Обогащение эмоциональной культуры детей в драматизации.
Кукольный театр как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольника. Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным.
Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театральных представлений.
Поэтому мы организовали различные виды театра: пальчиковый, театр Петрушек, настольный театр, театр из коробок, теневой и т.д.
В своей работе я использую этюды. Этюды-упражнения, направленные на развитие отдельных приемов в искусстве. Общей целью этюдов являются развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
Этюды:
Этюд на выражение удивления и радости «Цветок».
Теплый мир ушел на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, представляет теплу, свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Этюд «Я так устал».
Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Он оcтанавливается, кладет шишку у ног : «Ох, я устал».
Нужно акцентировать внимание на то, как ходит гномик, мимикой и жестом показать как ему тяжело, изменять голос, показать, как он устал.
Этюд «Что там происходит».
Мальчики стоят в тесном кружке и что-то делают, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них останавливается девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решилась.
Здесь необходимо показать, как ходят мальчики, как ходит девочка, как она любит показать свой наряд, как ей любопытно, что делают мальчики.
Этюд «Комарик».
-Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей.
Подлетает к пауку, саблю вынимает
И ему на всем скаку голову срубает.
Показать жестом, мимикой, изменением голоса, как он разгневался на паука.
Этюд с куклами.
Например «Зайчик и лисичка».
В этюде дети используют кукол
Зайчик : Эй, лисичка, здравствуй, куда идешь?
Ты скажи мне, кумушка, где живешь?
Лисичка: Я живу в избушке у воды, у воды
Но туда ты, зайка, не ходи, не ходи.
Этюд помогает научиться изображать с помощью кукол беседу двух действующих лиц – зайчик и лисички.
Одновременно с воспроизведением текста кукла зайчик плавно покачивает лапками, головой, корпусом. Изменяет голос в соответствии с ролью. Кукла лисичка в это время остается неподвижной.
Затем текст произносит лисичка, зайчик внимательно слушает. Лисичка пытается поймать зайчика, зайчик убегает.
Для повышения интереса к драматизации, мотивации, стараемся достоверно показать театр, покупаем билеты, садимся на стуле, хлопаем в ладоши, открываем занавес, в конце актеры кланяются.
Так мы просмотрели и показали сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Снегурушка и лиса», «Жихарка».
Дети потом долго отражали свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве. Ребятам очень хотелось самим участвовать в кукольном театре, выполнять роль артиста.
Театральная деятельность нужна в литературной деятельности, когда в пересказах дети произносят диалоги персонажей.
В конце занятия предлагается творческое задание, в ходе которых обращаем внимание на жесты, мимику, изменение голоса, творческое задание можно использовать и в вечернее время без привязки к произведению.
Например :
- Встретились два героя, учили озвучивать роли и отдельные слова.
- Предлагаем детям «превратиться» в одного из персонажей сказки, как бы оживить его (элемент ТРИЗ - эмпатия):
«Я – мышонок. Я маленький, серенький, хвостик как веревочка, глазки- бусинки, голосок тонкий, писклявый. Живу в норке, люблю хлебную корку».
В самостоятельной, художественной деятельности используем игры- драматизации. Чем чаще дети будут играть в эти игры, тем, точнее у них представление о правилах поведения в смысле культуры передачи речи, а это громкость речи, эмоциональность, мимика, сопровождение жеста и передача отдельных действий.
У детей развивается интерес к искусству, если мы будем показывать картины, иллюстрации, обращать внимание на их выразительность.
Также дети охотно принимают участие в инсценировании стихотворений, например: «Катауси и Мауси», в речевые игры с движением.
Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира.
В человеке всегда заложено творческое начало и важно уметь его развивать.