Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании»
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Кириллина У.Д.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» г. Мирный,
Республика Саха (Якутия), Россия
Дошкольный возраст – это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте начинает формироваться разностороннее развитие ребенка. Рисование для детей дошкольного возраста – это, прежде всего, отличная возможность для развития. Нетрадиционная техника рисования не только увлекает, удивляет детей, но и играет важную роль в развитии ребенка. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации, развивает мелкую моторику рук, улучшает развитие речи, развивает пространственное мышление, творческие способности, воображение, способствует снятию детских страхов, через занятия появляется возможность решать психологические проблемы, добавляет уверенности в себе и в своих силах, способствует получению эстетического удовольствия.
Детский рисунок, процесс рисования – это
частица духовной жизни ребенка. Дети не просто
переносят на бумагу что-то из окружающего мира,
а живут в этом мире, входят в него, как творцы
красоты, наслаждаются этой красотой».
Л.В. Сухомлинский
Рисование является одним из любимых ведущих детских занятий в любом возрасте. Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Рисование для детей дошкольного возраста – это не просто интересное развлечение, а, прежде всего, отличная возможность развивать детскую фантазию, творческие способности, мелкую моторику, пространственный интеллект и воображение, образное мышление, а также множество полезных умений.
Программа студии «ИЗОбрази» является дополнительной общеобразовательной программой художественной направленности, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по функциональному предназначению.
В содержании учебного плана по данной программе входит раздел по нетрадиционным техникам рисования, что является более интересным, продуктивным, а самое главное полезным в процессе изобразительного творчества для детей дошкольного образования.
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что в студии разгорается настоящая радость и веселье.
Основной целью художественно-творческих способностей детей является нетрадиционная техника рисования посредствам изобразительного искусства. Благодаря фантазии дети могут придумать и изготовить разные штампы и рисунки из пластилина, ниток. С помощью листьев, овощей и фруктов дети также могут создать отпечатки картин. Детские ладошки и пальцы служат для создания креативного рисунка (цветы, животные, птицы и т.д.). Красивые мыльные пузыри оставляют необычные узоры, которые служат фоном для будущей картины. Такие компоненты, как морская соль, клей ПВА, акварельные краски, при смешивании создают неповторимый колорит при написании картины. Да и самим клеем ПВА можно создать волшебную работу. Рисование мятой бумагой и алюминием не менее интересная и необычная техника рисования, которая детям с легкостью удастся и понравится, лишь нужно проявить свою фантазию. Даже с помощью самой обычной трубочки можно создать красивую картину. Есть еще много интересных и удивительных техник нетрадиционного рисования, где у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Можно также самим придумать свои варианты техник нетрадиционного рисования, применяя и комбинируя различные способы, материалы, инструменты.
В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также используются различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный;
Репродуктивный;
Частично-поисковый;
Исследовательский.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
Фронтальный;
Индивидуально-фронтальный;
Групповой;
Индивидуальный.
На занятиях у детей совершенствуются органы чувств, вырабатывается усидчивость, формируются дисциплинированность, развивается умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.
Нетрадиционная техника рисования создает условия для формирования личностных качеств ребенка, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающему миру, способность работать в группе, проявлять свои лидерские качества. Через занятия появляются реальные возможности решать психологические проблемы, возникающие у детей в семье, детском саду.
Многие техники нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи, мышление, зрительная и двигательная память, координация.
Занятия по нетрадиционной технике рисования добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют обучающимся массу удовольствия и радости. Приобретая знания, умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание творить нечто креативное своими руками и силами.
Список литературы
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2005