НОД по развитию речи в подготовительной группе «Птицы»
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Птицы»
Ход занятия:
Воспитатель:ребята, вам нравится смотреть по телевизору телепередачи о природе, животных? А вы знаете, что над созданием передачи трудится много людей. Это операторы, журналисты, дикторы, звукооператоры, режиссеры и т. д
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
• Воспитывать культуру речевого общения, умение быть доброжелательным, корректным собеседником,
• Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
Воспитатель:ребята, вам нравится смотреть по телевизору телепередачи о природе, животных? А вы знаете, что над созданием передачи трудится много людей. Это операторы, журналисты, дикторы, звукооператоры, режиссеры и т. д. Они подбирают материал, снимают сюжеты, озвучивают, стараются сделать так, чтобы передача была интересной.
Давайте сегодня мы с вами попробуем стать журналистами и создадим свою передачу о птицах.
Для начала нам нужно подобрать интересную информацию для нашей передачи. Что мы с вами знаем о птицах? Чем птицы отличаются от других животных?
Воспитатель: скажите, а птицы отличаются друг от друга или они все одинаковые?
Воспитатель: Да, на земле птиц очень много и все они разные. Есть очень большие – размером с человека. Как называется самая большая птица?
(страус)
Воспитатель: А есть очень маленькие птички, размером с бабочку. Как называется самая маленькая птичка?
(колибри.)
Воспитатель: Есть птицы с красивым, ярким оперением. Какие это птицы?
(павлин, колибри, утка мандаринка, щегол.)
Воспитатель: А есть птицы с неяркой внешностью, зато умеющие красиво петь. Назовите их.
(жаворонок, соловей.)
Воспитатель: Ребята, а все птицы умеют летать?
(не летают страус, пингвин)
Воспитатель: Правильно, зато страус быстро бегает, а пингвин хорошо плавает. А чем птицы питаются?
(насекомыми, зернышками, семенами растений. Некоторые птицы питаются рыбой или мелким животными.)
Воспитатель: какие птицы питаются насекомыми (ласточки, стрижи, синицы, воробьи и др.)
- какие птицы питаются рыбой (цапля, пеликан и др.)
- какие птицы питаются мелкими животными (сова, сокол, ястреб и др.)
Что им помогает охотиться на мелких животных (хорошее зрение, острые когти на ногах, загнутый клюв)
Воспитатель: мы собрали интересные факты из жизни разных птиц. Для нашей передачи нам нужны фотографии. Представьте, что вы фотографы, которые должны заснять птиц нашей местности. Но делать это нужно аккуратно, не торопясь, чтобы не спугнуть птицу.
(Дети имитируют съемку фотоаппаратом, находят фото птиц и приносят на стол)
Скольких птиц вам удалось сфотографировать. А теперь давайте вспомним их названия.
Д\игра «Узнай птицу по описанию»
*** ***
Спинкою я зеленовата, Я в беретке ярко-красной,
Животиком желтовата, В черной курточке атласной?
Черненькая шапочка На людей я не гляжу,
И полоска шарфика. (Синица) Все стучу, стучу, стучу. (дятел)
***
Непоседа я пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут меня. (сорока)
*** ***
Черный, проворный,
Кричит:
-Крак!
Червякам враг! (грач)
***
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
***
Платье серое надела
И к кормушке подлетела.
Стала каркать: «Кар-кар-кар!
Что за птичий тут базар? (Ворона)
Теперь мы станем корреспондентами и возьмем интервью у птиц, которых мы часто видим на улице. А много ли мы о них знаем? Сейчас проверим.
Задание «Интервью» (один ребенок воробей, другой корреспондент)
Корреспондент: как тебя зовут?
Воробей: меня зовут воробей.
Корреспондент: ты улетаешь осенью в теплые края?
Воробей: нет, я зимующая птица.
Корреспондент: чем ты питаешься?
Воробей: я питаюсь мелкими насекомыми, зернышками, а зимой клюю в кормушках хлебные крошки.
Корреспондент: какого цвета твои перья?
Воробей: мои перья коричневые, на крыльях белые полоски, вокруг шейки белый ободок.
(один ребенок синица, другой корреспондент)
Корреспондент: как тебя зовут?
Синица: меня зовут синичка.
Корреспондент: ты улетаешь осенью в теплые края?
Синица: нет, я остаюсь зимовать здесь.
Корреспондент: чем ты питаешься зимой?
Синица: я клюю в кормушках хлебные крошки, зернышки, кусочки сала.
Корреспондент: какого цвета твои перья?
Синица: у меня желтая грудка, крылышки и головка черные.
Корреспондент: А почему тебя назвали синичкой?
Синица: потому, что я пою – синькаю.
Воспитатель: а сейчас ребята, давайте немного отдохнем и разомнемся.
Игра с мячом «Какая бывает птица?»
(Воспитатель бросает детям по очереди мяч, дети подбирают прилагательные: голодная, большая, шустрая и т. д.)
Воспитатель: У каждой птицы есть свое название. Но часто люди называют их по какой-нибудь отличительной черте. Например: у сороки белый бок, значит, она белобокая
у синицы желтая грудка – (желтогрудая)
у дятла длинный нос – (длинноносый)
у вороны черные крылья – (чернокрылая)
у сороки длинный хвост – (длиннохвостая)
у журавля длинные ноги – (длинноногий)
Воспитатель:Птицы отличаются не только внешним видом, но и повадками. Они по-разному передвигаются. Давайте мы с вами это покажем.
Гимнастика «Птичий базар»
Вот ворона важная шагает (Ходьба с высоким подниманием колен)
Лапы высоко поднимает.
Вот воробей скачет (Прыжки на двух ногах)
Крошки ищет.
Утка идет, (Туловище слегка наклонено вперед,
С лапки на лапку переваливается руки отведены назад)
Сорока затрещала, (все убегают на стулья)
Всех распугала.
Воспитатель: Мы собрали много информации для передачи, подготовили фотографии. Теперь нам нужно озвучить передачу. У разных птиц разные голоса. Давайте определим, кто как подает голос.
• Ворона (каркает)
• Воробей (чирикает)
• Журавль (курлычет)
• Кукушка (кукует)
• Синица (синькает)
• Сорока (стрекочет)
• Голубь (воркует)
• Утка (крякает)
• Сова (ухает)
Воспитатель: Ребята, а какие же заботы у наших птиц весной?
(нет, кукушка не вьет гнезд, она откладывает яйца в гнезда других птиц, которые их высиживают и выкармливают.)
Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши у разных птиц
- Игра «У кого кто?»
У грача – грачонок, много грачат.
У соловья – соловьёнок, много соловьят.
У аиста – аистёнок, много аистят.
У скворца – скворчонок, много скворчат.
У журавля – журавлёнок, много журавлят.
У чижа – чижонок, много чижат.
У лебедя – лебедёнок, много лебедят.
У утки – утёнок, много утят.
У дрозда – дроздёнок, много дроздят.
У совы – совенок, много совят.
Воспитатель: Мы закончили подготовку нашей передачи. Но прежде чем показывать сюжет по телевидению, его нужно проверить.
Игровое задание «Проверка»:
Давайте сосчитаем, сколько частей в слове
скворец
галка
воробей
ворона
грач
А теперь скажите, название какой птицы
начинается на звук «к» и заканчивается на звук «а» (кукушка)
начинается на звук «с» и заканчивается на звук «а» (сова, сорока, синица)
начинается на звук «д» и заканчивается на звук «л» (дятел)
Наша передача готова. Осталось только придумать ей название. Как мы ее назовем? (дети предлагают варианты)
А теперь посмотрим передачу «Эти удивительные птицы»
Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций)
Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. У них есть крылья, клюв, две ноги с острыми коготками.
Птиц на земле очень много и все они разные.
Есть птицы очень большие, размером с человека. Самая большая птица - страус.
А есть очень маленькие птицы, размером с небольшую бабочку. Это колибри – самая маленькая птица.
Есть птицы с очень красивым оперением. Это павлин, колибри, утка мандаринка.
А также щегол, иволга, которых можно встретить в нашей местности.
А есть птицы с неярким, скромным оперением, но умеющие красиво петь. Это жаворонок, соловей
Встречаются и птицы, которые не умеют летать. Это страус, пингвин.
Птицы обитают и в жарких пустынях, и во влажных тропических лесах, и во льдах. Птицы приспособились к жизни в разных условиях, научились добывать пищу. В этом им помогают особенности строения. Птицы, питающиеся рабой, имеют длинный клюв. Например, как цапля, пеликан.
А птицам, питающимся насекомыми большой клюв не нужен, зато им нужно быстро летать. Это ласточки.
Птицам, питающимся мелкими животными, помогают охотиться острое зрение, крепкие клюв и когти. Это сова, сокол.
Все птицы откладывают яйца, из которых затем появляются птенцы.
Каждая птица строит гнездо по-своему. Многие птицы строят гнезда на деревьях. Для этого они используют веточки, травинки, перышки. Например иволга.
А ласточки строят гнезда под крышами домов, а для строительства они используют глину.
Аисты строят гнезда на крышах домов, жаворонок строит гнездо прямо на земле, в траве.
У пингвина нет травы и веточек для строительства. Он использует камешки.
Но есть птицы, которые не строят гнезд, не заботятся о своем потомстве. Это кукушка. Она откладывает яйца в гнезда других птиц, которые их высиживают. Часто бывает, что маленькие птички кормят кукушонка, который намного больше их.
Мир птиц очень разнообразен и удивителен. Если быть наблюдательным, можно узнать много интересного даже о тех птицах, которые живут рядом с нами и о которых, казалось бы, мы уже знаем.