Цель: уточнение и обобщение представлений детей о перелетных птицах.
Задачи: расширить знания об особенностях жизни перелетных птиц ( прилет, добывание корма, выведение птенцов, забота о них), закрепить представления о роли человека в природоохранной деятельности; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.
Ход занятия
1.Слушание стихотворения «Весна»
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» -
Звенят пичужек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут -
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, зяблики, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки -
Их желторотые птенцы.
2. Беседа.
- Что понравилось в стихотворении?
- О каких птицах идет речь? К какому виду они относятся? (Перелетные.)
- Чем заняты птицы весной?
- Зачем птицам гнезда?
Воспитатель. Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут долго и терпеливо высиживать их, а потом из яиц вылупятся маленькие беспомощные птенцы. Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко-желтые клювы, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комарикам или гусеницей. Послушайте, как они жалобно пищат. (Аудио запись)
Пока родители летают в поисках корма, птенцов подстерегают опасности. Что может случиться с птичьим гнездом? Ответы детей.
Стихотворение «Гнездо»:
Нашла я гнездо лесное
Маленькой пестрой птички,
Свитое ранней весною,
В гнезде лежали яички.
Как же она испугалась,
Прикинулась птичка больною,
Крыло волочила, металась
В густой траве предо мною,
Давалась мне прямо в руки,
Меня от гнезда уводила.
И сколько в ней было муки,
И сколько в ней было силы!
- Почему птичка так себя вела? Дети высказывают свое мнение.
- Как нужно вести себя в лесу, если увидите птичье гнездо?
3. Рассматривание плаката «Птичьи гнезда».
_ Из чего птички мастерят свои гнезда? (из травы, глины, веток, камней, делают норы на склонах оврагов и т. д) Какая птица не строит гнезда? (Кукушка ). А какой птице нужна помощь человека в постройке домика для птенцов? (Скворцу)
- Отгадайте загадку.
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.
(Скворечник.)
(Рассматривают скворечник, который будет размещен в саду на территории детского сада.)
Игра «Где чей домик».
Дети берут домики-гнезда, в которые им необходимо расселить птиц, рассказывают, кого, куда и почему поселили (дятел выдалбливает большим клювом дупло, трясогузки вьют гнезда из прутиков и травинок в кустах, у сороки гнездо большое и удобное, внутри из глины и устланное шерстью и пухом, ласточки лепят гнезда из глины, скворцы живут в деревянных домиках, журавли и утки устраивают гнезда на земле возле воды, в зарослях, а кукушка вообще не вьет гнезда).
Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и увидели птичье гнездо, как вы себя будете вести?
Птицы - наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. А друзей нужно беречь и защищать!
4. Творческая работа.
Дети рисуют запрещающие экологические знаки «Берегите птиц!» (не бегать, не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов, не брать с собой собаку ; слушать пение птиц, любоваться красотой весеннего леса, развешивать домики в садах и парках).
5.Наблюдение на прогулке за прилетом и поведением птиц.