«Новые формы работы с родителями в свете духовного взаимодействия ребенка с взрослыми членами семьи»
«Новые формы работы с родителями в свете духовного взаимодействия ребенка с взрослыми членами семьи»
Сегодня все педагоги дошкольных учреждений признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Вовлечение семей в дошкольное образование имеет очевидную пользу как для детей и педагогов, так и для родителей. Научить родителей понимать и принимать своих детей такими, какие они есть, - важнейшая задача ДОУ, развивать в своих детях лучшие их качества.
Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей родителей, уровня их психолого-педагогической культуры, без изучения детских отношений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы в отечественной науке всё большее значение придаётся приоритету семьи в воспитании ребенка. В Законе РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия сказано, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет.
Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Новые формы работы с родителями в свете духовного взаимодействия ребенка с взрослыми членами семьи» »
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Новые формы работы с родителями в свете духовного взаимодействия ребенка с взрослыми членами семьи»
Воспитатель Манюшкина Ольга Евгеньевна
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А.Сухомлинский)
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
Тип проекта: групповой По продолжительности: долгосрочныйПо содержанию:По характеру контактов: в рамках группыСрок реализации: сентябрь 2009 – май 2014
1.Обоснование необходимости проекта
Актуальность проблемы: Сегодня все педагоги дошкольных учреждений признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Вовлечение семей в дошкольное образование имеет очевидную пользу как для детей и педагогов, так и для родителей. Научить родителей понимать и принимать своих детей такими, какие они есть, - важнейшая задача ДОУ, развивать в своих детях лучшие их качества.
Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей родителей, уровня их психолого-педагогической культуры, без изучения детских отношений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы в отечественной науке всё большее значение придаётся приоритету семьи в воспитании ребенка. В Законе РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия сказано, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет.
Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
Проблемный вопрос: Детский сад провел опрос родителей в форме анкеты по вопросу "Сколько времени родители уделяют своим детям в плане игр и занятий, в плане воспитания." Результаты плачевные: больше часа - 66%, от 30 мин до 1 часа - 14 %, от 15 мин до 30 мин - 5%, от 5 мин до 15 мин - 15% . В опросе участвовали мамы и папы. Полчаса на воспитание - проблемный вопрос. Дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей. Причина этого явления: - чрезмерная занятость родителей; - трудная материальная жизнь; - засилье телевизионных программ и новых компьютерных игр, интернет; - нет общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи; - неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых; - переживания ребенка редко волнуют родителей, особенно в неблагополучных семьях.
2. Цель проекта:
Подбор и апробация новых форм взаимодействия с родителями воспитанников для эффективного и эмоционального сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ, как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта:
Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.
Реализовать разработанный план в образовательной практике ДОУ:
- вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия.
- обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.
Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.
3. Участники проекта:
Воспитатели группы, старший воспитатель, заведующая, музыкальный руководитель, медицинский работник, педагог – психолог, младшие воспитатели.
4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
4.1.Теоретическое обоснование проекта Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ, и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.
Для выполнения этой цели нужно освоить новые формы работы с семьей, которые помогут разрешить актуальную проблему дефицита эмоционального общения детей и родителей. Для преодоления старых стереотипов в работе с родителями целесообразно внедрять в практику Положения новой философии взаимодействия с семьей в основе, которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность семьи. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Традиционные формы работы ДОУ с семьей.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными: 1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации. 2. Общие и групповые собрания. 3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Типичные проблемы. Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.
В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родители испытывают стеснение из-за скромной обстановке квартиры.
- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко запрос идет от родителей.
- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.
- наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.
Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
4.2.Практическое обоснование проекта.
Этапы и механизмы реализации проекта.
I – АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ (сентябрь 2009)
Определение нетрадиционных форм работы с семьей
Ежегодное планирование этапов работы по новым формам взаимодействия с семьей.
Тестовая работа, анализ, обработка материалов по данному проекту.
Выводы.
Методы и приемы: планирование, анализ, сравнение,
прогнозирование, анкетирование
Тестовые задания на определение педагогической грамотности.
II – ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ) Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:-открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.Функции работы ДОУ с семьей.- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.- Психолого-педагогическое просвещение родителей.- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.- Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка.Для лучшей воспитателем, методистом организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями, между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
Методы и приемы: индивидуальная и подгрупповая работа с родителями,
использование игровых ситуаций, работа с подгруппами
родителей.
III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (январь-май 2014 г)
Анализ реализации проекта
Подведение итогов, определение перспективы развития проекта, презентация
Методы и приемы: диагностирование, анализ, сравнение, обобщение,
прогнозирование.
5. Рабочий план реализации проекта.
Предполагаемая дата проведения мероприятия
Место проведения мероприятия
Наименование мероприятия
Ответственный за выполнение
Информационно-аналитическое направление
Детский сад
Изучение литературы, регламентирующей выбор нетрадиционных форм и методов работы, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области сотрудничества с родителями. Совместное планирование деятельности и разработка мероприятий по реализации проекта.
Проведение анкетирования и опроса родителей.
Использование «почтовых ящиков» для возможности поделиться своими мыслями с воспитателями.
Манюшкина О.Е.,
педагог – психолог
Один раз в неделю, на протяжении всего проекта
Согласно годовому плану
Наглядно-информационное направление
Групповая комната
Детский сад
Раздевалка
Раздевалка
-Создание и выпуск газеты «Робинзон по пятницам»;
- Дни открытых дверей;
- Создание мобильного информационного стенда
«Все о нашей жизни»;
- Создание мини-библиотеки для родителей для педагогического просвещения
Манюшкина О.Е.
Манюшкина О.Е., заведующий
Манюшкина О.Е.
Манюшкина О.Е.
Согласно
годовому плану в соответствии с задачами детского сада.
Раз в квартал
Познавательное направление
Групповая комната, зал
Кабинет методиста
Кабинет методиста
-Нетрадиционные родительские собрания (педагогическая мастерская деловая игра, конкурсы и т.д.);
- Создание родительского клуба
- тренинги «Погода в доме», совместно с педагогом-психологом
- экскурсии
Манюшкина О.Е., педагог-психолог, старшая медицинская сестра
Старший воспитатель
Педагог-психолог
Родители, Манюшкина О.Е.
Март 2007г.
Май 2007г.
Декабрь 2008г.
Апрель 2009г.
Декабрь 2010г.
Апрель 2011г.
Досуговое направление
Групповая комната
зал
зал
групповая комната
зал
-Художественно-творческая деятельность в первой младшей группе (совместно с родителями) «Солнышко и Тучка»; - «Давайте поиграем»
- Семейный досуг «Самые родные» по произведениям В.Осеевой
- Спортивный досуг «День нескучного здоровья»
- «Снежный марафон добра»
- Досуг «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда хранит меня»
Манюшкина О.Е.
Манюшкина О.Е.
Манюшкина О.Е.
Манюшкина О.Е.
Манюшкина О.Е.
Манюшкина О.Е.
Март 2008г
Май 20010 г.
Март 2011г.
Май 2011г.
Ежеквартально, согласно годовому плану
Досуговое направление
зал
зал
зал
зал
групповая комната
-Утренник «Моя мама лучше всех»
- «Пусть будет на планете мир»
- «Подарки от Веснушки и Ромашки»
- Выпускной вечер «Двадцать две звезды»
Организация выставок поделок, рисунков
Манюшкина О.Е., музыкальный работник
Манюшкина О.Е., музыкальный работник
Манюшкина О.Е., музыкальный работник
Манюшкина О.Е., музыкальный работник
Манюшкина О.Е., старший воспитатель
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта
Краткосрочные:
Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.
При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
По результатам повторной диагностики в группе нет родителей – наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей – лидеров; до 67% выросло количество родителей – исполнителей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Долгосрочные
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, теперь обстановка иная.
7. Оценка эффективности реализации Проекта
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска. Риски: - Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей. - Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.
Предупреждение рисков: - Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным руководителем и др. - Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ. - Опора на помощь родительского комитета. - Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей
9. Дальнейшее развитие проекта
Предполагается дальнейшая более углубленная работа по данной теме, а также работа с привлечением других специалистов для всестороннего развития родителей.
Данный проект может быть использован в практике работы воспитателей детских садов и других специалистов, работающих с детьми.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}