kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Онтогенез общения в дошкольном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Современная наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями.       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Онтогенез общения в дошкольном возрасте»

Онтогенез общения в дошкольном возрасте.

Современная наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями.

Общение выступает тем инструментом, который приспособлен для вос­питания человека, для развития и становления сознания личности, ее мировосприятия и мироощущения, гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми. В современных условиях «к числу существеннейших всепронизывающих и коренных недостатков следует отнести глубинную необщительность каждого из нас и всех нас, вме­сте взятых, как совокупности. Только определенная мера такой об­щительности и существенной открытости оправдала бы собою определенную, ей адекватную меру нашей развитости: нравственной, художественной и особенно - познавательно-технической» (Г.С.Батищев).

Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, то увидим что термин «общение» истолковывается как « взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.»

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Потребность в общении - одна из первых социальных потребностей, возникающих в онтогенезе. Благодаря ей ребенок вступает в разнообразные контакты с окружающим его при­родным, предметным и социальным миром, познает и приобщается к культурным и нравственным ценностям общества, в котором он живет, познает самого себя, устанавливает взаимосвязи с этим ми­ром. Основные этапы развития форм общения приходятся на период дошкольного детства.

Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребёнка в ответ на ласку взрослого ( примерно 4-я неделя жизни).

К четырём месяцам у младенцев появляется комплекс оживления как первая форма общения со взрослыми. Это непосредственно эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнёром. В таком общении, выражая своё отношение к партнёру, дети используют различные экспрессивно- мимические средства ( взгляды, улыбка, выразительные движения, вокализации)

Во втором полугодии первого года жизни у детей формируется ещё одна форма контактов с окружающими – предметно- действенное общение, включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребёнка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения ( приближение, подтягивание предмета и др.) Ребенок переходит к более сложному характеру взаимодействий со взрослым, в процессе чего у него возникает потребность в новых средствах коммуника­ции, которые обеспечивали бы ему взаимопонимание со взрослым. Таким средством общения для ребенка становится речь, которой он начинает овладевать вначале пассивно (понимание), а затем и ак­тивно (возникновение первых вербализаций).

Общение, являясь одним из первых видов деятельности которыми овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и мно­гообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст.

С момента появления первых слов начинается этап развития речевого общения, продолжающийся на протяжении всего дошкольного возраста. Качественные изменения в речевом общении ребенка в раннем и дошкольном возрасте происходят по двум основным линиям:

  • изменение содержания общения и развитие соответствующих
    этому функций речи как средства общения;

  • овладение ребенком произвольной регуляцией речевыми сред­ствами.

На этапе ситуативно-делового общения речь носит ситуатив­ный характер и сопровождает действие, речевые коммуникации развиты достаточно слабо. Это объясняется возрастными особенностями развития психических процессов ребенка и характером его деятельности.

Внеситуативно - познавательный этап общения характеризуется постепенным отделением речи от непосредственного практического опыта ребенка. Речь уже становится доминирующим средством коммуникации, так как слово позволяет преодолеть детям рамки конкретной ситуации и выйти за ее пределы. Характерной чертой речи является ее яркая эмоциональная окрашенность. В связи со все возрастающими потребностями в общении, с одной стороны, и неиме­нием достаточного словарного запаса и навыков речевого взаимодействия, с другой стороны, эмоциональная окрашенность речи помогает ребенку выйти за пределы конкретно произносимых слов. При этом подлинный смысл раскрывается по большей мере именно через такие выразительные моменты.

В период среднего дошкольного возраста у ребенка развива­ется следующая форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-познавательная. Начиная приблизительно с трехлетнего возраста речь становится основной коммуникативной операцией. Идет актив­ный процесс самоутверждения по отношению к взрослым и сверст­никам. В этом возрасте игра начинает занимать доминирующее мес­то в активности ребенка. Игровая деятельность немыслима без рече­вых коммуникаций и напрямую зависит от уровня их развития, по­скольку процесс игры требует устойчивых во времени контактов меж­ду детьми, что предполагает наличие у них навыков речевой деятель­ности, необходимых для совместного обсуждения сюжета игры, рас­пределения ролей, согласованности действий в игре.

Между четырьмя и пятью годами речь уже предшествует дея­тельности и организовывает ее. Речевые коммуникации претерпева­ют серьезные качественные изменения. Если раньше общение строи­лось с опорой на зрительные, экспрессивно - мимические контакты и предметные действия, что объясняется преобладанием у ребенка на­глядно- действенного, а затем и наглядно - образного типов мышле­ния, то в старшем дошкольном возрасте речь ребенка начинает при­обретать автономный характер, становится внеситуативной, что сви­детельствует о начальном этапе развития логического или абстракт­ного типа мышления. Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающей действи­тельностью и к вовлечению в сферу их внимания мира людей - взаимоотношений и взаимосвязей внутри этого мира и с ним. При этом перестраивается и форма общения детей - она становится внеситуа­тивно - личностной. В этом возрасте у детей наблюдается проявле­ние повышенного интереса к сверстнику как к партнеру по совмест­ной разнообразной деятельности с позиции сотрудничества. Это обуславливает резкое возрастание потребности ребенка в речевых коммуникациях.

К старшему дошкольному возрасту дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится само­стоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) ви­дом деятельности. У ребенка проявляется способность к дифферен­цированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъек­том полноценного речевого взаимодействия.

В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает внеситу­ативно - личностной формой общения. Главенствующее место в ней занимает личностный мотив. Усложняется основной вид деятельнос­ти - игра, активизируется процесс обучения. Ведущей потреб­ностью в общении у ребенка старшего дошкольного возраста высту­пает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудни­честве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка-дошкольника со сверстниками. Если ранее у ребенка в про­цессе общения с другими детьми преобладала потребность в призна­нии и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в старшем дошкольном возрасте сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимо­действия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанав­ливает партнерские отношения. Все это является фундаментом пол­ноценных межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок про­являет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта собственной жизнедеятельности, где общение, речевые коммуника­ции являются одним из способов осознания себя во внутреннем пла­не становления личности и позволяют понять другого человека, рас­сматриваемого полноправным субъектом взаимодействия.

Являясь неотъемлемой частью челове­ческого бытия, общение выступает важнейшим средством и источ­ником развития личности.

Известный отечественный философ М.С.Каган в своих рабо­тах выдвигает положение о том, что человеческое общение имеет постоянную деятельную природу, проявляющуюся в направлении действий субъекта на другого субъекта. Им разработана, на наш взгляд, универсальная философская теория общения, характеризующаяся системностью и многогранностью.

А.А.Мелик-Пашаевым отмечается двусторонняя диалогичес­кая активность субъектов взаимодействия. По его мнению, «обще­ние с другим человеком будет диалогическим лишь для того, кто мо­жет и хочет воспринимать другого как родственное и в то же время отличное от себя существо; кто ценит эту «другость» другого, а не игнорирует и не нивелирует ее; кто способен увидеть мир глазами другого, не теряя собственной точки зрения, - и в силу этого рас­крыть в себе новые грани самосознания и самоощущения».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Онтогенез общения в дошкольном возрасте

Автор: Королёва Галина Васильевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312429

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья «Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(66) "statiaighrakakviedushchaiadieiatielnostdietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265617"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450001807"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Буклет "Общение с ребенком""
    ["seo_title"] => string(30) "buklietobshchieniiesriebienkom"
    ["file_id"] => string(6) "313080"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459431944"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Общение с детьми"
    ["seo_title"] => string(22) "obshchieniie-s-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "322038"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461499231"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Проблемы развития современного детства "
    ["seo_title"] => string(44) "probliemy-razvitiia-sovriemiennogho-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "243769"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445798731"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация.Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-formy-priobshchieniia-doshkol-nikov-k-dietskoi-subkul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "238696"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444635893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства