Просмотр содержимого документа
«НОД по познавательному развитию "Все увидим, все узнаем"»
Конспект НОД по познавательному развитию «Все увидим, все узнаем»
Тема: «Все увидим, все узнаем (искусственные материалы и химические вещества необходимы)»
Цель: создать условия для формирования знаний детей о некоторых свойствах искусственных материалов и химических веществ.
Задачи: создать условия для изучения детьми некоторых свойств современных материалов: резины, пластмассы, поролона; создать условия для изучения детьми некоторых свойств химических веществ: сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель; создать условия для взаимодействия детей друг с другом, развития любознательности, тактильной памяти, внимания, мышления; создать условия для бережного отношения детей к своему здоровью.
Оборудование: пластмассовый кубик, резиновый мяч, поролоновая губка, резиновые шарики, пластиковая бутылка, сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель, гуашь, кисти, карандаши, бумага, мультимедийная презентация. Активизация словаря: искусственные материалы, резиновый, пластмассовый, поролоновый, химические вещества. Ход непосредственно образовательной деятельности: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие «Давайте порадуемся» Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» — маме и папе «Доброе утро!» — останется с нами. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш чудесный мешочек приготовил вам какой-то сюрприз. Интересно, что в нем? Закройте глаза и потрогайте руками. Воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать рукой предметы.
Также интересное занятие в старшей группе:Конспект НОД образовательная область «Познание» в детском саду (старшая группа) «Ознакомление детей со свойствами дерева и металла»
Воспитатель: Дамир, что же там такое? Что ты почувствовал, какой это предмет? Расскажи о нем: твердый он или мягкий, гладкий или шероховатый, легкий или тяжелый? Какого размера, какой формы?
Ребенок называет и отгадывает: это предмет твердый, легкий, гладкий, маленький; это кубик.
Воспитатель: Дамир, покажи ребятам кубик. Ребята, посмотрите и потрогайте, проверьте, правильно ли Дамир назвал признаки предмета. Дети обследуют, соглашаются, дополняют, что кубик синего цвета. Этот признак они определили глазами.
Воспитатель: Ребята, кто еще хочет загадать всем загадку, назвать все признаки предмета, но не называть его, а мы будем отгадывать. Игорь, расскажи о предмете ребятам, а они пусть отгадывают. (Это круглое, небольшое, гладкое, мягкое, легкое.)
Воспитатель: Ребята, что же это в мешочке спряталось? На что похоже? Что бывает таким? Дети отгадывают.
Воспитатель: Сейчас проверим, кто был прав. Ребенок достает из мешка мячик. Дети обследуют его, проверяют, действительно ли он обладает такими признаками.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что же. Посмотрим, что же еще в чудесном мешочке осталось. Кто желает отгадать? Катя, загадай детям загадку, расскажи о предмете, но предмет не называй. (Этот предмет очень мягкий, легкий, шершавый, небольшой, имеет форму кирпичика.)
Воспитатель: Что это? Ответы детей.
Воспитатель: А теперь посмотрим, угадали мы или нет. Ребенок достает из мешка губку.
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли Катя назвала признаки предмета. Давайте повторим эти признаки. Дети: Губка мягкая, шероховатая, очень легкая, небольшая, имеет форму кирпичика, желтая.
Воспитатель: Ребята, кто знает, из какого материала сделаны эти предметы? Ответы детей.
Воспитатель: Мяч из какого материала сделан? (Из резины). Мяч какой? (Резиновый.) Из чего сделан кубик? (Из пластмассы.) Кубик какой? (Пластмассовый.) Мочалка из чего сделана? (Из поролона.) Мочалка какая? (Поролоновая.)
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что дерево и кожа – это природные материалы. А как вы думаете, откуда берут резину, пластмассу, поролон? (Дети высказывают свои предположения.) Эти материалы получают искусственным путем. Их называют искусственными материалами, или синтетическими. Резина – это широко распространенный материал. Ее раньше получали из каучука. Это смола особых тропических деревьев. В нашей стране такие растения не растут, и раньше приходилось покупать каучук в других странах. Однажды русский ученый С.В. Лебедев изобрел способ получения искусственного каучука. Это сложный химический процесс из спирта и нефти. Теперь и во многих других странах используется это изобретение.
Воспитатель: Ребята, какие предметы вы знаете, которые сделаны из резины? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а какие предметы сделаны из пластмассы? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, много предметов назвали. Какие вы внимательные! В природе нет пластмассы. Само название «пластмасса» означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путем размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу наподобие пластилина. Из такой массы прессуют на специальных машинах различные формы (посуду, расчески, детали для аппаратуры и т.д.). Остывшая деталь устойчиво сохраняет свою форму.
Поролона в природе тоже нет, его также получают химическим искусственным путем.
Физминутка (игровой самомассаж) «Хорошее настроение» В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли. Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок. Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим. Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть. Руки надо растереть, чтобы больше не болеть. И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть. Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим быть веселыми, красивыми, здоровыми». Дидактическая игра «Рассели гостей» Воспитатель предлагает детям картинки с изображением предметов, сделанных из различных материалов и картонный трехэтажный дом (гостиница). Воспитатель: К нам приехали гости. Этих гостей необходимо расселить в доме. На первом этаже гостиницы будут жить те предметы, которые сделаны из резины. На втором – из пластмассы. На третьем этаже – из поролона. Дети расселяют гостей. Воспитатель: Молодцы! Всех расселили правильно.
Экспериментальная деятельность Воспитатель: А теперь давайте еще поиграем. Посмотрите, какие красивые разноцветные шарики. Из чего они сделаны. Дети: Из резины.
Воспитатель: Попробуйте их надуть. Дети надувают шары.
Воспитатель: Какие красивые, разные по цвету и форме. А почему они получились разные по форме? Ответы детей.
Воспитатель: Тот, кто смог вдуть в шарик больше воздуха, тот и растянул его больше. Если шарик не завязать ниткой, что с ним будет? Дети: Он сдуется.
Воспитатель: Правильно, резина не только растягивается, но и обратно сжимается. Резина упругая, эластичная. А теперь давайте попробуем налить в шарик воду. Дети наливают воду.
Воспитатель: Что происходит? Вода не выливается? Дети: Нет.
Воспитатель: Значит, резина не пропускает воду, также не пропускает и воздух. А теперь нальем воду в пластмассовый стакан. Что происходит? Протекает ли вода? Дети: Нет.
Воспитатель: Значит пластмасса прочная, не пропускает воду. А если мы нальем воду на мочалку из поролона? Дети экспериментируют.
Воспитатель: Губка набирает воду, вся размокает, становится тяжелой и опускается на дно тазика.
Воспитатель: Ребята, помимо этих химических веществ из которых изготавливают пластмассу, резину и поролон существует еще множество различных веществ, которые мы используем в своей жизни. Например: различные моющие вещества (шампуни, стиральные порошки, мыло), различные красители. А также вещества, которые можно добавлять при приготовлении пищи, например: сода, уксусная кислота.
Нужно помнить! Любые вещества и материалы могут быть опасными! Например: неприятный запах у пластиковых игрушек или различные кислоты и пищевые добавки. Запомните это и никогда не берите без разрешения взрослых незнакомые жидкости и порошки, так как это опасно для жизни и здоровья человека!
Воспитатель: А сейчас я хочу показать вам интересный опыт. Дамир, вспомни, когда на улице было много снега ты с ребятами построил большую горку, а наверху этой горки сделал углубление и все сказали, что очень похоже на вулкан. И вы сказали, что хотели бы посмотреть на извержение вулкана. Дети: Да!
Воспитатель: С помощью химических веществ мы попробуем воспроизвести извержение вулкана. Я начала делать модель вулкана, но не успела. Ребята, вы поможете мне его доделать? Дети: Да!
Воспитатель: Тогда берите кисти и краски, давайте раскрасим наш вулкан! Наша модель вулкан состоит из пластиковой бутылки и картона. А теперь давайте делать лаву для извержения. В бутылку наливаем воду, добавляем соду, моющую жидкость, красный краситель и уксусную кислоту. Дети: Ура! Извержение вулкана!
Воспитатель: Вот как здорово и интересно получилось! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше запомнилось? Ответы детей.
Воспитатель: А теперь зафиксируйте свои наблюдения в блокнотах. Спасибо всем за работу.