Преемственность и взаимосвязь в работе учителей – логопедов в системе детский сад – школа.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителей – логопедов в системе детский сад – школа.
Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.
В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность и взаимосвязь в работе учителей – логопедов в системе детский сад – школа. »
Преемственность и взаимосвязь в работе учителей – логопедов в системе детский сад – школа
Прежде чем раскрыть данную тему, давайте сначала ответим на следующие вопросы: Что такое речевое развитие? Для чего нам необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же заключается работа учителя-логопеда? И, наконец, в чем же заключается взаимосвязь и преемственность между детским садом и школой?
Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта и уровня культуры.
Во-вторых, от того, насколько развита речь ребенка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.
В-третьих, логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих отношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчив к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. Далее, когда дети покидают стены логопедической группы детского сада, знания, полученные от дошкольного логопеда необходимо закрепить и преумножить со школьным учителем-логопедом.
В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу. Это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Далее, когда дети покидают стены логопедической группы очень важно выработать единый подход к коррекции развития учащихся логопеду школы. Ему нужно тесно взаимодействовать не только с логопедом дошкольного учреждения, но и родителями учащихся и с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, то есть осуществлять целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников.
Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.
В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. Было бы неплохо, если бы взаимосвязь в работе логопедов школьных логопунктов и логопедов дошкольных учреждений осуществлялась путем проведения совместных методических объединений, на которых решались бы организационные, методические вопросы и изучался передовой опыт работы...
Детский организм претерпевает множество изменений в пубертатном возрасте, именно тогда, когда ребенок уже посещает школу; происходит интенсивная перестройка, как в физическом, так и в психологическом плане. И если у ребенка в детстве были проблемы с речью, и их удалось исправить до поступления в школу, то с началом, так называемого переходного возраста, некоторые нарушения могут вернуться. Именно поэтому преемственность в работе логопедов имеет важную роль для достижения наилучшего результата и его закрепления в последствии.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко).
Дети, поступающие в группы с речевыми нарушениями, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения в общеобразовательной школе.
В литературе нет данных, свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп все-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов известно, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остается актуальным, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедами детского сада и школы, воспитателя и родителей.
На важность этой связи указывают авторы М.Ф.Фомичева, Н.Л.Крылова, Ю.Ф.Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко.
Различные нарушения в речевом развитии не дают возможность детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Из этого следует, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы.
В нашем городе во многих садах есть логопедические группы, существуют речевые центры, частные логопедические кабинеты, поликлиники, которые охватывают большую часть детей с различными речевыми нарушениями. Однако трудности своевременной диагностики и неохваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь на школьном логопедическом пункте. Кроме того, на логопункты попадают и выпускники речевых групп. С ними требуется продолжение коррекционно-логопедической работы, но уже на ином уровне.
Дальнейшая логопедическая работа с такими детьми должна строиться дифференцированно, с учётом проведённого ранее специального обучения. Дифференцированной должна быть и практика педагогического сопровождения.
Таким образом, перед школьными логопедами и учителями начальных классов стоит сложная задача, сопряжённая с необходимостью дифференцированного обучения детей, поступивших как из специальных детских садов, так и не прошедших ни дошкольной, ни логопедической подготовки. Работа школьного логопеда должна опираться на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в детском саду, в одних случаях, или начинаться с первичных этапов коррекции, в других. Включение элементов логопедической работы в учебный процесс в значительной мере дополняет работу логопеда и повышает роль учителя в преодолении речевых недостатков.
Единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах массовой школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности детей.
Проблема преемственности и взаимосвязи в обучении и воспитании многозначна. Преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе его из одного состояния в другое. Взаимосвязью является тесное сотрудничество образовательных учреждений в своей работе. Постоянное взаимодействие в разных видах деятельности, которое необходимо для достижения положительного результата.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые ему необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Итак, проблема преемственности в работе в работе логопедов детского сада и школы является одной из самых актуальных проблем нашего образования, т.к. сейчас, как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не справиться с этим заданием, необходимо полное взаимодействие семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени – это школы. Вместе с тем единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах массовой школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышения грамотности.
Для нас преемственность – это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Дорогие коллеги, помните, будущее детей в наших руках!