Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром. Представлен поэтапный план работы, даны педагогические рекомендации по взаимодействию с семьями воспитанников, оценена результативность работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по экологии в ДОУ»
«Обобщение опыта работы по экологии»
Цель: способствовать развитию экологической культуры, познакомить дошкольников с природой родного края, научить воспринимать природу во всех ее проявлениях, воспитывать бережное отношение к ней и потребность ее охранять.
Задачи:
1. Усвоение системы знаний о природе (ее компонентах).
2. Формирование представлений об универсальной ценности природы.
3. Воспитание потребности в общении с природой.
4. Привитие трудовых природоведческих навыков.
5. Развитие экологического сознания.
6. Формирования бережного отношения к природе в различных видах деятельности.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром.
Представлен поэтапный план работы, даны педагогические рекомендации по взаимодействию с семьями воспитанников, оценена результативность работы.
Представленный материал может быть полезен не только специалистам по экологическому воспитанию, но и всем педагогам, работающим в ДОУ.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды - экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в ряд первостепенных государственных проблем.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Именно этот возраст, считается наиболее сенситивным для любого воспитательного воздействия. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед педагогами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.
Еще Ян Амос Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Против бездушного отношения к природе выступали русские просветители: Н. Г. Чернышевский В. Г. Белинский, А. И. Герцен. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский, который заметил, что изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Как видно, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".
Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами. В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин,А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер.
В настоящее время рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Программа А. Вересова "Мы земляне", Е. Рылеевой "Открой себя" ,
Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой "Жизнь вокруг нас", "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой, программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик ", программа Т. А. Копцевой "Природа и художник", программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа"
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог",но она остаётся одной из лучших и по сей день, поскольку, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Именно поэтому, я считаю целесообразным использование данной программы в построении работы по экологическому воспитанию.
Работа по экологическомувоспитанию детей я проводила в несколько этапов:
1 этап – Диагностический
2 этап – Организационный
3 этап – Практический
4 этап – Итоговый (результативный)
На первом этапе была изучена методическая литература по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы программы по данному направлению. Также был осуществлен анализ имеющего программно- методического обеспечения; анализ предметно – развивающей среды в группе. Была проведена диагностика детей. По полученным результатам диагностики, был сделан вывод, что есть необходимость повышать уровень экологической воспитанности у детей второй младшей группы, так как у некоторых детей недостаточно знаний о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе.
На втором этапе было определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями; постановка цели и задач для работы с детьми; составление перспективных планов работы; организация предметно-развивающей среды в группе; накопление и изготовление наглядного, дидактического материала; разработка серий бесед с детьми, изучены направления работы с родителями.
Велась работа над более углубленным изучением и анализом методической литературы, просмотром периодических изданий, велся поиск новых разработок при помощи интернет-ресурсов.
В рамках реализации третьего этапа разработан долгосрочный проект по экологическому воспитанию - «Друзья природы», обучение рассчитано на два учебных года и представлен четырьмя взаимосвязанными тематическими блоками:
1. «Наблюдаем. Рассуждаем. Познаем» - учить наблюдать явления природы, анализировать делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы.
С целью реализации данного блока использовался цикл наблюдений на одну тему. Например, наблюдение за сиренью на участке с марта по май Самый яркий пример - проведённый проект «Хлеб - всему голова», в рамках которого мы с детьми отследили путь путь от пшеничного зерна, до пышного, вкусного хлеба. Систематически в повседневной жизни проводились наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривали небо, уточняли характер осадков, наличие ветра, по одежде определяли степень тепла и холода. На основе этих наблюдений формировались простейшие выводы.
2. «Неповторимый мир растений» - познакомить детей с разнообразием растительного мира как всей нашей большой родины - России, так и малой родины Республики Дагестан. Формировать понимание зависимости между внешним строением и условиями их существования.
Для реализации данного блока использовались такие приёмы и методы работы как работа в уголке природы, применялись элементарные опыты, широко применялись целевые прогулки и экскурсии. Для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. В ходе наблюдений за детьми, выяснилось, что для труда в огороде и цветнике организация детей зависит от цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей.
3. «Любить животных – любить себя» - расширять знания детей о диких и домашних животных, показать взаимосвязь живого со средой своего обитания.
Работа в этом блоке велась по средствам просмотра презентаций, рассматривания различного иллюстративного материала, и конечно, чтения художественной и познавательной литературы. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, в которых проявлялась забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». В этих случаях важно донести до детей смысл произведения или игровой ситуации.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
4.«Наша Земля – наше богатство» - формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого. В рамках этого блока детей учили беречь и защищать природу, познакомили с Красной книгой. Проводился цикл бесед о том, как люди могут позаботиться о природе и животных.
На основе понимания причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникают сочувствие, крупицы моральной ответственности за его жизнь, готовность помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение, если только оно сопряжено с действием. Важно формировать у детей правильную, позитивную позицию по отношению к окружающему миру, в том числе к живой природе. С этой целью мною, совместно с детьми был проведён ряд мероприятий: осенью- утепление корней деревьев опавшей листвой, зимой – встряхивание лишнего снега с ветвей молодых деревьев, обкапывание корней деревьев, летом – полив деревьев.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной использовались традиционные формы (родительские собрания, консультации, буклеты, папки-передвижки, беседы). Дети и родители принимают участие в природоохранных акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек и развешивание их на территории, «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году, «Подарим нашим птицам дом» - изготовление скворечников
Подводя итоги проведённой работы можно отметить следующие результаты: Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Видя, что дети других групп не правильно относятся к окружающей их природе – делают им замечания, аргументируя накопленными знаниями.
Дети стали более грамотными в области экологии, а именно: у дошкольников сформирована система знаний об окружающем их мире, мотивы, привычки, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках не только детского сада, но и семьи, социума. Такой вывод можно сделать исходя из личных наблюдений за детьми, когда на прогулке дети видят что спряталось солнце, листья у растений поднялись вверх, они делают вывод, что скоро будет дождь; если комнатные растения стали вялыми – необходимо проверить состояние почвы и полить их; зимой корма для зимующих птиц мало и нужно вешать кормушки, чтобы подкармливать птиц и следить за наличием корма в них.
Общаясь с родителями, приятно слышать, что знания, которые дети приобрели в детском саду, они применяют и дома, например, после рыхления почвы около деревьев в детском саду, дети, придя домой попросили лопату, что бы помочь деревьям лучше дышать или утепляли корни опавшей листвой, чтобы деревья зимой не замёрзли.
Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Виноградова Т. А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб. : Детство – Пресс, 2001.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
3. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 58-63.
4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.
5. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М. :Просвещение, 1978.
6. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание. - Ростов н/ Д:Изд-во «Учитель», 2003.