Методические рекомендации к выполнению контрольной работы
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы
Методические рекомендации содержат указания на выполнение контрольных работ студентами педагогического колледжа по специальности "Дошкольное образование"
В данных указаниях содержатся требования к оформлению работы, критерии оценки контрольной работы и примерные темы.
В каждой рекомендуемой теме представлен примерный план, обозначены актуальные вопросы, на которое необходимо обратить особое внимание, представлен список рекомендуемой литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к выполнению контрольной работы »
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»
Методические рекомендации к выполнению
контрольной работы по МДК.03.03. Теория и методика
экологического образования дошкольников
для студентов заочной формы обучения
по специальности 050144 «Дошкольное образование»
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников для студентов заочной формы обучения по специальности 050144 «Дошкольное образование»//Сост. И.Н. Асаева. – Ревда: ГБОУ СПО СО «РПК», 2013.
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на НМС ГБОУ СПО СО «РПК» 2013 года, протокол № .
Контрольная работа - одна из форм самостоятельных занятий обучающихся-заочников в межсессионный период. В процессе ее написания обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, учатся применять их на практике. Они овладевают умением анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, обобщать и описывать передовой опыт, результаты собственной педагогической деятельности, осваивают простейшие навыки исследовательской работы за педагогическим процессом по намеченному плану, изучают условия экологической работы в ДОУ, выявляют наиболее эффективные методы и приемы, анализируют литературу и фактический материал и др.
Контрольная работа по МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников выполняется в соответствии с учебным планом. Контрольная работа направлена на формирование общих и профессиональных компетенций ОК 1 – 11, ПК 3.1 – 3.5, ПК 5.1 – 5.5.
Выбор темы зависит от ее актуальности для данного дошкольного учреждения и от специфики деятельности обучающегося, его интересов, наличия литературы и т.д. Так, например, воспитатели с большим стажем могут выполнять задания, требующие глубокого обобщения литературного материала и опыта работы. Разбирать все теоретические и практические вопросы обучающемуся-заочнику рекомендуется на базе одной возрастной группы детей (лучше той, в которой он работает). Выбрав тему необходимо ее зарегистрировать на кафедре.
Затем следует осмыслить цель и направление работы, внимательно изучить методические указания, которые даются в каждой теме. В них определяется примерное содержание работы, предлагаются основные задания и пути их выполнения, список рекомендованной литературы. Это дает возможность обучающемуся составить развернутый план работы. Основные его пункты целесообразно конкретизировать, что позволит глубже осветить материал и логично его представить. В дальнейшем при изложении содержания нужно строго придерживаться намеченного плана, в соответствии с его пунктами выделять в тексте названия разделов и параграфов.
Обучающемуся необходимо рассчитать время для выполнения каждого этапа задания: анализа литературы, изучение опыта работы, предварительных опросов дошкольников, подготовки материалов для педагогического воздействия на детей, организации и проведения педагогической работы, обработки и анализа материала, оформления контрольной работы.
Изучая и анализируя литературу по теме (статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», и др., обучающийся необходимо обратить внимание на основные теоретические положения и методические подходы к их реализации. При этом нужно избегать простого изложения и констатации фактов; необходимо определить свою точку зрения на высказывание авторов. Далее следует обосновать актуальность выбранной темы, а также намеченные методы и приемы воздействия на детей. Нельзя резко разграничивать в работе теоретическую и практическую часть; литературные сведения и примеры из практики должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга.
Положения, взятые из литературных источников, лучше излагать своими словами. При этом необходимо указывать фамилию, инициалы автора, название произведения, место и год издания. Полное библиографическое описание источника обязательно должно включаться в список использованной литературы. Этого же правила следует придерживаться и при цитировании.
Анализ и обобщение опыта работы ДОУ осуществляется на основе изучения педагогической документации, наблюдение за педагогическим процессом, опроса детей, выявление условий ознакомления дошкольника с природой. Обучающемуся следует фиксировать результаты в специальной тетради: отмечать, с чем ознакомился, дату наблюдения (иногда необходимо указывать время суток), результат и свое отношение к увиденному. Необходимо выявить положительные стороны опыта, указать недостатки, дать конкретные рекомендации по их устранению.
В большинстве тем предлагается провести анализ образовательной программы по конкретным вопросам экологического образования. Для этого необходимо просмотреть все разделы программы для возрастной группы, отметить то, что должны знать, уметь и выполнять дошкольники этого возраста.
Программные требования сравниваются с реальной подготовкой воспитанников данной группы. В методических указаниях помешены примерные вопросы и задания для изучения экологических знаний и навыков детей. Их можно изменять, конкретизировать, дополнять.
Записывая результаты опроса, следует указывать имя ребенка, начальную букву его фамилии, возраст, вопрос воспитателя, полные ответы детей (отмечая допущенные ими ошибки).
На основе изучения литературных источников, анализа образовательной программы в детском саду, практического опыта, опроса детей, примечается и проводится педагогическая работа. Методы и приемы, которые при этом используются обучающимися, следует обосновывать. Фиксируется название мероприятия, цель, используемые методы, приемы, оборудование; отмечаются результаты (достигнута ли цель и задачи, а если нет, то почему); делаются выводы и предложения.
Собранный материал анализируется в соответствии с задачами контрольной работы, намеченным планом и теоретическими положениями (подтверждает ли их опыт работы или отрицает, в чем конкретно).
В заключение по результатам исследования необходимо сделать выводы о реализации поставленных задач, целесообразности использованных методов и приемов, дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию данных педагогических процессов и т.д.
В конце контрольной работы целесообразно поместить приложение, в которое войдут конспекты занятий, перечень педагогических мероприятий, разработки к плану образовательной работы, результаты опроса детей, детские рисунки, фотографии, фотографии поделок из природного материала.
Изучая и анализируя указанную литературу по теме, обучающийся должен самостоятельно подобрать дополнительную литературу из методических пособий, монографий, журналов. Количеств литературных источников должно быть не менее 10-15, год издания не позднее 5 лет.
Образец титульного листа
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»
Тема
Контрольная работа по МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников
Выполнил (а) : Ф.И.О. студента, группа
специальность 050144 «Дошкольное образование»
Ф. И. О. преподавателя
датапоступления дата проверки
год
Объем контрольной работы не должен превышать 10 печатных страниц. Приведенные в тексте цитаты и выписки обязательно документируются со ссылками на источник.
Критерии оценки контрольной работы
Контрольная работа оценивается по следующим критериям:
- соответствие содержания работы теме;
- полнота разработанности вопросов, проявление собственной позиции к изучаемой теме;
- значимость выводов для практической деятельности;
- результативность практической части;
- соответствие оформления требованиям, предъявляемым к выполнению контрольной работы;
- все этапы выполнены в установленные сроки.
Контрольная работа оценивается зачтено (не зачтено) и вместе с письменной рецензией возвращается студенту для ознакомления. Контрольная работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты вопросы, механически переписан материал из учебных пособий или другой литературы. Обучающиеся, чьи работы были не зачтены, имеют право на выбор новой темы или доработку прежней, при этом им определяется новый срок ее исполнения.
Темы контрольных работ
Тема № 1. Воспитание у детей любви к родной природе.
Цель работы. Показать значение и место экологических знаний дошкольников в общем педагогической процессе; раскрыть направления и методику воспитания у детей деятельной любви к природе.
Методические указания: раскрывая тему, отразите экологические проблемы, задачи дошкольных учреждений в экологическом аспекте, значение природоведения для формирования патриотических чувств у детей. Докажите на примерах, что бережное отношение к природе возникает лишь на основе знаний, представлений о связях и взаимозависимостях, существующих в окружающем мире (если работа выполняется в старших возрастных группах).
Изучите основные методы экологического образования, влияющие на формирование положительного отношения к природе.
На основании изученного наметьте цели, содержание, методы и приемы, прививающие дошкольникам деятельную любовь к природе на занятиях, в труде, играх, в повседневной жизни, запланируйте совместную природоохранную деятельность детей и родителей.
Составьте рабочую таблицу (на квартал)
Проводимые мероприятия (наблюдения, игры, труд и т.д.)
Задачи воспитателя
Содержание работы (что должен ребенок узнать, чему научиться, какие знания и навыки закрепить)
Методы и приемы
Задания детям
В процессе опытной работы и после нее проведете беседы, наблюдения за детьми; зафиксируйте, повысился ли у них интерес к предметам и явлениям окружающей среды, расширился ли круг знаний и усовершенствовались ли практические навыки обращения с растениями, животными, опишите как дети ухаживают за животными и растениями (Приведите примеры бесед с детьми, отметьте результаты наблюдений за ними).
Тема 2. Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом
Цель работы: обосновать необходимость проведения с дошкольниками системы воспитательной работы по формированию положительного отношения к профессиям; показать на практическом примере конкретные пути ранения этой задачи.
Методические рекомендации. Тема выполняется в старших и подготовительных группах.
Изучите план воспитателя за год, отметьте занятия, экскурсии, прогулки и другие формы работы, в процессе которых осуществляется ознакомление детой с выращиванием зерновых культур, воспитание уважения к труду хлебороба, бережного отношения к хлебу. Проверьте, какие возможности имеются в д/с для проведения этой работы: наличие «уголка поля» на участке, дидактический материал по ознакомлению детей с сельским трудом (картинки, диапозитивы, книги, гербарий и др.), выясните как они используются.
Изучите знания детей о профессии хлебороба, предварительно подготовив коллекцию колосьев, семян, зерновых культур, картинки по теме.
Вопросы и задания детям.
1. Назови, какие растения растут на ноле /покажи их/.
2. Из чего выпекают хлеб, делают муку?
З. Как называют людей, которые выращивают хлеб?
4. Какие машины помогают людям в выращивании и уборке хлеба?
5. Как называются люди, работающие на комбайне, тракторе?
б. Расскажите, как хлеб на стол пришел.
Принимая во внимание опыт работы и подготовку детей, разработайте конспект занятий (экскурсии) по ознакомлению ч трудом хлебороба; наметьте какие будут использованы методы и приемы сообщения и закрепления знаний, формирования у дошкольников уважения к людям труда, воспитания береженого отношения к хлебу и продуктам сельского хозяйства,
Через 2 месяца проведите повторный опрос детей. Выясните, как изменились знания и суждения детей по данной теме. Приведите примеры детских высказываний.
К контрольной работе приложите материалы опроса дошкольников, конспекты занятий (экскурсий), рисунки и поделки детей, отображающих труд людей с/х профессий.
Тема 3. Формирование у детей экологических представлений об объектах неживой природы (воде, песке, глине)
Цель работы: раскрыть необходимость изучения детьми объектов и явлений неживой природы для формирования у них целостного представления об окружающей среде и реалистичного миропонимания; описать систему работы воспитателя по данной теме.
Методические указания. Изучив литературу, выявите роль ознакомления дошкольников с неживой природой для развития сенсорных и мыслительных процессов, для формирования у детей представлений о существенных связях и зависимостях окружающей среды.
Проанализировав план работы воспитателя за год, расскажите, как в учебной, трудовой, игровой и бытовой деятельности дети познавали явления неживой природы, какие ставились педагогические задачи, какими методами и приемами они решались. На основе анализа программы воспитания и обучения в д/с продумайте содержание мероприятий по ознакомлению детей со свойствами неживой природы, наметьте последовательность усложнения занятий в течение года. Спланируйте воспитательно-образовательную работу по этому разделу на сезон (следует определить программные задачи, формы организации детей, вид их деятельности, конкретные методы ми приемы, перечень используемого материала и оборудования).
У 5-7 детей из старшей и подготовительной группах проверьте знания о значении воды в жизни растений, животных и человека, о ее превращениях, о свойствах песка и глины.
Вопросы и задания детям.
Кому нужна вода и для чего?
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении? Что такое снег, дождь, град?
Определи по цвету и на ощупь влажность песка, глины, снега.
Что нужно сделать с песком, глиной, чтобы из них можно было лепить? Из какого снега можно строить?
При анализе ответов детей следует учитывать правильность, полноту, обоснованность суждений, точность выражения мысли.
К работе приложите: 1) план работы (на сезон) по ознакомлению детей выбранной группы с предметами неживой природы, их свойствами; 2) конспекты занятий и бесед с детьми.
Тема 4. Знакомство дошкольников с сезонными явлениями.
Цель работы: раскрыть содержание и методику ознакомления детей с сезонными явлениями; показать значение фенологических наблюдений.
Методические указания. В первой части работы обоснуйте необходимость знаний о сезонных явлениях для понимания основных связях и взаимозависимостей, существующих между живой и неживой природой; определите основные направления, по которым следует знакомить детей с обобщенными представлениями о временах года. Оцените план работы воспитателя (на один сезон), календари природы и погоды с точки зрения того, насколько полно и методически правильно отражены в них вопросы изменений и взаимосвязи сезонных явлений, с учетом проведенного анализа составьте свой план работы на сезон, осуществите его на практике, выявите (путем опроса) степень усвоения детьми знаний о природных превращениях и основных закономерностях, характерных для данного времени года.
Задания детям.
Расположите по порядку картинки, изображающие различные времена года и назовите их (для детей средней и старшей групп).
Расскажите о нынешнем сезоне (при этом студенту нужно проследить, есть ли в рассказе ребенка связь между изменениями температуры воздуха и состоянием живой природы, трудом и бытом людей).
Сравни по картинкам два времени года: настоящее и прошедшее.
Одень куклу соответственно сезону и погоде.
На основании результата опроса детей выясните, какие сведения о сезонных изменениях в природе усваиваются легче, какие труднее, каковы наиболее эффективные методы и приемы в данной работе, наметьте ее дальнейшие перспективы. В приложении дайте описание предложенных детям заданий (с их анализом), детские рисунки о сезонных явлениях, фотографии или зарисовки работ по лепке и поделок из природного материала, схему календаря погоды и природы, имеющихся в группе.
Тема 5. Формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений о зимующих и перелетных птицах.
Цель работы: раскрыть содержание и методы ознакомления детей с зимующими и перелет, птицами; определить последовательность прохождения данного материала в течение года.
Методические указания: используя литературу, дайте общую характеристику птиц (выделите признаки, позволяющие делить их на перелетные, кочующие, зимующие, опишите представителей птиц, рекомендованных дошкольникам для изучения). Проанализируйте план воспитателя за год, выберите и оцените в нем (с методической точки зрения) наблюдения, занятия по ознакомлению с птицами; обратите внимание на работу с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к пернатым. Проверьте, что сделано для привлечения птиц на участок д/с: установлены ли тамкормушки, регулярно проводится ли подкормка, имеются ли деревья и кустарники, семенами и плодами которых питаются птицы, подвешены ли дуплянки, скворечники. Определите роль детей в охране и оказании помощи зимующим птицам. Ознакомьтесь с тем, как фиксируются наблюдения за пернатыми в календарях природы (в старшей группе); отметьте наличие в группе и методическом кабинете дидактического материала для изучения птиц (диафильмы, диапозитивы, пластинки, воспроизводящие птичьи голоса, картины, иллюстрации, игры и т.п.). Проведите изучение и анализ знаний детей по данной теме, сопоставьте их с требованиями программы.
Вопросы и задания детям.
1.Назови известных тебе птиц.
2.Определи признаки, по которым птицу отличают от других животных.
3.Назови и покажи на картинках перелетных, зимующих, кочующих птиц.
4.Почему птицы улетают на юг? Когда это происходит? Когда они возвращаются?
5. Как помогает человек зимующим птицам? Чем их подкармливает?
Изучив литературу и фактический материал, составьте перечень занятий, экскурсий и повседневных наблюдений, в процессе которых дети знакомятся с птицами; отметьте последовательность прохождения программного материала; перечислите мероприятия по воспитанию у дошкольников заботливого отношения к птицам; отметьте работу с родителями в этом направлении. Составьте конспект занятия по знакомству детей с зимующими птицами (укажите предшествующую и последующую работу по данной теме). К работе приложите конспекты занятий, планы повседневных наблюдений за птицами, материал опроса детей.
Тема 6. Ознакомление детей с домашними и дикими животными.
Цель работы. Показать приемы обучения дошкольников принципам классификации животных на отдельные группы в зависимости от образа их жизни, а также отношения к ним человека; раскрыть содержание и методику ознакомления дошкольников с дикими и домашними животными.
Методические указания. В процессе изучения литературы покажите как идет формирование у дошкольников знаний о животных (от накопления конкретных сведений о внешнем виде, образе жизни отдельных животных к формированию обобщенных понятий и группировке известных фактов в определенную систему).
На основе программы воспитателя и обучения в д/с и методической литературы раскройте содержание знаний о животных для выбранной возрастной группы детей, приемы, способствующие их прочному усвоению, определите, что является ведущим для классификации животных на домашних и диких, на травоядных и хищных. Изучите с учетом плана воспитателя опыт работы д/с по ознакомлению детей с животными. При этом особое внимание обратите на соответствие фактических знаний требованиям программы, на разъяснение детям значения животных в жизни человека, на ознакомление дошкольников с представителями фауны, взятыми под охрану. Выясните, насколько разнообразна и действенна методика формирования этих знаний, используются ли приемы, способствующие повышению познавательной активности детей (проблемные задания с вопросами, графические модели и др.). В процессе выполнения работы оцените применение дидактических материалов для ознакомления с домашними и дикими животными (картинки, альбомы, иллюстрации, диафильмы, книги и др.), имеющихся в дошкольном учреждении.
Вопросы и задания детям.
Назовите и покажите животных на картинках.
Каких животных называют домашними, каких – дикими? Почему?
Как живут и чем питаются домашние и дикие животные летом, зимой?
Как передвигаются те или иные животные, изображенные на картинках? Почему?
Какие есть способы зашиты от врагов у названных домашних и диких животных (вопрос для детей старших возрастных групп).
Зачем человек держит корову, лошадь, овцу и др.? Как он ухаживает за домашними животными?
Как называются помещения, где живут коровы, лошади, поросята и т.д.?
Как называются люди, работающие на ферме, конюшне? (вопрос для детей старших возрастных групп).
На основе литературы, педагогического опыта и знаний детей составьте годовой план изучения животных (с постепенным усложнением); укажите виды деятельности, в процессе которых дошкольник будут знакомиться с данной темой. Разработайте конспект и проведите открытое занятие по ознакомлению детей с животными; запишите его ход, отметьте воздействие использованных приемов (внимательно ли слушают дети объяснение, задают ли встречные вопросы, проводят ли сравнения и т.д.). К работе приложите материал опроса детей и анализ, перечень дидактического материала, используемого по теме.
Тема 7. Наблюдение – основной метод образования дошкольников.
Цель работы – раскрыть значение наблюдений в формировании у детей реалистических представлений об окружающей среде; показать особенности использования наблюдений во всех видах воспитательно-образовательной работы (по теме).
Методические указания. В процессе подготовки контрольной работы изучите по литературным источникам особенности процесса наблюдения как сложной познавательной деятельности детей; раскройте сущность распознающего и воссоздающего наблюдения за объектами и явлениями природы; длительные наблюдения за развитием роста и изменениями растений, животных; покажите, как изменяется характер наблюдений в зависимости от возраста детей; отметьте специфику наблюдений, проводимых на прогулках, занятиях, в уголках природы, укажите роль воспитателя в организации и проведении наблюдений, а также последовательное усложнение приемов, которые при этом используются: обучение наблюдению по плану, проведение элементов сравнения, поисковых вопросов, проблемных заданий, игр.
В соответствии с программами воспитателя и обучения в д/с охарактеризуйте содержание наблюдений за сезонными изменениями в жизни живой и неживой природы, деятельности людей. Составьте перечень наблюдений на квартал для выбранной возрастной группы. Изучите умения детей вести наблюдения по предложенному воспитателем плану, используя при этом различные способы обследования растений (животных). Опишите формы фиксации наблюдений. Подготовьте конспект занятия по наблюдению за одним или несколькими объектами природы. Отразите в нем познавательные задачи, приемы, способствующие формированию мыслительных процессов, реалистических представлений и понятий о природе, развитию наблюдательности, воспитанию бережного отношения к природе. Приложите к контрольной работе рисунки детей, сделанные в результате их наблюдений, запись бесед (проведенных через несколько дней после наблюдения), фотографии календарей природы и т.п.
Тема 8. Роль опытов в экологическом образовании дошкольников.
Цель работы. Раскрыть значение и особенности проведения с детьми дошкольного возраста несложных опытов в природе.
Методические указания. Тема выполняется с детьми старшей и подготовительной групп.
Изучая литературу, определите значение опытов для формирования у дошкольников реалистического представления о природе, понимание ее взаимосвязей и зависимостей для развития познавательной деятельности, наблюдательности и творческой активности; отразите методику проведения этой работы с детьми (в отношении подготовки необходимого оборудования, специфики постановки перед детьми цели и познавательных задач, последовательности выполнения действий, проведения наблюдений, их фиксации, организации и проведения кратковременных и длительных опытов, обобщения положительных результатов).
На основе изучения литературы и программы воспитателя и обучения в детском саду дайте описание (для одной возрастной группы) содержания опытов с неживой природой, а также с растениями и животными, определите познавательные и воспитательные задачи, отметьте практические действия детей, способы фиксации результатов. Составьте перспективный план проведения опытов на год. Совместно с дошкольниками поставьте 3-4 несложных опыта и опишите их, обратив внимание на то, как дети поняли задачу, носили ли их действия исследовательский характер, насколько самостоятельными были ли их выводы; отметьте вопросы и рассуждения дошкольников по поводу увиденного.
Тема 9. Труд в природе и его образовательное значение.
Цель работы. Показать роль в формировании у детей знаний о природе; раскрыть его содержание и методику руководства со стороны воспитателя.
Методические указания. Раскройте значение труда для обогащения детей представлениями и знаниями об окружающей среде, для совершенствования у них сенсорных и мыслительных процессов, для формирования положительных качеств личности, воспитание деятельной любви к природе. Проанализируйте программу воспитателя в д/с и выясните конкретные задачи трудовых поручений для данной возрастной группы. Изучите план воспитательной работы (на лето и осень), отметьте, какие знания, умения и навыки приобрели дети, каковы были темы занятий, их цель. Проведите наблюдения за детьми в уголке природы, зафиксируйте результаты и дайте анализ по следующим позициям: 1) содержание и виды деятельности дошкольников, уход за растениями, животными и т.д.; 2) уровень сформированности у них трудовых навыков (умение понять задачу, организовать свой труд, действовать рационально и результативно); 3) отношение детей к труду (имеется ли интерес к работе по уходу за живыми объектами; чувство ответственности , как это проявляется); 4) совместные действия дошкольников в процессе труда в природе (согласованность, взаимопомощь, взаимная оценка и др.); 5) приемы руководства деятельностью детей со стороны воспитателя (направленность на организацию деятельности, использование способов индивидуального руководства, обучение действиям, оценка результативности и др.); 6) содержание знаний, которые дети проявили в ходе труда в природе, а также вновь приобретенные.
На основе результатов анализа уточните задачи и методы руководства трудовой деятельностью детей в природе и проведите соответствующую педагогическую работу. Спустя 2 месяца вновь проведите наблюдение за выполнением детьми трудовых поручений. Проанализируйте результаты и проведите сравнение с первоначальными данными. Отметьте эффективность различных методических приемов в работе с группой и отдельными детьми.
Тема 10. Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников.
Цель работы. Показать роль и практическое использование дидактических игр в усвоении детьми знаний о природе.
Методические указания. Раскройте сущность дидактических игр, определите их место в ознакомлении детей с окружающей средой, отметьте особенности проведения игр с природным материалом, обратите внимание на соответствие их содержания сезонным изменениям в природе, остановитесь на вопросах воспитания бережного к ней отношения и т.д. Изучите программу воспитателя в д/с, сформулируйте конкретные задачи, для решения которых может быть использована дидактическая игра.
Проанализируйте календарные планы воспитателей своего д/с за год (в смежных возрастных группах), установите, какие дидактические игры и как часто используются для ознакомления детей с природой, какие программные задачи с их помощью решаются.
Составьте перечень природоведческих игр, опишите правила. Подготовьте для одной возрастной группы конспект проведения новой (или варианты известной) игры. Организуйте игру, запишите ее название, отметьте, самостоятельно ли она разработана или заимствована из литературы, для реализации каких дидактических задач предназначена, насколько связана с предшествующей работой (закрепление знаний, полученных на занятии, экскурсии, в повседневных наблюдениях, в процессе труда, в уголке природы или на участке), соответствует ли ее содержание и правила возрастным особенностям детей и их подготовки, обратите внимание на лежащие в ее основе приемы ознакомления с природой. Зафиксируйте время и место проведения игры, определите, как реализованы поставленные задачи. К работе приложите перечень дидактических игр по ознакомлению с природой, конспект разработанной игры, запись ее проведения.
Тема 11. Значение и особенности бесед о природе.
Цель работы. Выявить влияние беседы на формирование у детей конкретных знаний и представлений; показать практическое использование бесед во время занятий и в повседневной жизни.
Методические указания. На основе изучения пособия Е.И.Тихеевой «Развитие речи детей», А.М.Бородич «Методика развития речи детей» охарактеризуйте беседу как метод обучения дошкольников, раскройте методические требования к ее проведению. Покажите назначение и специфику бесед о природе, выделите их типы (беседы, проведенные в сочетании с непосредственным восприятием природы, с самостоятельной работой детей, на базе уже имеющихся знаний).
Опираясь на программу воспитания в детском саду (для выбранной возрастной группы) выясните, какие задачи по ознакомлению детей с природой могут быть решены с помощью бесед. Составьте примерный их перечень на год, отмечая, будет ли та или иная беседа проводиться на занятии или вне его, к какому виду она относится (вводная, сопровождающая, итоговая, обобщающая); возможно ли использование иллюстративного материала, художественной литературы, диафильмов, пластинок, магнитофонных записей.
Составьте конспект занятия, где беседа используется как основной метод воспитания, проведите его и проанализируйте, отметив основные образовательные и воспитательные задачи, соответствующие программным требованиям, умение детей вести беседу (непринужденность, конкретность вопросов, краткость и аргументированность ответов, правильность выводов, использование различных выразительных средств, культура речи). Укажите, какие приемы, используемые воспитателем, помогают детям в ведении беседы.
Тема 12. Обучение дошкольников составлению рассказов о природе.
Цель работы. Раскрыть приемы обучении детей различным видам рассказов о природе, проверить их на практике.
Методические указания. Тема выполняется с детьми старшей и подготовительной групп. Выделите задачи и особенности развития у детей монологической речи с помощью природоведческого материала, опишите методические приемы, используемые для обучения составлению рассказов о природе, отметьте виды рассказов, их характерные особенности. Тем, кто обследует старшую группу, необходимо проверить, как дети придумывают сюжетные рассказы на основе непосредственного восприятия природы (например, «Кто обедал в птичьей столовой»), а также обобщенной («Как звери живут зимой»). Работая в подготовительной группе, обратите внимание на умение дошкольников составлять описательный рассказ о сезоне в целом (например, «Мое любимое время года») и об отдельном предмете или явлении природы «Осенний букет», «Ветка сирени»).
Результаты опроса проанализируйте, отметьте основные недостатки, препятствующие составлению рассказов (недостаточность знаний, неумение выразить свою мысль и т.д.). На основе полученного материала предложите систему методических приемов по обучению детей составлению одного из видов рассказов по теме (продумайте фронтальные и индивидуальные формы обучения, использование труда, художественной литературы, иллюстраций, результатов наблюдений). Обратите внимание на объяснение задания, применение образа т плана повествования (со следующим анализом), составление коллективного рассказа. Разработайте конспекты, проведите и опишите 1-2 занятия по обучению рассказывания. Проанализируйте их с точки зрения целесообразности и эффективности предложенных приемов. Запишите детские рассказы, отметьте, отражаются ли в них причинно-следственные связи, существующие в природе, правильны ли выводы дошкольников о происходящем явлении, умеют ли они словесно выражать красоту окружающего мира.
Тема 13. Роль художественной литературы в познании природы и формировании интереса к ней.
Цель работы. Показать, какие задачи по ознакомлению детей с окружающей средой можно решить с помощью литературы; раскрыть возможности ее использования на занятиях и в повседневной жизни.
Методические указания. В теоретической части работы покажите значение художественной литературы для формирования у детей представлений и понятий о природе, для познания некоторых ее взаимосвязей, для воспитания положительного к ней отношения. Все это подкрепите примерами их соответствующих художественных произведений. Раскройте основные требования к подбору литературы для природоведческих занятий с детьми) иллюстративность, реалистичность изложения, доступность для детского понимания, занимательность, эмоциональность). Покажите особенности выразительного чтения произведений о природе (приведите примеры).
Проанализируйте художественную литературу предусмотренную программой воспитателя и обучения в д/с, укажите, какая задача по ознакомлению с природой решается в этих произведениях, какие понятия, представления и знания формируются у детей, какие художественные приемы использует автор для выражения основной мысли. Проанализируйте план воспитателя на сезон, отметьте, какая и в каком количестве использовалась литература, насколько целесообразно было ее применение в каждом конкретном случае.
Раскройте методику использования литературных произведений в процессе ознакомления с природой на занятиях, в труде и в повседневной жизни. Наиболее интересный опыт опишите.
Подберите и прочитайте с детьми сказку, стихотворение, рассказ о природе. Проведите краткую беседу о прочитанном, выясните, как дети поняли основную идею и содержание произведения.
К работе приложите аннотацию художественных произведений, использованных для данной темы.
Тема 14. Живопись как средство экологического образования дошкольников.
Цель работы. Раскрыть роль и методику использования различных живописных жанров для формирования у дошкольников знаний о природе, понимания ее красоты.
Методические указания. В работе необходимо показать значение живописи в познании детьми окружающей среды, развитии у них эстетических чувств, выразительной речи. Обратите внимание на особенности предметных и сюжетных картин, изображающих животных, пейзаж, труд людей и т.д., на их назначение в процессе занятий с дошкольниками.
Раскройте методику подбора и применения картин (подкрепите теоретические положения примерами из опыта работы).
Проанализируйте план воспитательной работы за год: посмотрите, какие виды живописи, где и с какой целью использовал педагог: на занятии, в повседневной жизни, для закрепления знаний и впечатлений, полученных на экскурсии, в процессе труда, в природе.
Подберите 2-3 картины (предметные или сюжетные для детей младшего и среднего возраста, пейзажных для старших дошкольников): используя заранее подготовленные вопросы, проведите тематические беседы (предварительно дайте детям возможность самостоятельно познакомиться с картиной).
Результаты опроса детей зафиксируйте в таблице:
Имя, фамилия, возраст ребенка
Какие природоведческие задачи позволяет решать картина (ознакомление с внешним миром, образом жизни животных, растений, с с/х трудом людей, воспитание эстетических представлений и др.
Решены ли воспитательно-образовательные задачи, понята ли ребенком картина
целиком
частично
Нет
На основе анализа полученных данных разработайте конспект занятия с использованием картин, проведите и оцените его. Конспект занятия, запись его проведения, анализ результатов приложите к работе.
Тема 15. Экологические занятия в дошкольном учреждении.
Цель работы. Показать роль занятия как главной формы обучения дошкольников при ознакомлении с их природой; раскрыть систему занятий с детьми одной возрастной группы.
Методические указания. Покажите значение занятий в системе восптательно0-образовательной работы для формирования конкретных и обобщенных знаний о природе, для совершенствования умственных способностей детей, навыков общения с природой, воспитания действенной любви к ней. Раскройте особенности проведения различных типов природоведческих занятий, связанных с наблюдением, трудом, с использованием художественного слова, иллюстративного материала и т.д.
Из календарного плана воспитателя за предыдущий год выделите занятия по экологическому образованию. На основе этого материала заполнить таблицу:
№ занятия
Тема занятия
Программные задачи
Оборудование
Используемые методы и приемы
Как закреплялись полученные знаний в последующей работе
Проведите анализ планирования и учета занятий, отметив следующие вопросы:
Достаточно ли количество проведенных занятий?
Соответствует ли тема и педагогические задачи программе воспитания и обучения в д/с и возрастным особенностям детей?
В системе ли даются занятия и последовательно ли их усложнение?
Каково разнообразие и эффективность используемых приемов?
Каковы пути закрепления в повседневной жизни знаний и навыков, предусмотренным программным материалом знаний?
Изучите соответствующие разделы программы воспитания и обучения в д/с для одной возрастной группы. В соответствии с методическими требованиями составьте подробный конспект занятия, отметьте в нем возраст детей, дату проведения, дидактические и воспитательные задачи, методы и приемы обучения. По разработанному конспекту проведите занятие и проанализируйте его. Укажите, насколько удалось реализовать поставленные задачи, с помощью каких приемов. Дайте оценку активности дошкольников, их ответам. К работе приложите запись ходя занятий, высказываний детей.
Тема 16. Образовательное значение экскурсий в природу.
Цель работы. Показать роль и место экскурсий в системе природоведческой работы в д/с, описать методику их проведения с дошкольниками.
Методические указания. Работа проводится с детьми средней, старшей, подготовительной групп.
Изучив литературу, покажите значение экскурсий для всестороннего развития и воспитания детей и ее роль в формировании реалистического миропонимания. Опишите методические требования к подготовке, организации и проведению экскурсии в природу: учет предшествующей работы, специфика организационных наблюдений, приемов, повышающих познавательную активность детей (логические задачи, поисковые вопросы, проблемные задания и т.п.); способов закрепления знаний, представлений и навыков, полученных на экскурсии. Охарактеризуйте виды экскурсий в природу.
Изучите по плану воспитателя (за прошедший год) как проводились экскурсии в природу, последующая работа по собранным материалам. Занесите данные в таблицу и проанализируйте их.
- соответствие детей по возрасту теме и программным задачам экскурсии, а также количество объектов и явлений природы, предназначенных для изучения;
- наличие вопросов, связанных с охраной природы, их содержание, дидактические методы и средства, которые использовал воспитатель;
- целесообразность применения оборудования и методических приемов для решения поставленных задач;
- наличие в плане ссылок на предшествующую и последующую работу по теме экскурсии;
- проведение повторных экскурсий в одно и то же место.
На основе изучения литературы и практического материала составьте перспективный план проведения экскурсий с детьми выбранной вами группы, отразите к нем необходимость планирования повторных экскурсий для формирования у детей понятия об изменениях, происходящих в природе в разные времена года. Продумайте формы и методы закрепления знаний, полученных на экскурсии (беседы на занятии, труд, игры, изодеятельность).
Побывайте на экскурсии, проводимой другими воспитателем, проанализируйте ее по следующим пунктам:
Соответствие темы и программных задач возрасту детей, уровню их подготовки, сезонным условиям.
Организация экскурсии: наличие предваряющей беседы с детьми, ее цели; подготовка оборудования для экскурсии с учетом необходимости последующего размещения принесенных материалов; распределение оборудования между детьми.
Структура: содержание и методика организации наблюдений (фронтальное наблюдение, задание по наблюдению, данные отдельным детям, их самостоятельные наблюдения), проведение игр, сбор материалов.
Реакция детей во время наблюдений, обсуждение результатов (проявление интереса, вопросы, суждения).
Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Подготовьте 2-3 конспекта экскурсий в поле, лес, парк или труд на с/х объект (с учетом предварительно проведенной работы); опишите подбор оборудования, ход экскурсий, методы и приемы реализации программных задач.
К работе приложите перечень оборудования для экскурсий, имеющегося в дошкольном учреждении, план экскурсий на год, запись и анализ просмотренного занятия, конспекты экскурсий, составленного студентом.
Тема 17. Значение повседневных прогулок в экологической работе дошкольного учреждения.
Цель работы. Раскрыть содержание и методы ознакомление детей с природой на прогулках.
Методические указания. В теоретической части задания раскройте значение повседневных прогулок в системе работы по ознакомлению детей с природой, а также для их всестороннего развития; роль прогулок в формировании представлений о причинно-следственных связях, существующих в природе, о воспитании умений и навыков по выращиванию растений, уходе за животными, бережного отношения ко всему живому.
Дайте характеристику целевым прогулкам (значение, задачи, содержание, организация) и опишите методику их проведения.
Покажите особенности планирования природоведческого материала на прогулках (содержание, объем, время), специфику наблюдений за природой, руководство наблюдений со стороны воспитателя. Результаты отметьте в таблице.
Наблюдения по плану
Природоведческие игры
Дата
За неживой природой
За растениями
За животными
За трудом людей в природе
подвижные
сюжетные
строительные
Труд в природе
При анализе плана отметьте соответствие намеченных мероприятий возрасту детей, программным требованиям, разнообразие и целесообразность методических приемов, использованных воспитателем. Посетите и проанализируйте 3-5 прогулок (в любой возрастной группе), отметив:
время и место природоведческой работы в структуре прогулки, с какими другими занятиями эта работа сочеталась;
содержание деятельности детей (наблюдение, игра, труд в природе); какие знания, умения, навыки использовались детьми;
формы организации детей (фронтальные подгруппы, индивидуально);
приемы, используемые воспитателем на прогулке для руководства наблюдением, игрой, трудом;
поведение детей в ходе ознакомления их с природой: как ионии поняли задание, отношение и интерес к нему, результативность выполнения.
На основании изучения программы, литературы и опыта работы отберите материал для наблюдения предметов и явлений природы, для организации труда детей в природе во время прогулок. Укажите, как будет вестись работа (фронтальными подгруппами или индивидуально).
Тема 18. Ознакомление детей с растительным миром на участке дошкольного учреждения.
Цель работы. Изучить существующие требования к озеленению участка д/с, описать методику ознакомления детей с растениями.
Методические указания. В 1 части работы раскройте воспитательно-образовательное значение участка д/с, его основные элементы (декоративные растения, цветник, сад, огород), основные методические требования к подбору растений для участка и использованию их по теме. Изучите план воспитательной работы за предшествующий год в выбранной вами группе, опишите педагогический опыт по ознакомлению детей с флорой участка в разное время года, формированию у них практических умений и навыков выращивания растений, воспитанию бережного отношения к ним. Изучите знания детей по данной теме.
Вопросы и задания детям:
О деревьях и кустарниках.
Назовите и покажите деревья и кусты, растущие на участке.
Покажите ствол, ветки, листья (в младшей группе). Назови и покажи части дерева (средняя группа)
Назови и покажи хвойные и лиственные деревья (в средней группе)
Какого цвета бывают листья летом и осенью на клене, березе, липе (в старших группах).
Узнай, с какого дерева этот лист ( с младшей группе – 1-2 вида, в средней – 2-4 вида, в старшей – 4-5 видов).
О растениях цветника.
Назови и покажи знакомые цветы на клумбе.
Узнай растение по его цветку (во всех группах), запаху и описанию (в старших группах).
Покажи цветок, стебель, лист (в младшей группе). Назови и покажи части цветов (средняя группа).
О фруктах и овощах.
Назови и покажи фрукты, ягоды и овощи, растущие на участке.
Покажи и назови, на каких растениях участка выросли фрукты, ягоды, овощи (3-5 видов в младшей группе, 5-6 – в старшей).
Узнай по вкусу (во всех группах), описанию (в старшей группе) знакомые фрукты, ягоды, овощи.
Дополнительные вопросы и задания детям старшей группы.
Для чего растению корень, стебель, листья?
Что нужно растению, чтобы оно росло?
Проверьте, как дети владеют навыками полива, прополки, рыхления цветников и огородов. Опросив дошкольников, отметьте, какую растительность участка дети знают лучше всего, как распознают части растений, различают и определяют овощи, фрукты, знают ли условия, необходимые для роста и развития представлений флоры (почва, влага, тепло, соответствующий уход), а также изменения внешнего вида и жизни растений в различные сезоны.
По результатам анализа наметьте дополнительные меры по устранению недостатков знаний детей. Исходя из методических требований и условий дошкольного учреждения, составьте эталонную схему озеленения участка. Разработайте методику ознакомления детей одной группы с декоративной флорой, а также с растениями участка, цветника, огорода (продумайте формы организации детей, методы и приемы сообщения и закрепления знаний, формирования навыков по уходу за растениями, приемы руководства дошкольниками со стороны воспитателя).
К работе приложите материалы опроса детей, схему озеленения участка и ее описание.