Современная наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Онтогенез общения в дошкольном возрасте»
Онтогенез общения в дошкольном возрасте.
Современная наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями.
Общение выступает тем инструментом, который приспособлен для воспитания человека, для развития и становления сознания личности, ее мировосприятия и мироощущения, гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
Невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми. В современных условиях «к числу существеннейших всепронизывающих и коренных недостатков следует отнести глубинную необщительность каждого из нас и всех нас, вместе взятых, как совокупности. Только определенная мера такой общительности и существенной открытости оправдала бы собою определенную, ей адекватную меру нашей развитости: нравственной, художественной и особенно - познавательно-технической» (Г.С.Батищев).
Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, то увидим что термин «общение» истолковывается как « взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.»
Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.
Потребность в общении - одна из первых социальных потребностей, возникающих в онтогенезе. Благодаря ей ребенок вступает в разнообразные контакты с окружающим его природным, предметным и социальным миром, познает и приобщается к культурным и нравственным ценностям общества, в котором он живет, познает самого себя, устанавливает взаимосвязи с этим миром. Основные этапы развития форм общения приходятся на период дошкольного детства.
Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребёнка в ответ на ласку взрослого ( примерно 4-я неделя жизни).
К четырём месяцам у младенцев появляется комплекс оживления как первая форма общения со взрослыми. Это непосредственно эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнёром. В таком общении, выражая своё отношение к партнёру, дети используют различные экспрессивно- мимические средства ( взгляды, улыбка, выразительные движения, вокализации)
Во втором полугодии первого года жизни у детей формируется ещё одна форма контактов с окружающими – предметно- действенное общение, включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребёнка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения ( приближение, подтягивание предмета и др.) Ребенок переходит к болеесложному характеру взаимодействий со взрослым, в процессе чего у него возникает потребность в новых средствах коммуникации, которые обеспечивали бы ему взаимопонимание со взрослым. Таким средством общения для ребенка становится речь, которой он начинает овладевать вначале пассивно (понимание), а затем и активно (возникновение первых вербализаций).
Общение, являясь одним из первых видов деятельности которыми овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий егоприродный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст.
С момента появления первых слов начинается этап развития речевого общения, продолжающийся на протяжении всего дошкольного возраста. Качественные изменения в речевом общении ребенка в раннем и дошкольном возрасте происходят по двум основным линиям:
изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения;
На этапе ситуативно-делового общения речь носит ситуативный характер и сопровождает действие, речевые коммуникации развиты достаточно слабо. Это объясняется возрастными особенностями развития психических процессов ребенка и характером его деятельности.
Внеситуативно - познавательный этап общения характеризуется постепенным отделением речи от непосредственного практического опыта ребенка. Речь уже становится доминирующим средством коммуникации, так как слово позволяет преодолеть детям рамки конкретной ситуации и выйти за ее пределы. Характерной чертой речи является ее яркая эмоциональная окрашенность. В связи со все возрастающими потребностями в общении, с одной стороны, и неимением достаточного словарного запаса и навыков речевого взаимодействия, с другой стороны, эмоциональная окрашенность речи помогает ребенку выйти за пределы конкретно произносимых слов. При этом подлинный смысл раскрывается по большей мере именно через такие выразительные моменты.
В период среднего дошкольного возраста у ребенка развивается следующая форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-познавательная. Начиная приблизительно с трехлетнего возраста речь становится основной коммуникативной операцией. Идет активный процесс самоутверждения по отношению к взрослым и сверстникам. В этом возрасте игра начинает занимать доминирующее место в активности ребенка. Игровая деятельность немыслима без речевых коммуникаций и напрямую зависит от уровня их развития, поскольку процесс игры требует устойчивых во времени контактов между детьми, что предполагает наличие у них навыков речевой деятельности, необходимых для совместного обсуждения сюжета игры, распределения ролей, согласованности действий в игре.
Между четырьмя и пятью годами речь уже предшествует деятельности и организовывает ее. Речевые коммуникации претерпевают серьезные качественные изменения. Если раньше общение строилось с опорой на зрительные, экспрессивно - мимические контакты и предметные действия, что объясняется преобладанием у ребенка наглядно- действенного, а затем и наглядно - образного типов мышления, то в старшем дошкольном возрасте речь ребенка начинает приобретать автономный характер, становится внеситуативной, что свидетельствует о начальном этапе развития логического или абстрактного типа мышления. Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающей действительностью и к вовлечению в сферу их внимания мира людей - взаимоотношений и взаимосвязей внутри этого мира и с ним. При этом перестраивается и форма общения детей - она становится внеситуативно - личностной. В этом возрасте у детей наблюдается проявление повышенного интереса к сверстнику как к партнеру по совместной разнообразной деятельности с позиции сотрудничества. Это обуславливает резкое возрастание потребности ребенка в речевых коммуникациях.
К старшему дошкольному возрасту дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) видом деятельности. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценного речевого взаимодействия.
В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает внеситуативно - личностной формой общения. Главенствующее место в ней занимает личностный мотив. Усложняется основной вид деятельности - игра, активизируется процесс обучения. Ведущей потребностью в общении у ребенка старшего дошкольного возраста выступает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка-дошкольника со сверстниками. Если ранее у ребенка в процессе общения с другими детьми преобладала потребность в признании и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в старшем дошкольном возрасте сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимодействия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанавливает партнерские отношения. Все это является фундаментом полноценных межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок проявляет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта собственной жизнедеятельности, где общение, речевые коммуникации являются одним из способов осознания себя во внутреннем плане становления личности и позволяют понять другого человека, рассматриваемого полноправным субъектом взаимодействия.
Являясь неотъемлемой частью человеческого бытия, общение выступает важнейшим средством и источником развития личности.
Известный отечественный философ М.С.Каган в своих работах выдвигает положение о том, что человеческое общение имеет постоянную деятельную природу, проявляющуюся в направлении действий субъекта на другого субъекта. Им разработана, на наш взгляд, универсальная философская теория общения, характеризующаяся системностью и многогранностью.
А.А.Мелик-Пашаевым отмечается двусторонняя диалогическая активность субъектов взаимодействия. По его мнению, «общение с другим человеком будет диалогическим лишь для того, кто может и хочет воспринимать другого как родственное и в то же время отличное от себя существо; кто ценит эту «другость» другого, а не игнорирует и не нивелирует ее; кто способен увидеть мир глазами другого, не теряя собственной точки зрения, - и в силу этого раскрыть в себе новые грани самосознания и самоощущения».