Тема: «Пернатые обитатели леса ».
Цели: 1. Познакомить детей с лесными птицами, с голосами птиц, с особенностями их поведения местами обитания.
2. Развитие познавательного интереса к птицам.
3. Воспитание бережного отношения к птицам и ответственности за все живое.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакат с изображением этажей леса, демонстрационный материал с изображением птиц, презентация.
Ход урока:
I.Орг. момент.
Звучит музыка с птичьими голосами.
- Ребята, я приглашаю вас в лес на экскурсию. (Слайд 1)
Пришла весна. Лес наполнился голосами птиц. Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! ( Слайд 2) Вот бы и нам посмотреть на него сверху! Попробуем взлететь.
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем!
Что мы стоим?
Взмахните руками! Сильнее! Машем! Машем! Не получилось?
- Не вышло? Почему, ведь мы так старались! (ответы)
Мы – люди. Люди не летают, как птицы. Садитесь.
II. Сообщение темы и цели урока.
У. Люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали на них перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных средств позволило человеку осуществить мечту о полете.
Ребята, вы видели птиц? Где?
Выслушиваются ответы детей.
– Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока: «Пернатые обитатели леса».
III. Объяснение нового материала.
Птицы привлекают нас причудливым оперением, полетом, пением и, конечно загадочным образом жизни.
- Каждый из вас имеет свой дом, квартиру. Вы знаете, что лес тоже многоэтажный дом.
Давайте мы заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.
1. Жители первых этажей.
На первом этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой.
Посмотрите на эту красивую крупную птицу – это глухарь.
Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.
Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, порой на самых заметных местах.
А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – козодой.
У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.
2. Жители второго этажа: дятел, сова.
Теперь мы поднимемся выше и посмотрим, кто живет на втором этаже леса.
Лесной доктор – дятел.
Голос, который вы слышали дятла. Но правильнее будет сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». В народе считают, стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые – вредители и лес будет жить.
Отгадайте что за птица?
Какая птица умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать как крыса?
Конечно же, это сова.
Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок. Это, кто? Правильно – мыши. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.
3. А третий этаж леса находится высоко. Заглянем туда? Для этого нам нужно взлететь. Поднимаемся.
Физминутка.
Физкультминутка выполняется под запись звуков птичьих голосов (08).
Давайте мы с вами руками помашем
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем – что мы стоим?!
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Садимся. Молодцы!
4. Инсценирование.
Влетает девочка изображающая сороку.
- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, вы узнали мой прекрасный голосок. Я сорока - белобока.
У. Здравствуй, сорока! Мы рады встрече с тобой. Раз уж мы встретились, расскажи нам, где твоя квартира.
Сорока: О, у меня очень большая квартира. Она построена из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Квартира моя находится высоко от земли в кроне дерева. Обычно я строю несколько квартир, а потом выбираю одну, в которой живу. Полакомиться я люблю насекомыми, гусеницами, мелкими животными, а также люблю различные ягоды и фрукты.
Ой, а еще мне нравятся всякие блестящие штучки.
У: Знаем, знаем. У тебя есть привычка красть эти блестящие штучки и прятать.
Сорока: Ну, что поделаешь. Зато про меня и стихи, и сказки сочинили.
У. Ребята, а ведь действительно есть литературные произведения про сороку – белобоку.
Стихотворение об этой лесной щебетунье есть у нас в учебнике. (с.80)
Прочитайте стихотворение шепотом. Кто из вас хочет прочитать стихотворение вслух.
(слушаем 3-4 человека) А ты слушай внимательно.
Сорока: Ой, хорошо у вас ребята. Только я очень спешу, гнездышко строить. (Улетела)
5. Жители верхних этажей.
Выше всех, строят свои гнезда крупные хищные птицы: канюк и ястреб.
Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закругленными крыльями. Преследуя добычу, ястреб…
Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов. Эту птицу можно встретить и нам по берегам реки Иловли.
Это иволга.
Ее голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай, - будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно, но и неприятные звуки издает та же птица. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой.
На все лады звучат птичьи голоса. От зари до зари хлопочет пернатое население. В трудах и заботах проходит их день. И каждый живет на том этаже, где ему предназначено самой природой. Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.
(И. Мазин)
IV. Закрепление. Игра « Узнай по силуэту».
Работа в парах, проверка, награждение победителей.
V. Это интересно.
Многим птицам поставлены памятники в разных странах. Птицы являются символами многих наших городов. Посмотрите, кого можно встретить на наших улицах.
VI. Итог урока.
- Перечислите, какие жители леса нам повстречались во время экскурсии?
VII. Домашнее задание: подготовить пересказ (с. 76-78), или рассказ о любой птице, которая тебе нравится.