kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Влияние шума на здоровье школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВВЕДЕНИЕ На протяжении всего существования человечества люди живут в мире звуков. Среди живых существ только человек в полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника, носителя звука. Именно он внес в мир звуков речь и музыку, смог сделать звук своим помощником. С развитием цивилизации мы познавали и совершенствовали окружающий нас мир. Появлялись все новые и новые источники звука. Сила их росла в связи с резким развитием и расширением масштабов применения технических устройств в различных областях и сферах жизни человечества. Шум довольно распространен в наши дни. Шум - звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. В природе его можно встретить не часто: раскаты грома, извержения вулкана, землетрясения и т.д. Люди сами создают вокруг себя так называемое шумовое загрязнение, строя промышленные предприятия, заводы, выпуская шумные машины, бытовые приборы, электроприборы (пылесос, телевизор, магнитофон, радиоприемник). Некоторые люди не могут работать в условиях абсолютной тишины, отсутствие звуков угнетает их. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств. Наиболее распространенные симптомы шумового влияния - раздражительность, рассеянность. Актуальность проблемы заключается в том, что шумовое загрязнение ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные болезни: тугоухость, глухота, неврозы, психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, аритмия), нарушение нервной системы и др. Шум обостряет хронические заболевания. В связи с этим возникла серьезная проблема защиты людей от звуковых явлений. Сильный продолжительный и особенно постоянный шум - скрытый и опасный враг человека и других живых существ. Однако, эта проблема в экологическом аспекте в науке практически не обсуждается. Шуму как экологическому фактору, не уделяется внимание даже в широко распространенных учебниках экологии. Понимая важность этой проблемы, авторы некоторых школьных учебников физики в последнее время предприняли попытки ввести в круг изучаемых вопросов понятия интенсивности, уровня громкости звука, шумов и «шумовых загрязнений». Наш интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое шум, как он влияет на человека, и как сохранить хороший слух до преклонного возраста. Это и обозначило тему нашего исследовательского проекта: «Влияние шума на здоровье детей». Обозначив проблему, мы выдвигаем следующую цель проекта: провести исследование шумового загрязнения в школе и изучить влияние шума на здоровье человека. Объект исследования: шум как звуковое явление. Предмет исследования: воздействие шума на организм человека. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Выяснить влияние шума на состояние человека. 3. Изучить санитарные нормы шума для жилых помещений и образовательных учреждений и возможности звукоизоляционных материалов. 4. Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся. Гипотеза: Исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если: 1. Получат знания об особенностях звука и его влияния на слух человека; 2. Понизят «шумовое загрязнение» на переменах; 3. Внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта; Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования: 1. теоретический анализ научной литературы; 2. изучение и обобщение опыта работы врача-отоларинголога (интервьюирование); 3. опытно-экспериментальная работа; 4. наблюдение; 5. беседа; 6. анкетирование; 7. количественный и качественный анализ полученных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Влияние шума на здоровье школьников" »

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГИМНАЗИЯ № 24







Из успешной школы – в успешную жизнь.







Громов Глеб, ученик 2-А класса

«Влияние шума на здоровье школьников»




Направление: Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан 2050»


Секция: Охрана среды и здоровья человека.






Научный руководитель:

учитель начальных классов

Савинова Л.Е











г. Тараз 2015 г


Содержание:


Введение.

Глава I. Основы теории звуковых волн.

1.1. Свойства звуковых волн. Основные характеристики звука.

1.2. Шум и его влияние на организм человека.

1.3. Санитарные нормы и мероприятия по защите от шума.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа

по проблеме влияния шума на здоровье человека.

2.1. Микроисследования по определению слуха учащихся; факторов, влияющих на слух.

2.2. Рекомендации школьникам по защите от шума.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение:

Анкеты.

Тест.


ВВЕДЕНИЕ


На протяжении всего существования человечества люди живут в мире звуков. Среди живых существ только человек в полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника, носителя звука. Именно он внес в мир звуков речь и музыку, смог сделать звук своим помощником.

С развитием цивилизации мы познавали и совершенствовали окружающий нас мир. Появлялись все новые и новые источники звука. Сила их росла в связи с резким развитием и расширением масштабов применения технических устройств в различных областях и сферах жизни человечества.

Шум довольно распространен в наши дни. Шум - звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. В природе его можно встретить не часто: раскаты грома, извержения вулкана, землетрясения и т.д. Люди сами создают вокруг себя так называемое шумовое загрязнение, строя промышленные предприятия, заводы, выпуская шумные машины, бытовые приборы, электроприборы (пылесос, телевизор, магнитофон, радиоприемник).

Некоторые люди не могут работать в условиях абсолютной тишины, отсутствие звуков угнетает их. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств. Наиболее распространенные симптомы шумового влияния - раздражительность, рассеянность.

Актуальность проблемы заключается в том, что шумовое загрязнение ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные болезни: тугоухость, глухота, неврозы, психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, аритмия), нарушение нервной системы и др. Шум обостряет хронические заболевания.

В связи с этим возникла серьезная проблема защиты людей от звуковых явлений. Сильный продолжительный и особенно постоянный шум - скрытый и опасный враг человека и других живых существ.

Однако, эта проблема в экологическом аспекте в науке практически не обсуждается. Шуму как экологическому фактору, не уделяется внимание даже в широко распространенных учебниках экологии. Понимая важность этой проблемы, авторы некоторых школьных учебников физики в последнее время предприняли попытки ввести в круг изучаемых вопросов понятия интенсивности, уровня громкости звука, шумов и «шумовых загрязнений».

Наш интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое шум, как он влияет на человека, и как сохранить хороший слух до преклонного возраста. Это и обозначило тему нашего исследовательского проекта: «Влияние шума на здоровье детей».

Обозначив проблему, мы выдвигаем следующую цель проекта: провести исследование шумового загрязнения в школе и изучить влияние шума на здоровье человека.

Объект исследования: шум как звуковое явление.

Предмет исследования: воздействие шума на организм человека.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

  2. Выяснить влияние шума на состояние человека.

  3. Изучить санитарные нормы шума для жилых помещений и образовательных учреждений и возможности звукоизоляционных материалов.

  4. Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.

Гипотеза: Исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:

  1. Получат знания об особенностях звука и его влияния на слух человека;

  2. Понизят «шумовое загрязнение» на переменах;

  3. Внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта;

Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

  1. теоретический анализ научной литературы;

  2. изучение и обобщение опыта работы врача-отоларинголога (интервьюирование);

  3. опытно-экспериментальная работа;

  4. наблюдение;

  5. беседа;

  6. анкетирование;

  7. количественный и качественный анализ полученных результатов.


Глава І. Основы теории звуковых волн


    1. Свойства звуковых волн. Основные характеристики звука


Изучив ряд научных книг и статей по теме проекта, мы узнали, что такое звук, его свойства и характеристики. Звук — это то, что мы слышим: нежная мелодия скрипки, тревожный звон колокола, грохот водопада, слова, произносимые человеком, грозовые раскаты грома, землетрясения.

Распространение и свойства звуковых волн, называется акустикой. Акустика — далеко не завершенная наука.

Проанализировав энциклопедические издания, авторы проекта обнаружили, что еще ждут своего объяснения тайны человеческого слуха. До сих пор не раскрыты секреты скрипок, изготовленных в XVII-XVIII столетиях итальянскими мастерами Амати, Страдивари и Гварнери. Почему они так чарующе звучат? Почему, слегка изменив форму у корпуса скрипки можно немного усилить её звук? Почему в одном помещении игра оркестра завораживает своей звучностью и красотой, а в другом таком же некоторые звуковые оттенки пропадают? В акустике еще много важных, нерешённых и важных проблем.

Наука доказала, что рыбы вовсе не немы и не глухи, они тоже издают звуки и слышат их, потому что они воспринимает колебания, возникающие в воде. Людям же удаётся «услышать» их только с помощью специальных приборов.

Физически мы способны различать высоту тона, тембр, громкость звука.

Первое различимое качество звука — это его громкость. Для разных людей один и тот же звук может казаться громким и тихим. Но одному и тому же человеку более громкими кажутся те звуки, у которых амплитуда колебаний звуковой волны больше. Любое изменение громкости звука вызывается изменением амплитуды колебаний.

Вторым качеством звука является высота его тона. Звук, соответствующий строго определенной частоте колебаний, называется тоном. Понятие звуковой тон ввёл в акустику Галилео Галилей. Тон звука определяется частотой, с которой изменяется давление в звуковой волне. Чем больше частота звука, тем более высоким является тон. Получить звуки различных тонов можно с помощью прибора, называемого камертоном.

Ударив молоточком по одной из ножек камертона, можно слышать звук определенного тона. Камертоны различных размеров воспроизводят звуки различных тонов. Звуковые волны возбуждаются колеблющимися ножками камертонов.

Если бы вибрирующие тела создавали при звучании в каждый момент только один тон, мы не смогли бы отличать голос одного человека от голоса другого, а все музыкальные инструменты звучали бы для нас одинаково. Всякое вибрирующие тело создает одновременно звуки нескольких тонов и при этом различной силы. Самый низкий из них называют основным тоном; более высокие тона, сопровождающие основной, - обертонами. В совместном звучании основной тон и обертоны создают тембр звука. Каждому музыкальному инструменту, каждому человеческому голосу присущ свой тембр, своя «окраска» звука. Один тембр отличается от другого числом и силой обертонов. Чем больше их в звучании основного тона, тем приятнее тембр звука.


    1. Шум и его влияние на организм человека


Авторы научных статей отмечают, что в восприятии нами звуковых колебаний есть еще и психологический аспект. Мы с удовольствием слушаем песню, игру пианиста или скрипача, играющий в отдалении духовой оркестр. Все эти звуки мы называем музыкой. Но редко встречаются люди, которым приятны визг, скрежет или грохот. В науке называется музыкальным тот звук, в котором изменение акустического давления, воспринимается ухом, упорядочено и, кроме того, повторяется регулярно, через равные промежутки времени. Звук перестает быть музыкальным, и его называют шумом, если звуковое давление изменяется в нем беспорядочно.

Шум - беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие на организм человека.

Шум играет существенную роль во многих областях науки и техники: акустике, радиотехнике, радиолокации, радиоастрономии, теории информации, вычислительной технике, оптике, медицине и др.

Исследование шума преследует разнообразные цели: изучение источников шума для уменьшения их вредного воздействия на человека и на различные системы; изыскание способов и средств наилучшего (оптимального) приема, обнаружения и измерения параметров разных сигналов в присутствии шума; повышение точности измерений в аналоговых цифровых устройствах обработки информации и др. Для измерения характеристик шума применяются шумомеры, частотные анализаторы, коррелометры.

В технике основные источники шума — различные двигатели и механизмы. Повышенная шумность машин механизмов часто является признаком наличия в них неисправности или нерациональности конструкций. Точность изготовления деталей, подгонка движущихся частей приводит к ослаблению шума и, как правило, ведут к уменьшению износа деталей, к увеличению срока их службы и точности работы.

Мы узнали, что в ряде случаев шум используется как источник информации. Например, в военно-морской технике по шуму, создаваемому на ходу подводными лодками и надводными кораблями, их обнаруживают и пеленгуют; в радиоастрономии по шуму в определенных диапазонах частот исследуется радиоизлучение звезд и других космических образований. Шумоподобные сигналы применяются в технике радио- и акустических измерений, например в архитектурной акустике. Некоторые звуки, используемые в музыке, по физическому существу шумовые или обладают шумовыми признаками.

Звуки и шумы таят в себе опасность для нашего слуха. Слишком большие уровни их интенсивности могут привести к безвозвратной потере функции слухового анализатора. Наше ухо работает непрерывно в течении суток. Оно лишено естественных защитных приспособлений, таких, например, как веки у глаз.

Нами также установлено, что ученые выделяют такое понятие как «шумовое загрязнение» - шум, воспринимаемый человеком в качестве помехи, один из вариантов физического загрязнения среды. В зависимости от уровня и длительности шумовое загрязнение способно наносить ущерб здоровью человека и является одной из проблем экологии города и производственных помещений.

Единица измерения шумового загрязнения – децибел. Шепот – это 20-40 дБ, обычный разговор – 50-70 дБ, транспортный шум оживленной городской магистрали – 120 дБ, шум авиационного двигателя – 130 дБ. Нарушение сна отмечается при шумовом загрязнении свыше 35 дБ, снижение продуктивной умственной деятельности – при 55 дБ, ухудшение слуха – при 70 дБ. Для уменьшения шумового загрязнения применяются зеленые насаждения, за город выносятся автострады (строятся объездные дороги), запрещаются полеты самолетов над городом на высоте менее 11 км. В конструкции современного автомобиля предусматривается понижение уровня шумового загрязнения. На территории жилой застройки днем шум не должен превышать 50-60 дБ.

Большинство звуков природного происхождения не вызывают у людей неприятных ощущений, а шум леса, журчанье ручья пение птиц действует успокаивающе на нервную систему. Производственный, или техногенный, шум, напротив, воспринимается негативно, раздражает.

Немало источников шума и внутри наших домов; это инженерно- и санитарно-техническое оборудование (вентиляторы, насосы, лебедки лифтов) и т.д.), механические и электрические приборы и даже само поведение людей. Так, работающий пылесос создает шум интенсивностью до 80 дБ, а радиоприемник, магнитофон или телевизор – до 95 дБ. Даже громкий разговор, например по телефону, представляет собой не что иное, как шум в 70 дБ. В квартирах так много звукоизлучающей техники: радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, проигрыватели, музыкальные центры. Врачи доказали, что допустимый уровень шума в жилых помещениях в дневное время не должен превышать 40 дБ, в ночное – 30 дБ. Но зачастую мощное акустическое «облучение» в своих квартирах мы устраиваем себе сами, включая на большую громкость радио или телевизор. Задумываемся ли мы о последствиях увлечения дискотекой, рок- и поп музыкой, громкость которой нередко так велика, что становится как бы осязаемой. Между тем, юным меломанам приходится расплачиваться за свое увлечение.

По данным отоларингологов завсегдатаи дискотек, в ушах которых стоит звон от звуков в 110 дБ и более, часто глохнут еще до достижения двадцатилетнего возраста. Специальное обследование,

Проведенное американскими врачами, показало, что многие юноши и девушки – поклонники джазовой и рок-музыки – слышат не лучше, чем 65-летние люди.

Плеер и сотовый телефон с наушниками стали весьма распространенным атрибутом жизни, в первую очередь, подростков. Это устройство имеет целый ряд неоспоримых достоинств: портативность, возможность прослушивания информации в дороге и, при этом, не беспокоя окружающих. На улицах и в транспорте мы часто видим подростков в наушниках, с отрешенным видом напевающих себе под нос только им слышимую мелодию. В Японии, где это изобретение гораздо раньше, чем у нас, стало популярным, врачи провели обследование подростков. Результаты впечатляют: из 4,5 тыс. учащихся, страдающих дефектами слуха, 3 тысячи ежедневно от 1 до 4 часов проводят в наушниках. Неумеренное потребление музыки и другой звуковой информации через наушники является серьезным фактором риска для еще неокрепшего слуха. Постоянно слушая музыку через наушники, молодой человек начинает незаметно для себя глохнуть и постепенно увеличивает громкость, доводя ее до опасной отметки.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающий среды.

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимые для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушение их деятельности.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Шум обладает аккумулятивном эффектом, то есть раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетает нервную систему. Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Шум вызывает функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы; оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы; снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы. Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, т. к. в основе лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.

Очень сильный шум (свыше 110 дБ) может стать причиной, так называемого, шумового опьянения - агрессивного, возбужденного состояния, а в последствие привести и к потере слуха.

Французские ученые отмечают, что нарушение слуха в наш век активно распространяется среди молодых людей; с возрастом они, скорее всего, будут вынуждены пользоваться слуховыми аппаратами.

Наибольшая чувствительность к действию шума проявляются у людей старшего возраста.


Диаграмма №1. Чувствительность к действию шума у людей старшего возраста.














Борьба с шумами ведется не первый год: выносят за черту города железные дороги и скоростные автострады, запрещают пользоваться звуковыми сигналами, отводят в сторону от жилых районов маршруты самолетов. К сожалению, толку от этих мер не так уж много.

Вы видели, вероятно, как музыканты наушниками защищаются от шума, который сами же и производят. Похожие наушники из звукоизолирующих материалов надевают на себя рабочие в грохочущих цехах. А чтобы лучше спать, теперь в аптеках предлагают «беруши» - белые и волокнистые, словно вата, квадратики для затыкания ушей. Их не так уж давно придумали ученые.

Возможно, изобретателям удастся уменьшить вибрацию машин, усовершенствовать глушители или найти новые средства звукоизоляции. Но, видимо, решение проблемы - в создании каких-то принципиально новых двигателей, изначально производящих минимум шума.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, сотрудники одного конструктивного бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться, что не могут работать в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета. Но все-таки установлено, что шум снижает производительность труда. Ученые посчитали, что работающие при сильном шуме тратят, по крайней мере, десятую часть своей энергии на то, чтобы не замечать этого шума. Страдает точность работы, замедляются реакции. Не секрет, что многие школьники, принимаясь за уроки, включают телевизор или магнитофон. Думаю, что теперь понятно, что лучше сделать это в перерыве занятий, а еще лучше, двигаясь под ритмичную бодрую музыку, сбросить усталость.

Оберегая слух совсем еще маленьких детей, да и взрослых тоже, врачи-гигиенисты предусмотрели предельные уровни звуков, которые издаются игрушками, начиная от погремушки. Прохождение гигиенической экспертизы, а для игрушек она является обязательной (за исключением музыкальных инструментов), звуковая игрушка контролируется на соответствие нормативам и по уровню звука.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. В данное время стараются устранять или ослаблять причины, порождающие шум на месте его образования; предотвращают его распространение от источников шума, используя местную звукоизоляцию шумящих узлов машин, амортизацию и звукопоглощение, ослабляющее шум за счет снижения отражений от ограждающих конструкций, облицовываемых пористыми звукопоглощающими материалами; уменьшают аэродинамический шум (выхлоп, шум в воздуховодах и т.д.), устраняя причины вихреобразования, звукоизолируя воздуховоды и применяя глушители. Важно рационально чередовать труд и отдых работающих в условиях шума, ограничивать воздействие шума на них, систематически наблюдать за состоянием здоровья. Борьба с уличным шумом ведется путем замены трамвайного транспорта троллейбусным и автобусным, ограничения пользования звуковыми сигналами и т.п. Зоны, где уровень шума достигает 85 дБ, обозначают предупредительными знаками, а работающих в этих зонах снабжают индивидуальными звукоизолирующими наушниками.


Таблица №1. Интенсивность шума различных источников

Уровень шума

(дБ)

Допустимый

0-60

Предельно допустимый

60-100

Недопустимый

100-1700 и более


С гигиенической позиции относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука 10-60 дБ, для нервной системы вреден шум свыше 50-60 дБ, а при уровнях выше 80 дБ начинается область максимального дискомфорта. Даже низкий уровень громкости мешает концентрации внимания во время умственной работы. Музыка, пусть даже совсем тихая, снижает внимание - это следует учитывать при выполнении домашней работы. Когда звук нарастает, организм производит много гормонов стресса, например, адреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, замедляется работа кишечника. В дальнейшем все это может привести к нарушениям работы сердца и кровообращения. Эти перегрузки - причина каждого, по крайней мере, десятого инфаркта.


Таблица №2. Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия (в дБ)


Зимний лес в безветренную погоду

0

Комфортный акустический

Шелест листвы

10-30

режим при уровне звука дБ

Тикание часов в 1 м от уха

Около 10-25


Шепот

20-30


Спокойный разговор

40-60


Шум внутри здания на магистрали

60


Шум в салоне легкового автомобиля

60


Урок в школе

40-60


Шум на перемене в школе

50-80

Появляется чувство

Будильник

60-80

раздражения утомляемость

Телевизор

60-90

головная боль

Поезд (метро на железной дороге)

70


Громкий разговор

75


Кричащий человек

80


Пылесосы

80


Игра на пианино

До 80


Дизельный грузовик

90


Мотоцикл

90


Детский плач

80-90


Реактивный самолет

95

Постепенное ослабление

Школьный шум на переменах

80-110

слуха, нервно-психический

Цех текстильной фабрики

100

стресс, язвенная болезнь,

Автомобильный гудок

100

гипертония

Плеер

110

Вызывает звуковое

Ткацкий станок

120

опьянение, нарушает сон,

Транспортный шум оживленной городской магистрали

120-130

разрушает психику,

Отбойный молоток

90-130

приводит к глухоте

Реактивный двигатель

130-150


Шум на дискотеке

175


Оркестр поп-музыки

110-120


Удар молнии

120-130


Взлет реактивного самолета

140


Старт космической ракеты

150-160


Выстрел из орудия

170



Первый симптом ухудшения слуха называется эффектом званого ужина. На многолюдном вечере человек перестает различать голоса, не может понять, почему все смеются. Он начинает избегать многолюдных встреч, что ведет к его социальной изоляции. Многие люди с нарушением слуха впадают в депрессию и даже страдают манией преследования.

С тех пор как флейта, баян, простые акустические гитары вышли из моды, а для домашнего музыцирования вместо них стали применяться электронные музыкальные инструменты или звуковоспроизводящие устройства, музыку мы все чаще стали воспринимать как шум. Сегодня стало много «меломанов», которые все достоинства музыки видят в ее громкости. Не задумываясь, они вынуждают своих домашних и соседей участвовать в электронных «звуковых оргиях», даже не осознавая, что их ближние страдают от этого. В экологии человека предложено даже понятие «шумовое опьянение» - возбуждение, возникающее в результате резонанса клеточных структур в ответ на громкие ритмические звуки. Это «опьянение» по субъективным ощущениям аналогично алкогольному опьянению или одурманиванию наркотиками. «Шумовое опьянение» - одна из причин успеха современной шумной музыки. Уровень шума, создаваемый современной электронной музыкой, иногда превышает болевой порог (130 дБ).

Непрерывный или периодический шум может служить причиной многих проблем. Человек начинает хуже слышать высокие звуки, а затем постепенно и низкие. Постепенное воздействие сильного шума может вызвать такие вредные последствия, как звон в ушах, головокружение, головная боль, повышение усталости. У многих людей снижается способность к концентрации внимания и падает производительность труда. Например, если работать при шуме интенсивность 70дБ, то сделанных ошибок окажется вдвое больше, чем при работе в нормальной обстановке. Работоспособность при постоянном шуме снижается на треть. При звуке 80-90 дБ возможны необратимые изменения в органах слуха, а при 120-140 дБ - повреждения этих органов. При систематическом переутомлении органов слуха может развиться тугоухость.

Тугоухость - понижение слуха, при котором восприятие разговорной речи даже на небольшом расстоянии становится затруднительным.

Таким образом, авторы проекта пришли к выводу о необходимости принятия мер по ограничению шумовой нагрузки на психику. Шум, как правило, дело рук человеческих, поэтому человек может его и уменьшить.


    1. Санитарные нормы и мероприятия по защите от шума.


При разработке проекта, мы ознакомились с санитарными нормами шума для жилых помещений и общеобразовательных учреждений. Оказалось, что над проблемой шумового «нашествия» в многих странах серьезно задумались, а в некоторых приняли определенные меры.

Шумозащита - это комплекс мероприятий по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов на оборудовании, глушителей в компрессорах, вентиляторах и др.), на транспорте (глушители выбросов, создание на дорогах акустических экранов, шумозащитных зон), при гражданском и промышленном строительстве.

В городах необходимо увеличить площади зеленых насаждений, особенно вдоль оживленных автомагистралей, что позволит значительно снизить шумовое и химическое загрязнение окружающей среды.

Шумопоглащающий асфальт — дорожное покрытие из специального асфальта, снижающего шум, позволяет снизить на дорогах уровень шума на 4-6 дБ.

Также эффективным методом является снижение или устранение шума в источнике в процессе проектирования. Для уменьшения влияния транспортного шума крупные автомагистрали следует строить на расстоянии от жилых застроек. Уменьшение уровней шумов, проникающих в помещения от внутренних источников, должно обеспечивать рациональной планировкой помещения, соблюдением мероприятий по звукоизоляции ограждающих конструкций (стен, потолка и пола), санитарно-технического и инженерного оборудования зданий.

Организационные меры направлены на предотвращение или регулирование во время эксплуатации тех или иных источников шума. Работы по уборке улиц, дворов, тротуаров от мусора и снега должны начинаться не ранее 7 часов утра и заканчиваться не позднее 23 часов.

Большое значение имеют административные меры. К ним относятся ограничение звуковых сигналов уличного транспорта, упорядочение движения грузовых и легковых машин на определенных улицах, ограничение шума громкоговорителей, расположенных на улицах и площадях и т.д.

Авторы проекта выяснили, что в настоящее время существует целый ряд специальных материалов и технологий, предназначенных для увеличения звукоизоляции ограждающих конструкций. Это устройство конструкции плавающего пола, монтаж звукоизоляционного подвесного потолка, возведение дополнительных звукоизоляционных облицовок стен с применением звукоизоляционных креплений.

Все эти методы обладают достаточно высокой эффективностью, но требуют довольно больших финансовых затрат на специальные материалы и монтажные работы. Но, оказывается, что иногда можно снизить шум от соседей, не прибегая к дорогим звукоизоляционным технологиям. Необходимо всего лишь устранить некоторые недоработки строителей.

Существует достаточно эффективные меры, которые можно применять на практике самостоятельно. Несмотря на внешнюю простоту изложенных ниже рекомендаций, их выполнение может значительно улучшить акустический комфорт в обычной жилой квартире панельного дома. Например:

  1. Электрические розетки. Электророзетка, смонтированная на межквартирной стене, очень часто является одним из наиболее вероятных путей проникновения шума от соседей. В этом легко убедиться, просто приложив к ней ухо (только постарайтесь, чтобы Вас не ударило током). Дело в том, что в некоторых железобетонных стеновых плитах еще на стадии производства предусматривают сквозные отверстия для установки элктрофурнитуры. Затем строители просто монтируют розетки в двух смежных квартирах, оставляя при этом свободный канал, по которому шум может почти беспрепятственно попадать в Вашу квартиру.

  2. Стояки системы отопления и водоснабжения. Стояки трубопроводов отопления и водоснабжения, согласно строительным нормам, должны прокладываться через межэтажные перекрытия с помощью виброизолированных гильз. Для этого в перекрытие заделывается металлическая труба большего по сравнению со стояком диаметра. Зазор между двумя трубами должен быть заполнен негорючим звукопоглащающим материалом и загерметизирован нетвердеющим герметиком. На практике это часто не выполняется. Строители либо не заделывают щели в гильзе минеральной ватой, либо просто не используют гильзы, заделывая стояк прямо в перекрытии цементным раствором. После многолетней эксплуатации между трубой стояка и плитой перекрытия обязательно появляются щели. Звук от соседей снизу и сверху может беспрепятственно проникать в Вашу квартиру через щели и неплотности. В некоторых случаях через такие щели проникают и нежелательные запахи.

  3. Окна. Через окна в квартиру может проникать не только транспортный шум с улицы, но и звук музыкального центра из соседней квартиры. Замена старых деревянных окон металлопластиковыми оконными конструкциями может решить эту проблему, но часто несложная модернизация старого окна приводит даже к более высокому результату. Необходимо отметить, что часто после демонтажа старых деревянных окон и установки металлопластиковых некоторые звуки от внутридомовых источников становятся более слышимыми. Это связано с исчезновением эффекта маскировки этих звуков уличным шумом.

Для защиты от шума рекомендуют:

  1. Строить дороги в туннелях или закрывать их специальными надстройками.

  2. При постройке домов учитывать, каково будет их расположение относительно автомобильных и железных дорог. Санитарно-защитная зона от жилых домов до продольной оси пути, например, железной дороги, должна быть не менее 200м, а в районах мостов - 300 м.

  3. Использовать зеленые насаждения как содействующие уменьшению шума. Обычный лиственный покров летом и пусть даже небольшой слой снега на деревьях и кустарниках зимой - хорошая защита от уличного шума. Наилучшим стражем тишины служит ель, но она, к сожалению, не выдерживает загрязнения воздуха.

  4. При застеклении домов на шумных улицах использовать звукоизолирующие оконные конструкции, имеющие средний коэффициент звукоизоляции свыше 50 дБ.

  5. В автомобилях звукопоглощающими материалами покрывать стенки, днище, багажник и место расположения двигателя. При этом шум уменьшается не только в салоне автомобиля, но и в окружающей среде.


Таблица №3. Допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки

Вид трудовой деятельности, рабочее место

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

Эквивалентные уровни звука (в дБА)

Макс. уровни звука LAмакс, дБА


31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000



Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитория школ и других учебных заведений, конференцзалы, читальные залы библиотек

79

63

52

45

39

35

32

30

28

40

55

Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах

79

72

63

55

52

44

45

35

39

29

35

25

32

22

30

20

28

18

40

30

55

45

Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по проблеме влияния шума на здоровье человека


    1. Микроисследования по определению слуха учащихся и факторов, влияющих на слух


Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы гимназии №24 г. Тараза.

Цель эксперимента — установить остроту слуха учащихся и факторы, влияющие на слух.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. разработка плана исследования;

  2. проведение диагностических мероприятий;

  3. анализ полученных результатов.


Микроисследование №1.


Выполняя нашу работу, мы провели исследование остроты слуха учащихся 2 классов по тесту.

Острота слуха — это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см.

Тест «Определение остроты слуха».

Оборудование: механические часы, линейка.

Порядок работы:

  1. Приближайте часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.

  2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов.

  3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.

  4. Если данные не совпадут, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух расстояний.

Нормальным слухом будет считаться такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. Результаты представлены в таблице (см. приложение 1)




Проанализировав результаты эксперимента мы пришли к выводу, что из 32 учащихся нормальный слух имеют 87,5%, у 9,4% - слух понижен. Т.е. у каждого десятого испытуемого второклассника слух ниже нормы. Результаты показаны графически(см. приложение 2)

Также нами была проведена беседа с врачом-отоларингологом городской поликлиники №3 Ахмадеевой Антониной Александровной.

Цель: выявить причины снижения слуха.

Нами были заданы следующие вопросы:

  1. Какие факторы вызывают нарушение слуха?

  2. Сколько человек из числа пациентов поликлиники имеют различного рода нарушения слуха?

  3. Как сохранить хороший слух до глубокой старости?

В ходе интервьюирования было выяснено, что нарушение слуха вызывают следующие факторы:

    1. шум, постоянное шумовое воздействие;

    2. наследственная семейная глухота и тугоухость;

    3. врожденные анатомические дефекты головы и шеи, в частности ушной раковины, не заращение верхней губы и твердого неба («волчья пасть»);

    4. эпидемический менингит (воспаление оболочек мозга);

    5. применение антибиотиков для лечения различных заболеваний.

Доктор рассказала, что среди лор-больных данной поликлиники 33 человека являются инвалидами по слуху, а 35% пациентов лор-кабинета страдают тугоухостью.

Остановимся подробнее на тугоухости.

Тугоухость — понижение слуха, при котором восприятие разговорной речи даже на небольшом расстоянии становится затруднительным.

Степень тугоухости может быть различной. Иногда больной слышит только разговорную речь на расстоянии 3-4 метров, но не слышит шепот.

Различают несколько степеней тугоухости:

1 степень. Больной не воспринимает речь только в необычной обстановке (посторонний шум, искажение речи).

2 степень. Неразборчивое восприятие речи в обычной остановке или восприятие слов только после неоднократных повторений.

3 степень. Трудность речевого общения. При этой степени тугоухости больной слышит только громкую речь у самого уха или прибегает к помощи слухового аппарата.

Тугоухость чаще всего начинает развиваться еще в детском возрасте. По данным медицинских работников, число тугоухих (с различной степенью тугоухости) в школах достигает 6% от общего количества учащихся.

Особую опасность представляют плееры, сотовые телефоны с наушниками и дискотеки для подростков. Скандинавские ученые пришли к выводу, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается. Причина — злоупотребление переносными плеерами и долгое пребывание на дискотеках. Обычно уровень шума на дискотеке составляет 80-100 дБ, что сравнимо с уровнем шума интенсивного уличного движения или взлетающего в 100 м турбореактивного самолета. Громкость звука в наушниках 100-114 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин.

На основе результатов беседы мы провели опрос среди учеников 2 класса.

Цель работы: определение количества учеников, у которых есть плеер или сотовый телефон с наушниками.

В данном опросе мы попросили вас ответить на один вопрос: есть ли у Вас плеер или сотовый телефон с наушниками?

Результаты следующие: среди 29 человек, плееры оказались у 19 человек, что составляет 65%. (см. приложение 3) По данным результата опроса мы предположили, что 65% учащихся нашего класса, при регулярном использовании плееров, к 30 годам могут ощутить понижение слуха.

Также учащимся второго класса была предложена анкета, включающая вопросы, на которые необходимо было выбрать один из предложенных ответов. Результаты предложены в таблице(см. приложение 4)

Таким образом, по результатам анкетирования мы узнали, что большая часть второклассников любит слушать тяжелую музыку (рок, рэп), которая больше всего раздражает ушные перепонки. Наиболее благоприятная музыка, тоже не на последнем месте. Большинство учащихся не слушают музыку во время выполнения уроков, следовательно, качество умственной работы не снижается.

Большая часть школьников предпочитает слушать музыку через наушники, и это неправильно, т. к. звук сильнее воздействует на перепонки, в отличие от динамиков (при одинаковой громкости).

Раздражение от постороннего шума зависит в основном от темперамента человека. Почти четвертая часть опрошенных очень часто бывают «на взводе».

Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке? Если человек о чем-то задумался, он перестает воспринимать всё вокруг себя - «летает в облаках». Те, кто ответили «нет», а это большинство, судя по всему, очень внимательные люди.

Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум? Сильно уставший человек не обращает внимания на посторонние раздражители. Большинство — 79,3% - эмоциональные или бодрые люди.

Просыпаетесь ли Вы по звук будильника? Здесь слух большой роли не играет. Просто во время сна у одних мозг «отключается» сильнее, чем у других.

Задумываетесь ли Вы о том, что это может привести к печальным последствиям? Очень важно, что многие анкетируемые, хоть они еще малы, задумываются над этой важной проблемой. Мы считаем, что с возрастом они еще в большей степени поймут ее значимость.



2.2 Рекомендации школьникам по защите от шума


Девчонки и мальчишки гимназии №24 г. Тараза, если вы не хотите в подростковом возрасте иметь слух такой же, как у пожилых людей, страдать от тугоухости, переутомления, головной боли, депрессии, гипертонии, заболеваний сердечно-сосудистой системы, прислушайтесь к нашим рекомендациям.

  1. Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах.

  2. Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.

  3. Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.

  4. На дискотеке постарайтесь находиться подальше от акустических колонок.

  5. Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).

  6. Если ваша будущая профессия будет связана с шумным производством, используйте звукозащитные наушники или «беруши».

  7. Свой будущий дом защитите звукоизоляционными материалами и окружите «зеленой зоной».

  8. Терпимо относитесь к людям с пониженным слухом.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе работы над проектом нами были изучены свойства и особенности шума. Было рассмотрено физическое понятие шума, тема, к которой относится явление шума.

Шум — беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие на организм человека.

Влияние шума на организм человека. Реакция человека на шум различна. Некоторые люди терпимы к шуму, у других он вызывает раздражение, стремление уйти от источника шума. Психологическая оценка шума в основном базируется на понятии восприятия, причем большое значение имеет внутренняя настройка к источнику шума. Она определяет, будет ли шум восприниматься как мешающей. Часто шум, воспроизводимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой шум, вызванный соседями или каким-нибудь другим источником, оказывает сильный, раздражающий эффект. Большую роль играет характер шума и его периодичность. Ухо — единственный орган, при помощи которого мы можем почувствовать шум. Но оказывается человеческое ухо, также как и другие органы, нуждается в защите, в данном случае — защите от шумового загрязнения. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т. е. мы не можем видеть воздействие шума на нас. Были приведены факты из истории, из которых можно понять, что люди с давних времён знали о вреде шума, пытались разнообразными способами бороться с ним. В работе также представлены способы защиты от шума, борьбы с шумовым загрязнением.

Экспериментальная проверка гипотезы исследования нашла свое подтверждение. Нами сделаны следующие выводы:

1. Чрезмерный шум — одна из важнейших проблем. Его вредное воздействие на организм совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм против шума практически беззащитен. Понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, т. к. в основе лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.

2. С гигиенических позиций относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука до 60 дБ, для нервной системы вреден шум свыше 50-60 дБ, а при уровнях выше 80 дБ начинается область максимального дискомфорта. Даже низкий уровень громкости мешает концентрации внимания во время умственной работы.

3. Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.

4. Чтобы снизить шум в квартире, следует поставить звуконепроницаемые окна и двери, или звукоизоляцию помещения.

5. На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму. После умственной работы ни в коем случае нельзя громко включать рок, т. к. басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации может потеряться. Классика и джаз наоборот помогают систематизировать материал, во время работы он лучше усваивается.

6. Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.

Надеемся, что школьники будут бережнее относиться к своему здоровью, стараясь как можно меньше подвергаться вредному воздействию шума.

Список использованной литературы:


1. Агранат Б.А. и др. Основы физики и техники ультразвука. - М.: Высшая школа, 1987. - 352 с.

2. Баулин И. За барьером слышимости. - М.: «Знание»6 1971. - 176 с.

3. Большая Советская Энциклопедия. Издание 3-е. М.: «Советская Энциклопедия», 1978.

4. Бондорчук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека»; издательство «Учитель»; Волгоград; 2005г.

5. Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Медицина/Я 11. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997., С.224-246.

6. Володин В. Энциклопедия для детей. Т.19. Экология. - М.: Аванта+, 2004., С.272.

7. Гулиа Н.В. Удивительная физика: О чем умолчали учебники. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005., С.135-138.

8. Леонович А.А. Я познаю мир: Физика: Дт. Энцикл. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002., С.235-327.

9. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.

10. Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН №2.01.007-99). «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждении».

11. СанПиН №3.01.035-97. Санитарно-эпидемиологичские требования к жилым зданиям. Санитарные правила и нормы «Предельно-допустимые уровни шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Проект "Влияние шума на здоровье школьников"

Автор: Громов Глеб

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Зелёный паспорт школьного двора "
    ["seo_title"] => string(35) "zielionyi-pasport-shkol-nogho-dvora"
    ["file_id"] => string(6) "208914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430937472"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мир моих увлечений «Играть нельзя скучать» Проектно- исследовательская работа"
    ["seo_title"] => string(84) "mir-moikh-uvliechienii-ighrat-niel-zia-skuchat-proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "303605"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457556163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства