Кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Разноцветный мир» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Разноцветный мир» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Рабочая программа
по дополнительному образованию дошкольников:
кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Разноцветный мир»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Разноцветный мир» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №195 (2 корпус)
Ленинского района г.Саратова
Рабочая программа
по дополнительному образованию дошкольников:
кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Разноцветный мир»
Пояснительная записка "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А. Сухомлинский. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по-новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают», и обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной! В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Новизна настоящей программы заключается в том, что использование данной техники ещё не получило достаточно широкого распространения и не «укоренилось», данные техники являются скорее экспериментальными. Педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программа. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой за данности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умений и способностей ребёнка. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы: карандаши- восковые, масляные; краски- витражные, перламутровые, акриловые… Очень интересно рисовать на песке, бересте, природном камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой. Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие само реализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность. Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Таким образом, учитывая влияние художественно-творческой деятельности на всесторонне развития личности ребёнка, нами был организован кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Разноцветный мир» на базе МДОУ «Детский сад № 195 (2 корпус) Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: Кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Разноцветный мир» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) является частью Основной образовательной программыМДОУ. МДОУ «Детский сад № 195 (2 корпус)» г. Саратова и подчиняется главной ее цели - достижению наилучших результатов по становлению творческой, интеллектуальной, духовно, физически и культурно-развитой личности, способной к осознанному восприятию явлений окружающего мира и саморазвитию. Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность» составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» Л.А. Парамоновой, на основе авторской программы И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4 – 7 лет «Цветные ладошки», «Кроха» Г.Г. Григорьевой и рассчитана на 2 года обучения. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Цель программы: формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста. Задачи программы: Образовательные: обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства; учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений; подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности; формировать умение оценивать созданные изображения; Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций: (обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов); развивать творческие способности детей; развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности; воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. воспитывать художественный вкус и чувство гармонии; воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; воспитывать нравственные качества, а именно терпимость доброжелательности по отношению к окружающим воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его. Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам: «Коммуникация». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи. «Познание». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Также занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. «Социализация». Совместная творческая деятельность развивает умение взаимодействовать с окружающим социумом, подчиняться общим правилам поведения. «Музыка». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Работа по программе придерживается обще дидактических и частно-методических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе; Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала; Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия; Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному); Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций; Принцип сознательности и активности- обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Методические рекомендации к организации НОД НОД осуществляются с учетом возрастных особенностей детей. У детей 5- 6 лет эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Дети 6-7 лет уже способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи. В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному. Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребенка позволяет ему значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности. Исходя из возрастных, психолого –педагогических особенностях детей старшего дошкольного возраста программа рассчитана на двухлетний срок обучения. НОД проводятся с октября по апрель включительно один раз в неделю по одному учебному часу, во второй половине дня. Численность воспитанников в группе не превышает 12 человек. Отбор детей проводится в соответствии с желанием родителей и индивидуальными особенностями детей. Диагностические периоды – сентябрь, май. Кроме того, подводятся промежуточные итоги в течение года. Длительность одного учебного часа: - старшая группа - 25 минут, - подготовительная - 30 минут. Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования: - Наборов разнофактурной бумаги, ткани. - Дополнительного материала (природного, бытового, бросового). - Художественно-изобразительного материала. - Инструментов для художественного творчества. Методическое обеспечение программы. Руководитель кружка использует в своей работе нетрадиционные техники: оттиск печатками из овощей; рисование пластилином; тычок жесткой кистью; оттиск печатками из ластика; оттиск поролоном; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошек; волшебные веревочки; кляксография; монотопия; отмывка;вливание цвета в цвет;выдувание; печать по трафарету. рисование мыльными пузырями; волшебные нитки граттаж. Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Этапы отличаются задачами, методикой обучения, возрастным цензом, содержанием программы:
Задачи кружка первого года обучения:
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Создавать условия для освоения цветовой палитры. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
Развитие связной речи.
Задачи кружка второго года обучения:
Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая
их предметом специальных учебных знаний. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
Структура построения непосредственно образовательной деятельности.
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка (см. приложение А) по теме занятия.
Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка.
Приемы и методы, используемые на занятиях изо кружка:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
мастер- класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии»
Ожидаемые результаты:
1.Желание и умения детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2.Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3.Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно - двигательной координации.
4.Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.
Выводы: в результате целенаправленного внедрения нетрадиционных техник рисования в процесс обучения и воспитания у детей сформирован интерес к художественной деятельности, развиты художественно - творческие способности к индивидуальному самовыражению, через различные формы творческой деятельности. Дети отличаются самостоятельностью, активностью, проявлением инициативы в художественной деятельности, яркой индивидуальностью, эмоциональной отзывчивостью на красоту окружающего мира и произведения искусства.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники. Использовались разнообразные, в том числе, игровые приемы. При общении с детьми использовался демократичный стиль общения, который позволял создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применялись мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование. Во время выполнения работы детьми, учитывалось их настроение, активность, умение пользоваться материалами и инструментами, умение применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
Выявить уровень художественного развития детей;
Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения;
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов.
Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник.
Методика проведения:
Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми. На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми. Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений. (см. Приложение 2)
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:
Низкий (1 балл)
интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
знает способы изображения некоторых предметов и явлений правильно пользуется материалами и инструментами владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого проявляет интерес к освоению новых техник проявляет самостоятельность.
Высокий (3 балла)
ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках умеет создать яркий нарядный узор
может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)
Результат обследования
Уровни
Сентябрь
Май
Высокий
%
Средний
%
Низкий
%
Таким образом, результаты диагностики показали недостаточный уровень развития у детей цветового восприятия, сенсомоторного и моторного развития. Дети в ходе рисования часто испытывали неуверенность, были зажаты, неактивны в выборе выразительных средств рисования.Изучив основные теоретические положения ведущих психологов и педагогов по проблеме формирования эмоционально-чувственного внутреннего мира, развития фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста, развития мелкой моторики руки и использования нетрадиционной техники рисования, нами была разработана система занятий по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование НОД
1 год обучения
(старшая группа)
№
Тема занятия
Нетрадиционная техника
Программное содержание
1
«Весёлая красочка»
«Отмывка» или тонирование одним цветом.
Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью .
2
Осенние деревья
Рисунки из ладошек
Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление.
3
Осенний парк
Кляксография. Набрызг.
Познакомить техникой рисования «Цветные кляксы» Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
4
Осеннее разноцветье
Печатание листьями
Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья.
5
Дерево
Акварель +соль
Познакомить детей дошкольного возраста с техникой рисования с помощью соли и акварельных красок. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
6
Краски осени
Рисование ватными палочками
Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
7
Волшебные кристаллы
акварель + целлофановый пакет.
Формировать умения рисовать с помощью акварели и целлофанового пакета с эффектом кристаллов. Развивать творческую активность и воображение.
8
Расписная тарелочка
Рисование пальчиками
Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
9
Пудель
Скатывание бумажных салфеток
Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Совершенствовать в данной технике умения.
10
Звезды и луна
Торцевание
Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.
13
Витражная роспись
Рисование восковыми мелками и акварелью
Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки.
14
Украшаем валенок Деда Мороза
Торцевание
Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
15
Снежинка
Контурное торцевание
Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Совершенствовать в данной технике умения.
16
В лесу родилась елочка
Рисование восковыми мелками и акварелью
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
17
Украшаем камешки
Рисование на камнях гуашью
Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать кистью и гуашью, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет.
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции
26
Половодье в лесу
Монотипия
Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
27
Рисуем планету
Рисование манной крупой и акварельными красками
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
9
Листопад
Тиснение
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.
10
Осенние листья
Тычкование
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции
11
Георгины в вазе (с натуры)
Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой
12
По замыслу
Различные
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
13
Ковер из осенних листьев
Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
17
Осеннее дерево
Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия
Учить изображать предмет, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
18
Вечер
Черно-белый граттаж
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих
19.
Снежок
Монотипия. Рисование пальчиками
Закрепить умение изображать снег,используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
20.
Подводное царство
Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции
21.
Фантазия
Набрызг, печать поролоном по трафарету
Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник
22.
Весеннее дерево
Рисование пальчиками, тычками
Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки
23.
Матрешки
Рисование пальчиками
Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие
24.
Сказочный сад
Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету
Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).
25.
Полярная ночь
Различные
Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности
26.
Одуванчики
Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование
Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.
27.
Ваза с ветками
Оттиск печатками
Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.
28.
Пчелки
Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель
Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции
29.
Волшебная птица
Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи).
30
Натюрморт
Восковые мелки + акварель
Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели
31.
Фантазии
Кляксография, «знакомая форма – новый образ»
Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение
32.
По замыслу
Различные
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
Список литературы:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
Приложение 1
Таблица результатов экспериментального исследования
«Обследование навыков рисованияс использованием нетрадиционных техник».
(старшая группа)
№
Ф.И. ребёнка
Цветовое восприятие ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
Рисование
Предметное ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
Сюжетное
ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
Декоративное ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник