Консультация для педагогов
«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»
«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».
К. Д. Ушинский
Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов,
работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников,
занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.
Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка,
он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это
естественно, ведь дети 1, 5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в
ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно
выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны»,
ребѐнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает
уникальную возможность увидеть мир глазами ребѐнка и научиться
взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков
психофизической адаптации.
Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей
является использование метода песочной терапии.
Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда
достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение
симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического
состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация
нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление
здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области
медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с
нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют
следующие виды терапии: акватерапия; ароматерапия; логотерапия;
магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках
аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой;
способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно -
символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые
пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к
глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность,
собрать свой уникальный образ, картину мира.
Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф,
считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное
изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная
проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится
из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребѐнка. Именно
поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные,
развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая
различные истории, в наиболее органичной для ребѐнка форме передаются
знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка,
улучшает самочувствие взрослых и детей. Всѐ это делает песочную терапию
прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия,
принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между
воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной,
предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня
психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего
в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков
психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более
осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в
группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью
взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с
родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы
поведения.
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков
и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве
групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой
площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных
занятий по усмотрению педагога.
Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в
волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо
стационарная песочница на игровой площадке, либо специально
организованная «минипесочница» в групповой комнате.
Оборудование «мини-песочницы»:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта
которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а
борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько
пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были
съемные крышки.
2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы;
миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый
материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы,
одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок,
желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки,
здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые,
различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки,
шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано
в песочных играх.
Занятия с использованием метода песочной терапии имеет свою
структурную особенность:
1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на
поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного
напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности,
воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических
манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого
песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети
узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о
свойствах вещей, которые их окружают.
Педагог в ходе занятия обращает внимание детей на изменение тактильной
чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если ребенок
испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении игр с
песком.
Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки -
посредника, например - Песочного зайчика. Данную игрушку мы используем
только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в
группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения,
запреты и поощрения.
Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями,
кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль
от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является,
пожалуй, самым доступным и естественным способом развития
познавательных процессов.