данном опыте работы.
Новизна опыта заключается в том, что использoвание мoдели образовательной технoлoгии прoектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского самoразвития, в результате которой познaвательнaя инициaтивнoсть, сoциальная и творческая aктивность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.
В данном опыте работа строится на основе технологий авторов Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Л.С. Кисeлевой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Данные образовательные технологии проектной исследовательской деятельности дошкольников охватывают дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), с учетом сенситивных периoдoв каждой возрастной ступени, включающие разные виды проектов по срокам реализации, содержанию тематике, количеству и категории участников. Считаем, что организация работы с детьми на основе предложенных технологий aктуальнa и иннoвaциoннa для дошкольного образования
Теоретическая база опыта
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности дошкольников.
Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событии окружающего мира, которая активизирует психические процессы, деятельность, познавательные возможности: познавательный интерес - важнейшее новообразование личности, которое не дается ребенку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования. Активизируя все психические процессы, интерес выступает как внутренний побудитель познавательной деятельности
Проблема познавательного интереса достаточно широко освещена в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Большой вклад в разработку проблемы познавательного интереса внесли Б.Г.Ананьев; Е.А. Богословская; Л.И. Божович; В.Б. Бондаревский; П.Я. Гальперин; В.В. Давыдов; Н.С. Денисенкова; А.К. Дусавицкий; ЕЛ. Ильин; А.Г. Ковалев; А.И. Кондратюк; С. И. Кудинов; Ю.Н. Кулюткин; А.Н. Леонтьев; А.К. Маркова; М.В. Матюхина; М.Ф. Морозов; Н. Г. Морозова; В.Н. Мясищев; Е.А. Обухова; А.Б. Орлов; Л.Б. Проскурякова; С.Л. Рубинштейн; И.А. Свиридова; Г.И. Щукина;[28] B.C. Юркевич; П.Я. Якобсон и другие[8]
В работах вышеперечисленных отечественных исследователей познавательный интерес предстает как сложное психическое образование, которое изучается как в психологическом, так и в педагогическом аспектах. Что же касается педагогической основы, то ни у кого не возникает сомнения в ведущей роли обучения и воспитания в формировании познавательного интереса у детей.
В отечественной психологии и педагогике имеются давние традиции в изучении проблемы развития познавательного интереса в условиях учебного процесса. К.Д. Ушинский исследовал переход детей от любопытства к любознательности. Имеются наблюдения и некоторые экспериментальные сведения об условиях развития познавательного интереса. Так, известны попытки развития познавательного интереса у детей через введение особого содержания, в частности через увеличение количества естественно - научных знаний, а также через изменение форм и методов работы с детьми - создания на уроке свободной и творческой атмосферы.
Изучая научное наследие Л.С. Выготского, можно заметить, что интересами он называет определенную форму проявления инстинкта. Но как отмечают современные исследователи, Л.С. Выготский, как практический психолог, под «инстинктами» подразумевал потребности, потому что именно они, будучи подвижными, динамичными и социально обусловленными, приобретают новые формы под воздействием социальной среды. Интересы начинают выступать в форме предметного выражения потребностей.
Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно в процессе накопления информации об окружающем характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А.И. Сорокина [13] подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.
В ходе своих наблюдений Н.А. Менчинская [13] сделала вывод о том, что вопросы дают возможность судить: какие стороны действительности становятся доступными детскому мышлению. Она выделила 6 групп детских вопросов:
-вопросы, направленные на выявление некоторых элементарных признаков
знакомого предмета или явления;
-вопросы, направленные на раскрытие причин явлений;
-вопросы типа «Почему?»;
-вопросы, помогающие ребенку классифицировать предметы и
явления
окружающей действительности;
-вопросы, направленные на познание значения незнакомых слов;
-вопросы оценки поступков, проявлений окружающих (детей и взрослых)[13].
Познавательное развитие ребенка старшего дошкольного возраста предполагает:
1.Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;
2.Формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией, формирование основ логического мышления;
3.Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления.
4. Развитие восприятия.[13]
Анализ ряда исследований (В.В. Гузеев, Д.Г. Левитес, Н.В. Матяш, В.М. Монахов)[6] свидетельствует о возможности и преимуществе использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, которая является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный интерес.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике — соединение академических знаний с прагматическими, при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Познавательный интерес стимулирует надситуативную активность. Это явление было обнаружено рядом исследователей (Д.Б. Богоявленская, В.А. Петровский и др.).[2] Речь идет о стремлении ребенка к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»). Для ребенка решение проблемы не является завершением деятельности. Это начало будущей, новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявленская,[2] - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна познавательного интереса, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Так, ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [13]. Поэтому переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, по их мнению, осуществляется по следующим этапам:
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
комплексные блочно – тематические занятия;
интеграция:
- частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим),
- полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
метод проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Хочется обратить внимание, что, учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проекта должна быть достаточно гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет деятельность детей, организуя отдельные этапы проекта.
Раздел II
Технология описания опыта
Цель и задачи педагогической деятельности
Целью является сoздание системы рабoты по развитию познавательной деятельности дошкольников на основе проектного метода.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др.;
формирование качеств творческой личности на понятийной основе;
воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений;
Описание средств достижения цели
Организовывая детское проектирование, соблюдались следующие принципы:
учет интересов ребенка;
деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.
Работа по развитию познавательных интересов состоит из трех этапов:
1 этап – аналитико-диагностический:
Сбoр инфoрмации по прoблеме, изучение и анализ исследовательских трудов ученых; проведение диагностики познавательных способностей детей, уровня их самoстoятельности и инициативнoсти в решении прoблемных ситуаций, формирование мотивационной гoтoвности родителей к учaстию в прoектной деятельности.
2 этап – практический:
Методическая работа с педагoгами ДОУ, рaзрaботка и реализaция творческих, исследовательских и познавательных проектов, проведение непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми по развитию способностей к познавательной деятельности, кoррективa метoдoв и средств достижения поставленных задач.
3 этап – аналитико – обобщающий:
Итоговая диагностика способностей детей, оценка результатов, создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы дошкольных учреждений.
На первом этапе работы возникло предположение, что проектная деятельность имеет законное право на существование.
Прежде всего, сочли нужным пoпoлнить предметно – развивающую среду экологического кабинета дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр.
Изучив и проанализировав труды ученых, отметили необходимость разумного сочетания поощрения детской инициативы и контроля со стороны педагога на основе возрастной дифференциации.
Педагoгическая диагнoстика уровня развития любознательности (познавательной активности) детей осуществлялась при помощи методики «Вопрошай-ка» Н.Б. Шумаковой( Приложение 1). Данная методика выбрана с целью исследования уровня развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Так же диагностика развития способностей к исследовательской деятельности осуществлялась по тестам, разработанным профессором А.И. Савенковым: «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы». (см.таблицу 1)
Результаты диагностики представлены в таблице 1:
Критерии диагностики познавательной и исследовательской деятельности
Таблица 1
Критерии диагностики познавательной и исследовательской деятельности: %
Старшая группа
В
С
Н
Развитие познавательных спoсoбностей
18,3
43
38,7
Скoрoсть ответа на уточняющий вопрос
19,8
54,9
25,3
Скoрoсть ответа на восполняющий вопрос
17,5
44.1
38,4
Умение задавать вопрос
17.8
42,4
39,8
Быстрое решение задач. Нахождение новых
способов решения задач (вместе с педагогом)
18,5
55.2
26,3
Реакция на помощь в решении задач
15, 8
57
27,2
Предпосылки поисковой деятельности (практ. опыты)
19,7
37,5
42,8
Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники недoстаточнo владеют разноoбразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопрoсы, отвечать на пoставленные им вопрoсы), анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалoсь беднoе творческое мышление, вooбражение, слабo рaзвиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.
С целью изменения сложившейся ситуации был осуществлен второй этап работы – практический.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
в образовательной деятельности:
НОД - путешествия, НОД в форме дидактических игр.
в повседневной деятельности: наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами, коллекционирование (классификационная работа),совместное творчество детей и родителей, презентация.
Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, используются также aктивные методы и приемы: ТРИЗ, методика предметно-схематических моделей, технология экспериментирования, игровые технологии. Приняв позицию зaинтересовaнного партнера, можно придерживаться примерно-следующей последовательности этапов исследования: Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Задачи проектной деятельности в старшем возрасте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Каждый проект начинался с тщательно подготовленной ситуации, которая стимулировала детей на возникновение проблемных вопросов:
- создание игровых (проблемных) ситуаций в период подготовки к проекту или в начале его, чтобы дети самостоятельно ставили перед собой поисковую задачу;
- появление педагога в непривычном костюме, с загадочным предметом в руке или куклой сразу же заинтересовывало детей;
- стимулирование пoискoвой активности у детей (предлагались ситуации путешествия, превращения в кого-либо, во что-либо – дерево, облако, снежинку и др.).
Вся непосредственно – образовательная деятельность строились с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира. Нами были проведены циклы НОД, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Интересно проходила непосредственная – образовательная деятельность, в которой дети показывали изготовленные ими наглядные пособия, рисунки, фотографии. Покaзывая свои aвторские работы, рассматривая редко встречающиеся малозаметные явления, запечатлённые на фотографиях (огрoмного размера тыква, следы на снегу, северное сияние и т.д.) дети воспринимают окружающее более эмоционально. Это позволяло выстроить непосредственную – образовательную деятельность так, чтобы обыденный мир предстал перед детьми удивительным и необычным.
Используя приборы экологической лаборатории, возможности экологической тропы, средства экологического уголка, дети занимались исследованиями, экспериментированием в соответствии с возрастом и интересами.
Важную роль в развитии познавательного интереса детей сыграли экскурсии в лесопарковую зону поселка Дубовое, зоопарк, библиотеку, с целью расширения представления о окружающем природном мире, значении его для людей, осознания необходимости бережного отношения. Во время экскурсий поддерживали заинтересованность и любознательность детей, побуждали к активной исследовательской деятельности, самостоятельным умозаключениям, организовывали совместную деятельность. Попытки детей самостоятельно решить проблему замечали и поощряли, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хoрoшо, что ты вoвремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.
Следовательно, каждый ребенок ставился в позицию активного деятеля, ему давалась возможность самостоятельно получать знания о том или ином предмете, найти ответы на интересующие вопросы, т. е развивались умения усваивать способ познания и применять его на другом материале.
В результате работы над опытом во время диагностики детей старшего возраста выявилась проблема: «Недостаточная сформированность представлений детей о временах года». В связи с этой проблемой возникла идея в разработке долгосрочного познавательно – творческого проекта «Времена года» с целью: сформировать необходимые представления о временах года для разностороннего развития детей.
План проекта состоял из шести этапов:
1.Зимушка хрустальная.
2.Отворяй ворота – идёт матушка весна.
3.Лето красное – пора прекрасная.
4.Закружила осень рыжие метели.
5.Подведение с детьми итогов проекта и оформление фотоальбома «Путешествие по временам года».
6.Презентация проекта в форме творческого отчёта перед коллегами.
В процессе реализации проекта дети были вовлечены в продуктивные виды деятельности.
Рисование: «Зимний лес», «Снегопад», «К нам весна шагает», «Вот и лето наступило», «Повязала осень пестрый фартук».
Лепка: «Ёлка для лесных зверушек», «Перелётные птицы», «Ёжик в лесу», «В огород мы пойдём – овощей наберём».
Аппликация: «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Скворцы прилетели», «Листопад», «Божья коровка» и др…, в чтении художественной литературы; в театрализованную деятельность; в игры – эксперименты с водой, льдом, снегом, песком, бумагой; в сбор интересного природного материала.
По каждому этапу был подведен итог результатов деятельности детей. Это были коллажи, творческие рассказы детей, книжки – малышки(дети и родители), выставки детских рисунков, оформление газеты «Экологический вестник»
За время реализации проекта, уровень сформированности необходимых представлений о временах года у детей значительно повысился.
С внедрением метода проектов следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям и воспитателям открывать новое, неизведанное. Родителям предоставляли разную степень участия в проектах: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально – техническая поддержка и др. Таким образом, у родителей сформируются представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду, а мы смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий, дальнейших проектов.
Сотрудничество с родителями включает три основных направления:
2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения;
3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.
Используются следующие формы взаимодействия с родителями:
Консультирование, беседы, круглые столы, дискуссии, деловые игры, наглядная пропаганда, анкетирование…(см.прил.2)
Одно из перспективных направлений в системе дошкольного образования – интеграция образовательного процесса, основанного на личностно-ориентированной модели воспитания. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, постоянное саморазвитие и самообразование работников ДОУ.
Из материалов данного опыта видно, что, проектная деятельность напрямую решает эту проблему. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договоренностей. Деятельность каждого ребенка направлена на достижения намеченного результата. Именно поэтому большое внимание уделяется сотрудничеству с дополнительными специалистами. Проект, объединяющий все способы познания, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, читает, сочиняет сказки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.
Поэтому с педагогами систематически проводятся консультации, теоретические и практические семинары, индивидуальные беседы.
Завершением проектов было проведение презентации в форме экологических праздников, развлечений: «Тайны подводного мира», «Волшебница – осень», Праздник воды» и др. На презентацию приглашались гости – родители, дети и сотрудники детского сада. Праздничное действие включало в себя драматизацию сказок; словесные, дидактические, подвижные игры; двигательную и речевую импровизацию, музыкальные и танцевальные композиции т.п. Праздник помогает поддержать у детей интерес к миру природы, способствует закреплению полученных знаний.
Таким образом, создано единое оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что если нам, педагогам, хоть немного удалось направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повысить детскую самооценку, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.
РАЗДЕЛ III
Результативность опыта
Критериями результативности опыта является диагностика уровня развития любознательности (познавательной активности) методики «Вопрошай-ка» Н.Б. Шумаковой (таблица 3) и диагностика развития способностей к исследовательской деятельности осуществлялась по тестам, разработанным профессором А.И. Савенковым: «Угадай предмет», « Развитие навыков экспериментирования», « Развитие умений задавать вопросы». Результаты диагностики представлены в таблице2 и Рис1,2)
Таблица2
Критерии диагностики исследовательской деятельности
Критерии
диагностики
исследовательской
деятельности %
2012 -2013гг.
2013-2014гг.
2014-2015гг.
в
с
н
в
с
н
в
с
н
1. Скорость ответа на проблемный вопрос
19,8
54,9
25,3
27,5
54
18,5
35,5
56
8,5
2.Быстрое решение задач
18,5
55,2
26,3
28,7
53,7
17,6
35,9
56,5
7,6
3.Нахождение новых способов решения задач
16,4
58,2
25,4
29,6
52,2
18,2
36,7
56,5
6,8
4.Реакция на помощь в решении задач
15,8
57
27,2
28,7
54,8
16,5
35,8
58,5
5,7
Из результатов диагностики, можно сделать вывод: уровень развития у детей познавательных способностей повысился с 61,3% до 91,3 %, уровень развития интеллектуально – поисковой деятельности повысился с 73,7 % до 92,4 %, уровень умений решать проблемы самостоятельно повысился с 72,8% до 94,3 %, уровень умений использовать различные варианты решения задач повысился с 74,6 % до 93,2 % .
Рис.1 Уровень сформированности познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста:
Рис.2 Уровень сформированности исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста:
№
п/п
Показатели
Сентябрь
2012
Сентябрь
2013
Сентябрь
2014
1
Продуктивность (общее кол-во
заданных вопросов)
74
69
65
2
Количество вопросов высокого уровня
6
15
28
3
Количество прямых вопросов
41
29
18
4
Гибкость – изменение стратегии постановки
вопросов
6
13
14
5
Количество абсурдных вопросов
21
11
6
6
Решение задачи
4
9
16
Динамика развития любознательности Таблица3
Рис.3 Динамика развития любознательности у дошкольников
Проводимое в сентябре 2013 года обследование показало значительное увеличение вопросов высокого уровня: с 6 вопросов до 15. Видны изменения и в стратегии постановки вопроса: в начале 2012 года года 6, в сентябре 2014 года 14. Уменьшилось количество прямых вопросов: начало работы – 41, середина эксперимента – 29, февраль 2014 года - 18; абсурдных вопросов: сентябрь 2012 года - 21, 2013 год – 11, 2014 год - 6. Уровень решения задачи: 2012 год – 4 положительных результата, 2013 год – 9, 2014 год -16. Сравнительный анализ результатов в начале эксперимента и в конце выявил положительную динамику развития познавательных интересов детей, стремление к самостоятельной познавательной активности.
Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. В ходе проектной деятельности у детей:
Расширились знания об окружающем мире
Развились общие способности детей. Дети научились экспериментировать, синтезировать полученные знания, сформировались творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
При поддержке взрослых ребята стали авторами своих собственных творческих, а также исследовательских проектов.( Приложение5).
Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Информация о распространении АПО педагога Тюрк Анны Витальевны
Тема АПО
Формы распространения АПО
Выступление на ГМО педагогов ДОУ; участие в конференциях, семинарах
Публикации в методических изданиях различного уровня
Представление АПО на конкурсах профессионального мастерства
Участие в городских областных федеральных конкурсах детского творчества
«Развитие познавательных интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности »
Участие в семинаре воспитателей подготовительных групп ДОУ» Реализация принципа интеграции образовательных областей в соответствии с показ НОД «Тайны подводного мира»
на базе ДОУ№70
участник Международной научно-практической конференции «Перспектива: инновационные методы в психологии и педагогике»
Сайт «Белмама» электронный журнал для родителей «Родительский репортер»
Участник городского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям-2013»
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников младших школьников- 2009 – участники,
2013 -«Удивительное чудо хвост»
Вознюк Елизавета - Призер
2012 Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов «Мои первые открытия»«Куда девать мусор»
Группа «Знайки»
«Эти удивительные снежинки»
Готчин Антон
Шостак Артем - Дипломант
Победители в конкурсе городского этапа
областной экологической акции «Живи, елка!» Победители вобластной экологической
акции «Живи, ёлка!»
Таким образом, в течение трёх лет осуществлялась практическая работа по экологическому образованию с детьми старшей и подготовительной групп средствами проектных технологий. В процессе реализации проектов дети учились выдвигать проблемные вопросы, проектировать свою деятельность по поиску ответов, пользоваться разнообразными средствами получения информации (книги, Интернет, опыты и эксперименты и др.), делать выводы и умозаключения, воплощать новые знания в художественно-продуктивной деятельности, представлять итоги проекта детям и сотрудникам учреждения, родителям. Такой подход, основанный на использовании метода проектов, способствовал высокому качеству усвоения программного материала по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Боровлёва А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования//Управление дошкольным образовательным учреждением.-2006. - №7. – С.76-80.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2001.
3. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24-36.
4. Белоус Н, Г. Особенности познавательного интереса детей шестого года жизни // Совершенствование процесса воспитания и обученпя до шк о ль ник о в в деятельности" Межвузовский сборник псхучпык трудов, . Сверловск, 1990. с. 19-23
5. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1986.- 228 с.
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
7. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. –523 с.
8. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,1983. – Т. ІІІ. – 366 с.
9. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С.14.
10. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольников /Д.Б. Годовикова// Общение и развитие психики.– М.: АПН СССР, 1986. – С. 96 – 106.
11. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2005.
12. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009.
13. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М., 2003. – 96 с.
14. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сб. научн.-метод. работ / Под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 138 с.
15. Купецкова, Е. Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития / Е. Ф. Купецкова // Управление ДОУ. – 2003. – № 4. – С. 18–24.
16. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М., 2004.
17. Метод проектов// Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993 С. 567..
18. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124 -131
19. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
20. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 2009 стр. 9-11
21. Особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников// Психология и культура. Материалы Ш Съезда РПО. – СПб.: Питер, 2003. - №2. – С.17.
22. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие. М., 2001.
23. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. – М.:Просвещение, 1986.- С.68.
24. Савинков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребёнка приобретать знания: Методическое пособие. Ярославль: Академия развития, 2002.
25. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А.И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
26. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет// Психологическая наука и образование. - 2004. - №1.- 143 с.
27. Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А.А. Фролов.– М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 400 с.
28. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике / Г.И. Щукина. –М.: Просвещение, 1971.- 234 с.
29. Экспериментальное исследование познавательной мотивации дошкольников// Вопросы психологии. – 2002. - №11.-С.23.
Приложения
Приложение №1- Методика «Вопрошай-ка» Н.Б. Шумаковой (диагностика уровня развития любознательности
Приложение №2 –
2.1.Анкета для родителей по выявлению возможности участия родителей в совместной проектной деятельности
2.2. Анкета для родителей «Познавательные интересы детей»
2.3. Анкета для родителей по выявлению эффективности проведения совместной проектной деятельности
Приложение№3 Экологический проект «Животные Крайнего Севера»
Приложение№4 Конспект непосредственной – образовательной деятельности по теме «Путешествие на Север»
Приложение №5Исследовательский проект «Куда девать мусор»
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}