Просмотр содержимого документа
««Научить ребенка проигрывать – задача родителей и педагогов»»
«Научить ребенка проигрывать – задача родителей и педагогов»
Дети должны играть: это их основная работа. Некоторые дети категорически не умеют проигрывать — устраивают истерики, скандалят.
Что с этим делать? Нельзя же совсем не играть в настольные , подвижные, дидактические игры.
То, что дети не умеют проигрывать и очень эмоционально реагируют на проигрыш в любых играх это совершенно нормально. Это естественный этап их личностного развития.
Обычно яркие реакции на проигрыш накладываются на кризис самоидентификации, так называемый кризис трех лет. В это время у ребенка особенно ярко выражена потребность в ощущении справедливости, а так как маленький человечек уверен, что он — центральная личность в этом большом мире, то его стремление всегда выигрывать абсолютно естественно.
В игре ребенок решает колоссальное количество задач. И когда он проигрывает, он боится быть не лучшим и нелюбимым. Надо помочь ему справиться с этим страхом.
Что можно и нужно делать
Хвалить ребенка не столько за результат, сколько за участие в игре.
Учить получать удовольствие не от результата, а от процесса игры. Необходимо комментировать и обсуждать интересные моменты игры.
Отмечать, как здорово он играл и как вам было с ним классно и интересно.
Вместе обсуждать ошибки и недочеты.
Обязательно после проигрыша говорить ребенку, как сильно вы его любите вне зависимости от его успеха.
Мягко показывать, что даже несмотря на проигрыш, сегодня он играл лучше, чем вчера или в прошлый раз.
Говорить, что его достижения в игре очень важны, ведь играть полезно вне зависимости от результата.
Награждать ребенка значком, наклейкой или чем-то вкусным и приятным за участие в игре, чем бы она ни кончилась.
Говоря об играх и проигрыше, важно учитывать, что именно в такие моменты происходит формирование того или иного типа мотивации, который останется с ребенком на всю жизнь. Это будет либо мотивация достижения, либо мотивация избегания неудачи. И эти мотивации обе эффективны.
Еще один немаловажный момент: во время проигрыша ребенок учится переживать неудачи, понимать, что не всегда все дается сразу , что бывают барьеры на пути к достижению цели. Очень важно, чтобы ребенок научился проживать эти переживания. И лучше, когда он делает это вместе с родителем.
Главное — после каждой игры обязательно говорить ребенку: «Даже если ты сегодня проиграл, ты здорово играл и был в этой игре чуть лучше, чем вчера. Мы обязательно продолжим и в следующий раз ты сыграешь еще лучше».