216400, Смоленская область, г. Десногорск, 2 микрорайон тел. 8(48153) 7-02-95
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ
д/с «Лесная сказка» г. Десногорска
_________Ж.Б. Суханова
(подпись, печать)
"Изучаем и изображаем природу"
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 3-7 лет
Разработчик:
Богатко Н.М., воспитатель высшей категории
Десногорск-2016
Содержание.
Краткая аннотация программы .................................................................................................................................................................3
I. Пояснительная записка. ..........................................................................................................................................................................4
5. Ожидаемый результат реализации программы....................................................................................................................................8
7. Методы , используемые для построения программы............................................................................................................................8
IIПерспективное планирование по возрастам. ........................................................................................................................................9
1.Перспективный план занятий по экологическому воспитанию во 2 мл. группе. ............................................................................9
2. Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе.......................................................................................13
3. План работы по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе............................................................................19
4. План работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе....................................................................................22
III. Приложения ..........................................................................................................................................................................................26
1. Критерии оценки знаний детей по экологическому воспитанию. ...................................................................................................26
2. Формы работы с родителями по эколого - эстетическому воспитанию............................................................................................30
IV Список литературы ...............................................................................................................................................................................31
Краткая аннотация работы
Программа «Изучаем и изображаем природу». разработана воспитателем высшей категории Богатко Н. М.
Программа направлена на воспитание и развитие детей дошкольного возраста 3 - 7 лет. Обеспечивает экологическое воспитание дошкольников через детское художественное творчество с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В программе прослеживается взаимосвязь с образовательными областями: социально - коммуникативной, познавательной, речевой, художественно - эстетической, физической. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы регионализации, доступности, целостности, научности, системности и стимулирования активности .
Программа определяет содержание, основные пути развития эколого - эстетического воспитания в школе и направлена на воспитание бережного отношения к природе , стимулирование познавательного интереса дошкольников, формирование эстетического вкуса.
Цель: воспитание бережного отношения к природе посредством детского художественного творчества.
Задачи:
- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
- Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов
Работа с детьми организуется в следующих формах:
-Непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми.
-Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включает совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения.
- Исследовательская деятельность
-Проектная деятельность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, стимулирует активность детей.
-Праздники и ключевые события , которые проходят в конце каждой темы.
Программа экологического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Пояснительная записка.
Эстетическое чувство, получаемое
человеком от природы,
должно возвыситься на ступень
эстетического вкуса, приобретаемое воспитание и развитием.
В. Г. Белинский
1.Актуальность: Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно-эстетического воспитания. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно-эстетическое воспитание от экологического. Общение только с природой недостаточно для развития художественно-эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого дошкольника опыт общения с природой, накопленным человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи. Педагогически целесообразное сочетания экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у дошкольника чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды. Одновременно решаются важные задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Данное направление определило необходимость создания программы « Изучаем и изображаем природу», которая соответствует требованиям воспитательно-образовательной программы, является ее дополнением, охватывает цели, задачи, методы, средства, формы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Цель: воспитание бережного отношения к природе посредством детского художественного творчества.
Задачи:
- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
- Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов
2. Принципы построения программы:
- Регионализация экологического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели экологического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Целостность и непрерывность педагогического процесса от младшего дошкольного возраста до школы .Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы экологического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний об окружающем мире и защите окружающей среды.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе научных сведений об окружающем мире можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
- Систематичность и последовательность расположения материала. (постепенное усложнение от одной возрастной ступени к другой, взаимосвязь разделов, комплексный подход к осуществлению воспитания);
- Стимулирование активности. Важным этапом экологического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая также и нравственную и творческую направленность . Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбомов о своем городе, о природе родного города, страны и планеты в целом ), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.
- Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- образовательная область "Познавательное развитие" .Познавательная активность ребенка, направленная на исследование окружающего мира, организует его внимание , поддерживает интерес к окружающему миру. Для этого целесообразно проводить познавательные игры - занятия с включением проблемных ситуаций, задач - загадок, какого - либо сказочного и познавательного материала, куда включаются задания на развитие воображения, памяти , мышления.
- образовательная область "Художественно – эстетическое развитие".
используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала.
разучивание музыкальных произведений о природе, сезонных изменениях, проведение музыкальных праздников и развлечений.
- образовательная область "Развитие речи", использование произведений о природе.
- образовательная область "Физическое развитие " прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения на улице.
- А также:
- В процессе работы в комплексе должны использоваться наблюдение, эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа, разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения, конкурсы и викторины экологического содержания);
- Ведущая роль разнообразных видов деятельности детей в их всестороннем развитии;
- Концентричность – возврат к ранее пройденному на более высоком уровне
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному и художественно - эстетическому развитию для дошкольных образовательных учреждений.
Особенностью является выделение специального времени на занятии, направленного на реализацию регионального компонента, а также работа в педагога с детьми в свободное время в течение недели по определенной тематике.
Занятия по экологическому воспитанию в ДОУ проводятся в соответствии с требованиями СанПина 2.4.1.2660.10 два раза в месяц. В течение учебного года в планировании возможны незначительные изменения и дополнение также в данной программе предусмотрены занятия по совместной деятельности педагога и детей, дана тематика для свободной деятельности детей.
Диагностика проводится 2 раза в год: (вводная сентябрь-октябрь), итоговая (май).
3. Структурно-содержательная характеристика
Программа рассчитана на четыре года (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
Вторая младшая группа Познавательные занятия «Я познаю мир»
Средняя группа «Природа родного края».
Старшая группа «Родная природа в произведениях В. Бианки».
Подготовительная к школе группа «Наблюдения на экологической тропе».
Структурная особенность программы — блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждой ступени основывается на четырех тематических блоках: «Мир растений», «Мир животных», «Мир человека», «Мир птиц». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам определяет порядок их рассмотрения.
Данное планирование построено в соответствие с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Имеет программные разработки, представленные комплексно-тематическим планированием образовательных областей для всех возрастов (экологическое воспитание входит в область «Познавательное развитие »).
Экологическое воспитание в данной программе представлено:
- познавательно – исследовательской деятельностью в режиме дня;
- работой в уголке природы;
- наблюдением на участке.
- творческой работой детей совместно с воспитателем
Наряду с Программой Н. Е. Вераксы, используя парциальные программы «Юный эколог» и «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой с экологической направленностью в свою программу по экологическому воспитанию я добавила занятия практической и творческой направленности непосредственно связанные с изучаемой экологической тематикой.
4. Педагогические средства(механизмы), позволяющие решить поставленные задачи
Подготовка педагога
- подбор и изучение методической литературы;
- оснащение уголков экологического и познавательного развития
- консультации;
- самообразование;
-курсы повышения квалификации;
- семинары практикумы для педагогов;
- перспективное планирование;
- планирование проектной деятельности;
- планирование совместной работы с узкими специалистами и педагогами дополнительного образования
- альбомы «Моя семья», «Памятные места Смоленщины», «Десногорск – город атомщиков», «Красная Книга Смоленщины»;
- изготовление кормушек и скворечников.
Программа
" Изучаем природу и изображаем природу"
Формы работы с детьми младших группы
- Совместная деятельность педагогов и детей.
-Беседы с детьми.
-Дидактические экологические игры .
-Создание игровых ситуаций.
-Организованная образовательная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Оформление альбомов.
- наблюдения на прогулке
Формы работы с детьми старших групп
- Целевые прогулки, по улицам,
- Экскурсии к памятным местам.
- Чтение художественной литературы,
- Использование аудио- и видеоаппаратуры
показа детям мультфильмов, презентаций о охране природе : растениях и животных ,
- Рассматривание иллюстраций, картин по теме "Природа и .её охрана"
-посещение краеведческого музея, библиотеки, художественной школы, спортивной школы
- Оформление выставок, участие в творческих конкурсах
- наблюдения на прогулках
5. Ожидаемый результат реализации программы.
В результате реализации программы ожидается:
1) В учреждении как в образовательной системе:
- создание системы работы по нравственнно - эстетическому воспитанию дошкольников.
- обогащение содержания экологического воспитания в детском саду.
2) В образе выпускника дошкольного образовательного заведения:
- в познавательной сфере: развитие познавательных способностей детей. Дети многое узнают о природе родного края, будут стремиться бережно относиться к ней.
- в творческой сфере
- в социальной: формирование активной жизненной позиции, знание норм и правил поведения в социуме, в природе. Дети будут с уважением относиться к природе, к людям труда .
А также:
- Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
6. Работа с родителями по экологическому воспитанию воспитанию.
Не менее важным условием экологического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться ко всему живому, к братьям нашим меньшим Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы экологического и эстетического воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение
7. Методы , используемые для построения программы.
Для повышения качества экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности эта программа предусматривает комплексное использование группы методов.
1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений..
2. Наблюдение — метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Организация длительных наблюдений (циклов) — это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности.
3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, — позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.
4. Словесно-литературный метод
С помощью беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.
II.Перспективное планирование по возрастам.
1. Перспективный план занятий по экологическому воспитанию во 2 мл. группе
Задачи:
1.формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
2. расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
3. развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
4. воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу
Творческие задачи
1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям в нашей жизни.
2. Упражнять детей в применении нетрадиционных методов рисования (пальчиком, тампоном, ватной палочкой, тычком, трафаретом и т. д.).
месяц
Тема НОД по экологии, цель
Развитие детского художественного творчества
сентябрь
1.Диагностика.
2.Рассматривание комнатного растения-бальзамина.
Цель: учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок). Развивать сосредоточенность внимания. Воспитывать способность переживания чувства радости от рассматривания растения.
3.Сравнение репы и моркови.
Цель: учить различать морковь и репу, знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики, развивать различные ощущения детей, их речь, умение слышать воспитателя.
4. Не топчи травку!
Цель: учить детей правильному поведению на прогулке: бережно относиться к растениям, не бегать по клумбам.
1. Рисование листочков бальзамина (примакивание).
2. Заготовим репу на зиму.(учить рисовать круглые формы)
октябрь
1.Наблюдение за рыбкой.
Цель: развивать умение анализировать структуру объекта, закреплять знания о том, что в воде рыбке необходима вода и пища.
2. Рассматривание березы.
Цель: Уточнить представления детей о деревьях, как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья) воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.
3. Кошка и котенок.
Цель: продолжать развивать умение анализировать структуру объекта, побуждать различать характерные особенности внешнего вида, поведения животных.
4.Магазин фруктов и овощей.
Цель: формировать понятия «овощи» и «фрукты»; классифицировать овощи и фрукты по основным признакам (цвету,
Творческое задание: Осенние листочки (рисование печатью или пальчиками)
декабрь
1.Сравнение козы и козленка.
Цель: закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного, его особенности, используя модели; побуждать детей к сравнению животных.
2. Проектная деятельность "Зимушка - зима"
Жизнь зверей в лесу.
Цель: расширить знания детей о конкретных представителях животного мира.
3.Почему зима холодная?
Цель: формировать представление о времени года - зиме, побуждать называть основные приметы зимы, устанавливать простейшие связи между временем года и погодой.
4. Безопасный Новый год.
Цель: рассказать детям о том какие правила нужно выполнять на прогулках зимой в целях безопасности.
1.«Идет коза рогатая» (рисование тычком)
2. «Ежик» (рисование тычком)
3. «Белый снег пушистый» (пальчиком или ватной палочкой)
январь
1.Наблюдение за елочкой.
Цель: учить наблюдать за деревьями и определять их особенности: елочка – колючая. .
2.Почему диких животных называют дикими?
Цель: побуждать узнавать интересные факты из жизни диких животных; воспитывать любовь к животному миру.
Животные и детеныши.
Цель: познакомить с названиями некоторых детенышей животных и их особенностями.
3.Посадка лука.
Цель: закрепить представления о последовательности трудового процесса, используя модели; сформировать представление о потребности растений в земле; воспитать интерес к посадке растений. Показать , что лук полезное для здоровья растение
Зимняя елочка (тычком)
«Лисичка – сестричка» (рисование тычком по заранее нанесенному контуру)
3. На окошке вырос лук. (наклеивание готовых форм)
февраль
1.Наблюдение за снегом.
Цель: Обратить внимание на цвет снежинок их форму. Учить любоваться снежным покровом земли.
2.Рассматривание снегиря. Сравнение снегиря и вороны.
Цель: познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели; закрепить знания об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет).
3.Белка и еж.
Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными; побуждать дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличительным признакам; развивать наблюдательность.
4.Итоговое занятие по проектной деятельности "Зимушка - Зима".Участие в творческой выставке "зима - волшебница"
Цель: закрепить первичные знания о зиме.
1. «Снеговик» (рисование тычком полусухой кистью)
2. Снегири прилетели (Наклеивание готовых форм)
3. "Белка" (рисование тычком по заранее нанесенному контуру.)
4. "Снегопад в лесу" (рисование снегопада ватными палочками по заранее изготовленной картинке)
март
Проектная деятельность "Волшебница - вода"
1.Беседы о воде , о значении её в жизни людей и животных.
Цель: расширять представления о с значении воды в жизни людей и природы. Напоминать о правилах поведения на воде.
2. Экспериментальная деятельность. "Вода. Какая она".
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, вкуса и запаха)
3. Посадка лука и бобов"
- обучение простейшим трудовым умениям, уточнить представления о луке.
4. НОД "Волшебная капелька"
Оформление альбомов с помощью родителей "Сказка про капельку", "Кому нужна волшебная вода"
3.
1.Аппликация с элементами дорисовывания "Сосульки капают")
2. Рисование "Дождик"
3. Коллективная аппликация "Кто живет в воде"
4. рисование "Подводный мир"
апрель
1.Сравнение дерева и кустарника.
Цель: формировать представления о том, что дерево и кустарник-это растения, у них общие признаки (корень, стебель, лист), но есть различия ( у дерева 1 стебель-ствол, а у кустарника много стеблей).
Проектная деятельность "Путешествие по временам года. Весна"
1. 1.Беседа о весне. Рассматривание иллюстраций о небезопасных играх на льду и других опасностях, подстерегающих нас весной.
Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о весне, , учить быть внимательными и осторожными на прогулках.
2.Путешествие в весенний лес.
Цель: формировать представления детей о весенних изменениях в природе, показать связь изменений в неживой природе с изменением жизни растений и животных.
3. Кто живет рядом с нами .Лошадь и жеребенок.
Цель: учить узнавать на картине лошадь, отличать от других домашних животных; учить находить, показывать и называть части тела, сравнивать лошадь с жеребенком.
4. Осторожно ! На улице кошка и собака.
Цель: Закреплять знания о том , сто на улице нельзя подходить к бродячим животным и тем более опасно их трогать.
1. рисование дерева. (кисточка. гуашь)
2. «Весенние листочки» Наклеивание готовых форм.
3. Нарисуем для лошадок лужок. (кисточкой и тычком)
4. «Желтые одуванчики» (рисование тычком)
май
1.Шестиногие малыши.
Цель: познакомить детей с представителями живой природы - насекомыми, учить устанавливать отличия между бабочкой и жуком; воспитывать доброе отношение к насекомым.
2.Сравнение одуванчика и тюльпана
Цель: учить различать и называть первоцветы, развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана; пользоваться моделями, закреплять умение правильно называть основные части растения.
3.Итоговое занятие по проектной деятельности. : Безопасная весна.
Цель: Уточнить и закрепить представления о весне и весенних изменения в природе,
о бережном отношении к живой и неживой природе
безопасном поведении на прогулках
Участие в творческой выставке "Цветущая весна"
Прогулки по экологической тропе.
4. Диагностика.
1. Посадим божью коровку на листочек. (наклеивание готовых форм).
Красивый тюльпанчик (наклеивание готовых форм)
Закрывалось солнце тучкою (рисование «печать по трафарету»)
2. Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе
Задачи:
- расширять представления о растительном и животном мире; в том числе и о природе Смоленщины.
- уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
- воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
- учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, листьям, цветам, плодам и называть 5-6 деревьев, 2-3 кустарника,5 травянистых растений
(лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 комнатных растения;
- учить различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и
их детенышей; уточнять представление детей об их повадках, условиях жизни;
- учить различать и называть 5-6 видов птиц, 8-10 насекомых, 5-6 видов рыб и земноводных.
- дать первоначальные представления о жизни и повадках экзотических животных.
Творческие задачи
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям в нашей жизни.
- Упражнять детей в применении нетрадиционных методов рисования (пальчиком, тампоном, ватной палочкой, тычком, трафаретом и т. д.).
развитие творческих способностей детей.
месяц
Тема НОД по экологии, цель .
Развитие детского художественного творчества.
сентябрь
1. Наблюдения: Растут ли цветы на нашем участке,
Цель: Уточнять представление детей о том, что на участке детского сада растут не только деревья, но и цветы..
2. К ребятам приходит Айболит
Цель: Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания
3. Что растет в лесу
Цель: Дать детям первоначальные представления о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы..
4. Зелёная аптека
Цель: Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям
Творческие задания
2. Лепка "Овощи для магазина"
Аппликация "Поспели яблоки в саду"
Игра "Дорисуй овощ"
3. Рисование «Разноцветные листочки»
Игра «Дорисуй листочек»,
Рисование «Падают, падают листья»
4. Рисование тычком по темно – зеленому фону «Ромашковое поле» по заранее нанесенному контуру»
Игра на развитие воображения «На что похоже»
октябрь
1. В гости к царице Осени
Цель: Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.
2. Тайны грибного царства
Цель: Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (груздь, опенок, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
3. Чудо- ягодка
Цель: Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)
4. Воздух
Цель: Учить выявлять свойства воздуха; учить сравнивать свойства воды и воздуха. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
1. Рисование «Дождь за окном», «Деревья с разноцветными листьями»
Лепка «Как ёж готовится к зиме»
Аппликация «Падают, падают листья»
2. Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"-
Рисование «Грибок и травка» (рисование пальчиком или ватной палочкой)
3.Рисование «Рябиновая кисть» - оттиск поролоном
Лепка «Щедрые дары осени» - соленое тесто
Творческое задание: Рисование по мокрой бумаге «И поплыли по небу облака»
4. Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет). Надувание мыльных пузырей;
Цель: Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
2. Подводное царство
Цель: Учить выделять и называть части тела рыб, повадки.. Воспитывать интерес к рыбкам.
3. Проектная деятельность. Кому нужна вода?
Цель: Уточнить представления о том , что вода очень нужна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные и человек. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
4.Волшебница - вода
Цель: Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды, с различным её состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
1. Рисование «Астры в вазе» (рисование тычком)
«Подсолнух» (рисование тычком)
2. «Рыбки в аквариуме» - рисование кисточкой по мокрой бумаге.
Лепка «Рыбка» – соленое тесто
Аппликация «Аквариум» (коллективная)
3. Изготовление цветных льдинок. Опыты с водой: Взаимодействие воды и снега
Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
4. «Мокрые рисунки»
Аппликация "Курочка Ряба"
рисование "Золотое яичко: (акварель +рисунок белым восковым мелком)
декабрь
1. В гостях у курочки Рябы
Цель: Познакомить детей с коровой , свиньёй, козой. как домашними животными, формировать представления о том , чем животных кормят, как за ними ухаживают.
2 Кто живет в лесу?
Цель: Расширять представления о лесе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
3. Белый снег, пушистый
Цель: Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение.
4. Наблюдения Как узнать ель? Какая ель? Сравним живую и игрушечную ель.
Цель: Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья на участке, уточнять представления детей о строении дерева.
1.Дидактические игры: «Назови детёнышей», «Кто, где живёт»
«Гусь» (рисование тычком)
Аппликация «Идет бычок качается»
2. Лепка "Мишка – медведь»"
Рисование «Поможем зайцу найти друзей» (тычком)
Аппликация «Заюшка»
3. Опыты со снегом и льдом: «Нужен ли зимой растениям снег?» «Цветные льдинки»
3. Рисование «Снежинки»
Аппликация «Веселый снеговик»
4. Коллективное изготовление альбома "Ёлочка"
январь
1. В гостях у птиц.
Цель: Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
2. Зимушка-зима
Цель: Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
3. Песок, глина, камень, почва
Цель: Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.
4. В гостях у курочки Рябы.(Знакомство с птичьим двором).
Цель: уточнить представление детей о домашней птице: курах, утках, гусях
(как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются)
1.Рисование «Снегирь и синичка на кормушке» (тычком)
Аппликация «Вот на ветках птички: снегири, синички»
2. Аппликация «Деревья зимой»
Комплексное занятие «Как зимуют дикие звери»
3. Опыт с песком, глиной. Рассмотреть песок, глину (сравнить)
4. Творческое задание: «Мокрые рисунки»
Рисование «Морозные узоры» или «Веселый зимний городок» (штампики)
февраль
1. В гостях у курочки Рябы
Цель: Закрепить у детей представления об уже известных домашних животных(корове, козе, свинье), познакомить с новыми - овцой, лошадью. Развивать воображение, умение сравнивать.
2. Путешествие в царство комнатных растений
Цель: Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
3. Стекло и металл
Цель: Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость).
4. Путешествие по зимнему лесу.
Цель: Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистичные представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время года.
1. Аппликация из салфеток "Забавные барашки"
2.«Цветы на подоконнике». Аппликация.
3.Дидактическая игра «Из чего сделан предмет»
Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов
«Домик для Дюймовочки» - рисование.
"Зима в лесу"
(Рисование по замыслу)
март
1. Весна в лесу
Цель: Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
2. Цветущая весна
Цель: Продолжать расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
3. Береги живое!
Цель: Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе.
4. Комплексное занятие "Айболит в гостях у детей"
Цель: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни.
1.Рисование: «Волшебница весна»
Аппликация «Солнышко – лучистое»
2. «Грачи прилетели» (рисование тычком)
«Расцвели одуванчики»
Аппликация: «Ландыш – нежный цветок»
Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
апрель
1. Насекомые - наши помощники
Цель: Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
2.Экскурсия в плодовый сад в период цветения
Цель: Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства.
3. Д/игра Посещение зоопарка.
Цель: Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьяне и т. д. Дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу.
4. Земля - мой дом
Цель:Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов .
5. Досуг ко Дню Земли.
1. Рисование "Божья коровка"
Лепка "Зелёная гусеница"
2. Рисование «Яблоня в цвету»
3. Рисуем животных - создаем книгу по мотивам рассказов Е Чарушина.
4. Рисование «Звёздное небо»
май
1. Путешествие по экологической тропе
Цель: Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее.
2. Человек - живой организм
Цель: Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека.
3. Знакомимся с деревянными игрушками
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами , изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушке
1. «Расцвели одуванчики»
2. Дидактическая игра «Понюхай и отгадай» «Звуки»
Творческое занятие «Девочка чумазая» (рисование восковым мелком и акварелью)
3. «Мозаика из бумаги», « Бусы из соленого теста», «Красивая елка»
3. План работы по экологическому воспитанию дошкольниковв старшей группе
Задачи: 1. Приобщать детей к наблюдению за природой, окружающей действительностью, развитие познавательной активности.
2. Знакомить с новыми природными объектами, развивать внимательность, наблюдательность, смекалку, учить устанавливать причинно – следственные связи, размышлять формулировать выводы, отстаивать свое мнение.
3.Воспитывать интерес к окружающему миру и любовь к природе, расширять кругозор.
Творческие задачи
1.Формировать умение изображать предметы ближайшего окружения, используя приемы нетрадиционного рисования (пластилинография, тычок, соленое тесто и др.);
2.. Развивать творческую активность и эстетические чувства.
месяц
Тема НОД по экологии, цель .
Формы работы по развитию детского художественного творчества.
сентябрь
Знакомство с творчеством В. Бианки.
Цель. знакомить детей с творчеством В. Бианки; заинтересовать ребят жизнью животных.в осенний период
1. «Синичкин календарь. Сентябрь».
2. Чтение рассказа «Хвосты», драматизация беседа. Выставка книг В. Бианки.
3. Прогулка по экологической тропе.
Д\игра «Чьи это детки»
"К дереву беги"
Конкурс рисунков по рассказу «Хвосты»
Рисование – печатание листьями «Осенний ковер».
Творческое задание «Ветка рябины» (аппликация или рисование по выбору)
Октябрь
Проектная деятельность "Птицы - наши друзья" Цель: Познакомить ребят с птицами, рассказать о том, как птицы строят гнезда.
Обучать детей понимать происходящие в природе процессы.
1. «Синичкин календарь. Октябрь». Чтение и беседа по рассказу В. Бианки «Лесные домишки»; чтение и беседа по рассказу «Мастера без топора»;
2. Наблюдения на экологической тропе: за грачами и их гнездами. Сравнение грача и вороны.
3. Д\игра «С какого дерева листок» «Узнай дерево» « К дереву беги»
Выполнение аппликации из осенних листьев «Птичка».
Творческое занятие «Веселая сова и грустный ворон», «Птицы под нашими окнами»
Ноябрь
Какие бывают носы у птиц
Цель: Знакомство со строением птиц, учить наблюдательности, сравнению.
Познакомить ребят с сезонными изменениями в природе.
1. В. Бианки «Чей нос лучше?»
«Синичкин календарь. Ноябрь». Чтение и беседа о строении птичьих клювов;
Д/и «Чей это нос?»
2. Экскурсия в парк: наблюдение за перелетными птицами.
3. НОД "Птицы - друзья леса"
4. Экологический досуг "Птичьи разговоры"
Конкурс рисунков «Какие разные носы?»
Изготовление птичьих кормушек.
декабрь
Тема: С кем дружат деревья.
Цель: Продолжать знакомить с жизнью животных и различными законами природы
Научить детей помогать птицам зимой. Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому.
Рассказать о тех птицах, которые прилетают к нам зимой.
1. Чтение сказки В. Бианки «Теремок»
«Синичкин календарь. Декабрь»
2. Чтение, беседа, инсценирование по сказке «Теремок»
3. Экскурсия в зимний парк. Выделение характерных признаков зимы.
Рисование животных по трафаретам «Кто дружит с дубом»».
Продолжаем создавать книгу «Синичкин календарь»
Аппликация «Синичка Зинька».
январь
По законам природы.
Цель: Учить детей слушать чтение книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа.
Дать представление о зимующих птицах.
1. Чтение
«Синичкин календарь. Январь»
2. Экскурсия по экологической тропе
3. Наблюдения за елью. Сравнение ели и сосны.
Лепка зимующих птиц из пластилина «Снегири и синицы»
1. Рассказ В.Бианки «Оранжевое горлышко». Чтение и беседа по рассказу
2. просмотр мультфильма.
«Синичкин календарь. Февраль».
3. Экскурсия по экологической тропе: наблюдения за птицами и их подкормка.
4. Наблюдения за тающим снегом . Опыты со снегом.
5. Наблюдения за веточками вербы
Рисование ладошкой «Такие разные птицы»
Тематическое развлечение «Праздник птиц».
Рисование птиц гуашевыми красками (ворона, снегири,)
Аппликация «В лесу»
март
О правилах поведения в природе.
Цель. Учить детей жалеть, не обижать птиц, не разорять птичьи гнезда.
Знакомство с сезонными изменениями в природе и в жизни птиц.
1. Чтение и беседа по рассказу В. Бианки
«Синичкин календарь. Март».
2. Наблюдение за прилетом птиц, строительством гнезд.
Наблюдения в
природе: за тающим снегом
3. Опыты с водой
4. Наблюдения за веточками вербы. .
Рисование и + аппликация
Или лепка из соленого теста. «Весенние хлопоты».
апрель
Охрана природы.
Цель: Воспитывать чувство любви и сострадания ко всему живому.
Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к природе.
1. Рассказ В. Бианки «Мышонок Пик».
Чтение отрывка из повести «Синичкин календарь. Апрель».
2. Прогулка в парк: наблюдения за мать – и мачехой, за одуванчиками
3. Наблюдения за веточками вербы
Начинаем создавать книгу по сказке «Мышонок Пик».
Рисование иллюстраций к произведению «Мышонок Пик». (по трафаретам)
Рисование на темы «Веточка вербы», «Весеннее дерево».
май
Охрана природы.
Цель : Закрепить в детях чувство сострадания, желание помочь, не обижать птиц.
Развивать наблюдательность, умение слышать и различать голоса птиц.
1. Чтение и беседа по «Синичкин календарь. Май».
2. Прогулка в весенний парк,
3. Прогулка по экологической тропе. к цветущим яблоням, в березовую рощу, к гнездовью птиц, к скворечнику, к клумбам
Рисование. «Весенние цветы».
Творческое занятие «Яблони в цвету», (рисование тычком); «Березовая роща» (рисование мелком и акварелью)
Объемная аппликация из салфеток «Ландыш»
Оформление и рассматривание книги «Синичкин календарь»
4. План работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе.
Задачи: 1. Приобщать детей к наблюдению за природой, окружающей действительностью, развитие познавательной активности.
2. Знакомить с новыми природными объектами, развивать внимательность, наблюдательность, смекалку, учить устанавливать причинно – следственные связи, размышлять формулировать выводы, отстаивать свое мнение.
3.Воспитывать интерес к окружающему миру и любовь к природе, расширять кругозор.
Творческие задачи
1.Формировать умение изображать предметы ближайшего окружения, используя приемы нетрадиционного рисования (пластилинография, использование ниток, крупы и др. доступные и простые в применении);
2.Развивать умение изображать красоту окружающей природы через использование многоплановой композиции.
3. Развивать творческую активность и эстетические чувства.
месяц
Тема НОД по экологии.Цели.
Формы работы по развитию детского художественного творчества.
сентябрь
Деревья на экологической тропе.
Цель: Знакомить с деревьями разных видов, учить различать их по листьям, плодам, стволам. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
1. Прогулка в березовую рощу.
Наблюдение за яблонями и яблоками».
2. Целевая прогулка к лиственным деревьям.
П\ игра «К дереву беги». Дидактическая игра «Какого дерева детка».
3. Викторина «Лучший знаток деревьев».
4. НОД "Земля - наш общий дом"
5. НОД «Планета Земля в опасности!»
Рисование +
аппликация «Осенние деревья»
Рисование – печать листьями «Королева – осень»,
« Осенний пейзаж»,
«Ветка рябины»
октябрь
Живая и неживая природа
Цель: Воспитывать наблюдательность, внимательность, доброжелательное и бережное отношение к природе.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость и чувство радости от общения с окружающим миром
1. Наблюдения за изменениями в неживой и живой природе.
П\игра « Живое – неживое».
2. НОД . «Почему белые медведи не живут в лесу»
3. «Слепые землекопы»
4. Итоговое путешествие по экологической тропе
« Разведка осенних примет»
Рисование «Лес, точно терем расписной»; «Грибы»;
Лепка из соленого теста
« Вазочка для осенних цветов», «Перелетные птицы».
ноябрь
Как природа готовится к зиме.
Цель: Продолжать учить наблюдать и искать различные изменения в живой и неживой природе; уточнять представления о сезонных изменениях в природе, обратить внимание на то, как природа готовится к зиме.
Воспитывать чувство взаимопомощи и желание помочь ближнему. Учить свои наблюдения передавать в творческих работах.
1. Прогулка к остановке «Лиственные деревья».
Дидактическая игра «Угадай дерево».
Беседа о подготовке деревьев к зиме.
Поиск на тропе объектов живой и неживой природы.
Подвижная игра «Живое – неживое».
Наблюдения на остановке «Птичий город» за оставшимися птицами.
2. Подготовка кормушек к зимней подкормке птиц.
3. НОД «Беседа об осени»
4. НОД "Значение воздуха в жизни человека"
Рисование на тему «Кто дружит с дубом?» (трафарет +манная крупа).
Рисование животных приёмом оттиска геометрических фигур.
«Страна Геометрика»
декабрь
Деревья зимой
Цель: Наблюдая за погодой, обращать внимание на красоту различных зимних явлений природы.
Уточнить характерные особенности хвойных деревьев, учить различать елку и сосну, лиственницу. Продолжать учить любоваться природой и замечать, что деревья красивы в любое время года и отражать это в своих рисунках.
Подготовка и проведение развлечения«Праздник птиц».
Рисование ладошкой
«Волшебные птицы»;
«Мы столовую открыли»,
Лепка «Зимняя сказка»;
март
Какая бывает вода?
Цель: Обращать внимание детей на появление весенних явлений в природе, уточнять и расширять представление о том, в каком состоянии бывает вода в природе, какую роль играет вода в жизни растений. Расширять представления детей о жизни живой и неживой природы в весеннее время.
1. Работа на экологической тропе. Поиск льда под снегом .Опыты: «Животворное свойство воды»; «Круговорот воды в природе»;
2. НОД "Кто живет в воде"
3. Экологический досуг «День воды».
4. НОД «Сравнение домашних и диких животных»
5. НОД «Кто главный в лесу?»
Рисование капели и передача настроения ритмичными мазками;
Рисование природоохранительных знаков.
Рисование «Отражение дерева в воде».
апрель
Проектная деятельность «Весна, весна на улице».
Цель: Продолжать эпизодические наблюдения за тем, какие изменения происходят весной в природе, как оживает мир растений, мир насекомых, как птицы строят гнезда,
Воспитывать интерес к природе, умение видеть её красоту, желание сохранять все живое. Продолжать развивать творческое воображение. Учить создавать выразительный образ весенней природы.
1. Прогулка к «Птичьему городу». ( гнезда грачей)
2. Наблюдения: за мать – и – мачехой, за первыми насекомыми, за ручейками.
3. Беседа «Безопасность на льду»;
4.. НОД «Лес в жизни человека»
5. НОД «Морские коровы и Красная книга»
6. Подготовка и проведение праздника «День Земли».
Оформление альбома "Красная Книга Смоленщины"
« Веточка вербы»,
« Кто живет в траве».
Аппликация «Божьи коровки на лугу»
Рисование «Животные красной Книги» (трафареты)
Рисование «Грачи прилетели», «Весенние приметы»,
лепка «Птицы прилетели»,
аппликация из мятой бумаги «Красивая птичка».
май
«Цветущий май».
Цель: Продолжать уточнять и расширять представления о том, как в природе оживает жизнь в весеннее время.
Продолжать воспитывать интерес к природе, умение видеть её красоту. Желание сохранять все живое и умение передавать свои наблюдения в рисунках и других творческих работах.
1. Целевые прогулки по экологической тропе к остановкам«Яблоневый сад», «Зеленая аптека»,«Клумба»,
2. Наблюдения за цветущими одуванчиками,
яблонями, ландышами.
3 . Экскурсия к березовой роще «Апрель с водой – май с травой»;
4 . Познавательное занятие «Как человек охраняет природу»
5. НОД «Птичий город на деревьях»
6. Экскурсия по городу «Мой родной край: заповедные места и памятники природы»
Рисование тычком «Березовая роща»,
« Яблони в цвету» - оттиск печатками. «Ветки в вазе»,
«Цветет весна».
Аппликация «Весенние цветы»,
« Кто живет в траве».
Приложение №1
Критерии оценки знаний детей по экологическому воспитанию.
Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы
1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)
2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.
3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)
4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.
5. Чем подкармливают птичек зимой?
6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву
8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья
9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)
10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)
11. Покажи стебель, лист, цветок.
12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)
13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)
14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года
Критерии оценки знаний детей по экологическому воспитанию.
Диагностика экологических знаний детей средней группы
1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
2. Какие животные домашние, какие дикие, назови.
3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?
4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)
5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?
6. Назови и покажи домашних птиц.
7. Расскажи, как выросла птичка?
8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме.
9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке.
10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)
11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.
12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)
13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)
14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)
15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4)
16. Определи, какие растения надо полить?
17. Что нужно, чтобы растение росло?
18. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:15 – 22 баллов низкий уровень
23 – 35 средний уровень
36 – 45 высокий уровень
Диагностика экологических знаний детей старшей группы.
1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких).
2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5).
3. Назови признаки, отличающие птиц от животных.
4. Назови зимующих птиц (3-4).
5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида).
6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?
8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида).
9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)
10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)
11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?
12. Назови и покажи части растений.
13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)
14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?
15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни.
16. Д/И «Что где растёт?» Предложить детям «посадить» растения (классификация: растения цветника, луга, поля)
17. Д/И «Каждому свой домик» ( классификация животных: насекомые; рыбы; птицы – дикие, домашние; звери – дикие, домашние )
18. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.
20. Назвать растения и животных Красной Книги.
21.Рассказать о правилах поведения в природе по картинкам.
Критерии оценки ответов:1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов: 19 - 26 баллов низкий уровень
27 – 42 средний уровень
43 -57 высокий уровень
Диагностика экологических знаний детей в подготовительной группе.
1. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)
2. Какие условия необходимы для комнатных растений?
3. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов).
4. Дидактическая игра «Чьи плоды?»
Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна). Картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка).
Задание1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.
Вопросы:
-Назови, какие деревья ты узнал.
-Найди на картинках плод каждого дерева.
5. Д/ упражнение «Этажи леса»
Задание: - Назови очень высокие деревья в лесу; деревья средней высоты; низкие деревья; кустарники; низкие растения леса.
- Какие деревья называют лиственными, а какие хвойными?
- Назови лекарственные растения (2-3 вида).
- Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов).
6. А каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов).
7. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.
8. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?
9. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка).
10. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные).
11.Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила).
12. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками ( лесные растения помещены в воду и т.д.) расскажи, что напутал художник?
13. Д/И. «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери, птицы, животные травоядные и хищные, земноводные).
14. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
15. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних)
16. Назови и покажи птиц на картинке (более 8)
17. Д/И «Каждому свой домик» (животные Севера, жарких стран, средней полосы)
18. Беседа о воде, воздухе и почве. Материал: фотографии с изображением различных водоемов; картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов), необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха и др.).
Задание:- Где в природе есть вода?
- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?
- Как воду сделать чистой?
- Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вода?
- Какие свойства воды ты знаешь? (прозрачная, принимает любую форму, растворяет вещества, может быть жидкой, твердой, паром)
- Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым? Почему нужно бороться за чистоту воздуха?
- Как ты думаешь, что такое почва? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам?
19. Беседа об охране животных и растений
Материал: Красная книга.
Задание:- Почему нужно охранять диких животных и растения?
- Как называется место, предназначенное для охраны животных? (заповедник)
- Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)
20. Дидактическое упражнение «Что бывает, если…?» - выявление знаний детей о связях между явлениями природы.
Задание:- Что бывает осенью, если сильно подует ветер? (усилится листопад, принесет грозовые тучи)
- Что бывает с травой, насекомыми и птицами, когда наступают холода? (с наступлением холодов увядает и желтеет трава, исчезают бабочки и жуки, улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми).
Критерии оценки:
4 балла - ребенок имеет представление о заповедниках и Красной книге, может объяснить, для чего нужно охранять животных и растения.
3 балла - ребенок имеет представление о заповедниках и Красной книге, может объяснить, для чего нужно охранять животных и растения с небольшой помощью взрослого.
2 балла – имеет представление о Красной книге.
1 балл – не может ответить на вопросы.
21. Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»
Материал: природоохранные знаки.
Задание:- Рассмотри природоохранные знаки правил поведения в лесу и расскажи, что обозначает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти правила?
- Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?
- Что будет, если исчезнут все цветы (деревья, птицы)?
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
17 – 24 – низкий уровень
25 – 39 – средний уровень
40 - 51 – высокий уровень
Приложение №2. Формы работы с родителями по эколого - эстетическому воспитанию
Памятки Консультации
Родительские собрания, всеобучи, круглые столы
Совместные праздники
Акции
Совместные выставки творческих работ.
Младшие группы
1.Памятки для родителей 1."Памятка по проведению наблюдений за природой"
2."Три основных способа познания окружающего мира"
3."Изобразительная деятельность дошкольников"
4 "Как помочь птицам зимой.
2. Консультации
"Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной"
"Развитие творческих способностей детей", "О пользе художественного творчества"
3. Рекомендации родителям "Оздоровление воздуха с помощью растений", "Животные в доме", "Нужны ли экологические игры в семье"
Родительское собрание
"Общаемся с природой по правилам"
"Экология жилища",
Круглый стол
"В рисунках отражается внутренний мир ребенка"
"Азбука поведения в природе"
Педагогическая гостиная
"Здоровое питание в каждый дом"
"Экология души"
Акции
"Помоги пернатым друзьям",
"Посади дерево"
Выставки
"Осень рыжая подружка",
"Природа и фантазия" "Скоро скоро Новый год"
"Зимушка - зима"
Старшие группы
1.Памятки для родителей"Приобщаем детей к миру прекрасного",
"Бережем электроэнергию - бережем рубли и природу" "берегите воду!
Помните, что вода - это жизнь", "Если хочешь быть здоров, зелень ешь каждый день
2. Консультации
"Нужны ли экологические игры в семье""Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей""Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях","Осторожно ядовитые грибы", "Экология и семья"
"Природа в рисунках детей
1.Родительское собрание "Воспитание культурой и красотой"