Просмотр содержимого документа
«Мир вертикальных поверхностей»
МИР вертикальных поверхностей.
Все мы родом из детства, большая часть из нас знает, как сложно оказаться в замкнутом мире группы детского сада…
Ура!! Горизонты расширились, теперь, совсем не обязательно ограничивать игру на коврике, иле столе! Появилось – вертикальное пространство!!!
Неравнодушные педагоги сумели создать для детей пространство 4 Д, не используя смартфонов, компьютеров и других гаджетов!
Приглашаем всех неравнодушных окунуться в вертикальную реальность!!!
Зайдя в группу ребенок понимает, что тут все просто и обычно, как и вчера, но… Немного осмотревшись он понимает, что стен в группе нет – есть огромный мир, с его причудами, стены группы раздвинулись и зовут ребенка в самое увлекательное путешествие, а посему? Да потому, что пространство поменялось!!! Именно на стенах появились необычные карты с кладами и другими сюрпризамит.
Итак, что такое Вертикальное пространство: Особенности развития общей двигательной сферы и ручного праксиса у этих детей приводит к трудностям в понимании ими схемы собственного тела, сложностям овладения пространственными представлениями (ориентировке на листе бумаги, определении расположения объектов в окружающем мире, в понимании и употреблении предлогов и др.), к недоразвитию графомоторных навыков.
Деятельность на вертикальной поверхности способствует преодолению этих трудностей, содействует укреплению мышечного корсета спины и мышц лучезапястного сустава, устранению мышечной зажатости. Упражнения используем и для развития пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики.
В каждой группе дошкольного учреждения в образовательной деятельности традиционно применяются магнитно-маркерная доска (или мольберт), «сетка», различные ширмы, т.е. не что иное, как вертикальные поверхности, на которых дети могут свободно рисовать, прикреплять с помощью магнитов, «липучек», прищепок предметные картинки, продукты творческой деятельности.
Для организации коррекционной деятельности на вертикалях мы пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы дополнительным оборудованием – панелью для рисования или, как ее называют дети, «рисовальной стеной».
На противоположной стене рядом обустроили хорошо освещенное место для рисования на рулоне бумаги. В качестве дополнительного оборудования стали применять рулоны обоев для раскрашивания с уже нанесенными контурными рисунками.
Расширив тем самым зоны свободного рисования для детей, стали вводить выполнение на них нейро-коррекционных упражнений для развития межполушарного взаимодействия.
Отметим, что бимануальное выполнение коррекционных упражнений организуется на любой из имеющихся в группе вертикальных поверхностей. Эти нейрокоррекционные упражнения способствуют развитию взаимодействия правого и левого полушарий головного мозга, которые тесно связаны между собой нервными волокнами. Чем больше между ними образуется нейронных связей, тем лучше развиты высшие психические функции человека.
В процессе рисования на вертикальных поверхностях в игровой форме дети осваивают схему собственного тела и пространственные направления, что особенно актуально для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Укрепляется мышечный корсет спины, в положении стоя у ребенка меньше статичности, утомления, выше работоспособность.
При одновременном рисовании двумя руками соблюдаем два обязательных условия: неторопливость и систематичность работы.
Деятельность начинаем с совместного обведения вместе с ребёнком уже нанесённого контурного изображения объекта. Предлагаем простое изображение с минимумом деталей, с прорисованными опорными точками, обозначающими начало рисования. Обязательно проводим среднюю линию на рисунке, которая помогает детям различать правую и левую части изображённого предмета и стороны плоскости.
Мы направляем своими руками движения ребенка, который держит в каждой руке по маркеру. Кончики фломастеров ставятся в отправные точки и далее начинается обводка рисунка обеими руками одновременно, но в разные стороны. В ходе выполнения упражнения обязательно делаем акцент на то, чтобы ни одна из рук «не торопилась», не «убегала» вперёд или, наоборот, не отставала, ведь коррекционный эффект достигается именно в одновременности выполнения действий.
Далее задание усложняется за счёт самостоятельного обведения ребёнком рисунка, нарисованного пунктирной линией. Данный вид упражнений не стоит пропускать, даже если обведение изображений по опорным точкам получается достаточно хорошо. Сокращается лишь количество тренировочных упражнений.
Следующий этап – рисование двумя руками одновременно с опорой на часть рисунка.
На любой вертикальной поверхности (доске, панели, рулоне бумаги) рисуется половина предмета: для правши – левая, для левши – правая. Ведущей рукой ребёнок рисует недостающую часть предмета, а другой обводит уже нарисованную половину.
Постепенно увеличиваем размер рисунка для расширения площади рисования. Увеличивается амплитуда движений за счет размашистых движений рук, а напряженное положение руки способствует укреплению мышц лучезапястного сустава.
На заключительном этапе старшие дошкольники выполняют рисование одного предмета двумя руками одновременно самостоятельно без опоры на рисунок или рисуют два предмета симметрично.
На стеновых панелях дошкольники рисуют по желанию индивидуально или малыми группами, одновременно создавая собственные сюжеты на одну тему, в итоге получая общую творческую композицию.
Деятельность на вертикальных поверхностях всегда вызывает у детей интерес, поэтому, кроме упражнений на стеновых панелях организуем дидактические игры на «Сетке» и на магнитно-маркерной доске. Последовательность работы на магнитно-маркерной доске аналогична рисованию на стеновых панелях. При этом вместо маркера используем мелкие или крупные предметы, магниты, плоскостные изображения. Одновременные действия двумя руками способствуют развитию не только межполушарного взаимодействия, но и совершенствованию крупной и мелкой моторики. Упражнения типа «Сделай как я», «Улитка», «Дождик капает» и др. способствуют развитию и зрительно-моторной координации.