kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине электротехника для студентов ГБ ПОУ Волжский политехнический техникум

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по электротехнике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине электротехника для студентов ГБ ПОУ Волжский политехнический техникум»














«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА и ЭЛЕКТРОНИКИ»

методические рекомендации и выполнение контрольных заданий

для обучающихся заочной формы обучения.

Специальности : 190631. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 190701 организация перевозок и управления на транспорте.











Составлено:

Колабина Г.А

преподаватель














2012



СОДЕРЖАНИЕ





  1. Пояснительная записка..............................................................................



  1. Общие методические указания к выполнению контрольных работ......



  1. Методические указания к выполнению контрольной работы № 1........



  1. Контрольная работа № 1............................................................................



  1. Методические указания к выполнению контрольной работы № 2........



6.Контрольная работа №2…………………………………………………...


7. Список литературы……………………………………………………….









































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа предмета «Электротехника и электроника» предусматривает изучение процессов, происходящих в электрических цепях постоянного и переменного тока; устройств, принципа действия электроизмерительных приборов, электромагнитных аппаратов, электрических машин и их практического применения; устройств и принципа действия электронных, фотоэлектронных и полупроводниковых приборов.

При изучении предмета следует соблюдать единство терминологии и обозначения в соответствии с действующими стандартами, Международной системной единицы (СИ).

В результате изучения предмета «Электротехника и электроника» обучающиеся должны усвоить :

основные электрические и магнитные явления, лежащие в основе построения электрических машин и аппаратов;

основные законы электротехники (Ома, Джоуля-Ленца, Кирхгофа, Ленца);

единицы электрических величин;

закономерности построения и сборки электрических схем;

правила безопасности труда при эксплуатации электрических установок;

классификацию электроизмерительных приборов, условные обозначения на их шкалах;

основные элементы конструкции и характеристики электроизмерительных приборов, трансформаторов, асинхронных двигателей, схемы электроснабжения потребителей электрической энергией;

устройство и принцип действия основных типов полупроводниковых и фотоэлектронных приборов, их практические применение; краткие сведения о логических элементах и интегральных микросхемах.



















ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



По электротехнике контрольная работа содержит 2 задачи и теоретические вопросы, контрольная по электронике состоит из одного теоретического вопроса и задачи. Варианты для каждого обучающегося – индивидуальные. Номер варианта определяется номером фамилии в журнале учебной группы.

Задачи и ответы на вопросы, выполненные не по своему варианту, не засчитываются.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради. Условия задачи и формулировки вопросов переписываются полностью. Формулы, расчеты, ответы на вопросы пишутся ручкой, а чертежи, схемы и рисунки выполняются карандашом, на графиках и диаграммах указывается масштаб. Вначале задача решается в общем виде, затем делаются расчёты по условию задания. Решение задач обязательно ведется в Международной системе единиц (СИ).

При выполнении контрольной работы необходимо следовать методическим указаниям: повторить краткое содержание теории, запомнить основные формулы и законы, проанализировать пример выполнения аналогичного задания, затем преступить непосредственно к решению задачи. К экзаменам допускаются обучающиеся, получившие положительные оценки по всем контрольным работам.


































МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1


В контрольную работу входит материал раздела программы «Электротехника».В контрольную входят две задачи и теоретические вопросы по темам В таблице 1 указаны варианты и данные к задачам, а также номера теоретических вопросов.

Методические указания к решению задачи 1

Решение задачи требует знаний закона Ома для всей цепи и ее участков, законов Кирхгофа, методики определения эквивалентного сопротивления цепи при смешанном соединении резисторов, а также умения вычислять мощность и работу электрического тока. Содержания задач и схемы цепей приведены в условии, а данные к ним — в таблице 1. Перед решением задачи рассмотрите типовой пример 1.

Пример 1. Для схемы, приведенной на рис. 1, а, определить эквивалентное сопротивление цепи RАВ и токи в каждом резисторе, а также расход электроэнергии цепью за 8 ч работы.

Решение. Задача относится к теме «Электрические цепи постоянного тока». Проводим поэтапное решение, предварительно обозначив стрелкой ток в каждом резисторе; индекс тока должен соответствовать номеру резистора, по которому он проходит.

1. Определяем общее сопротивление разветвления RCD, учитывая, что резисторы R3 и R4 соединены последовательно между собой, а с резистором R5 параллельно: RCD = (R3 + R4) R5 / (R3 + R4+R5) = (10 + 5)*10 / (10 + 5 + 10) = 6 Ом (рис. 1,6).

2. Определяем общее сопротивление цепи относительно вводов СЕ. Резисторы и RCD и R2 включены параллельно, поэтому RСЕ = RCD R2 / /(RCD+R2) = 6*3 / (6+3)=2 Ом (рис. 1, в).

3. Находим эквивалентное сопротивление всей цепи: RАВ = R1 + RСЕ = = 8 + 2 = 10 Ом (рис. 1, г).

4. Определяем токи в резисторах цепи. Так как напряжение UAB приложено ко всей цепи, а RАВ = 10 Ом, то согласно закону Ома I1 = UAB / RAB = = 150/10 = 15 А.

Для определения тока I1 находим напряжение на резисторе R2, т. е. UCE. Очевидно, UCB меньше UAB на потерю напряжения в резисторе R1, т. е. UСЕ = = UАВ – I1 R1 = 150 – 15*8 = 30 В. Тогда I1 = UCE / R2 = 30/3 = 10 А. Так как UCD = = UCD, то можно определить токи I3,4 и I5 : I3,4 = UCD/(R3 + R4) = 30/(10 + 5) = 2 А; I5 = UCD/R5 = 30/10 = 3 А.

На основании первого закона Кирхгофа, записанного для узла С, проверим правильность определения токов:


I1 = I2 + I3,4 + I5, или 15 = 10 + 2 + 3 = 15 А.


5. Расход энергии цепью за восемь часов работы:


W = Pt = UABI1t = 150*15*8 = 18 000 Вт*ч = 18 кВт*ч.


Пусть в схеме примера 1 известны сопротивления всех резисторов, а вместо напряжения UAB задан один из токов, например I2 = 2 А. Найти остальные токи и напряжение UAB. Зная I2, определяем UCE = I2R2 = 2-3 = 6 В. Так как UCE = UCD, то

I3,4 = UCD/(R3 + R4) = 6/(10 + 5) = 0,4 А;

I5 = UCD / R5 = 6/10 = 0,6 А.


На основании первого закона Кирхгофа I1 = I2 + I3,4 + I5 = 2 + 0,4 + 0,6 = =3А. Тогда UAB = UCE + I1R1 = 6 + 3*8 = 30 В.

При расплавлении предохранителя Пр5 резистор R5 выключается и схема принимает вид, показанный на рис. 1, д. Вычисляем эквивалентное сопротивление схемы: R'AB = R1+ (R3 + R4)R2 / (R3+R4 R2) = 8 + (10 + 5)*3 / (10 + 5 + 3) = 10,5 Ом. Так как напряжение UAB остается неизменным, находим ток I1 = = UAB/R'AB = 150/10,5 = 14,28 А. Напряжение UCE = UAB – I1R1 = 150 - 14,28 * 8 = = 35,75 В.

Тогда токи

I2 = UCE/R2 = 35,75/3 = 11,9 A; I3,4 = UCE/R3,4 = 35,75/(10 + 5) = 2,38 A.

Сумма этих токов равна току I1 : 11,9 + 2,38 = 14,28 А.

Рис. 1

Методические указания к решению задачи 2

Эта задача относится к неразветвленным и разветвленным цепям переменного тока. Перед ее решением изучите материал темы «Однофазные электрические цепи переменного тока», ознакомьтесь с методикой построения векторных диаграмм.

Пример 2. Неразветвленная цепь переменного тока содержит катушку с активным, сопротивлением RK = 3 Ом и индуктивным XL = 12 Ом, активное сопротивление R = 5 Ом и конденсатор с сопротивлением xC = 6 Ом (рис. 2,а). К цепи приложено напряжение U = 100 В (действующее значение). Определить: 1) полное сопротивление цепи; 2) ток; 3) коэффициент мощности; 4) активную, реактивную и полную мощности; 5) напряжение на каждом сопротивлении. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи.

Решение. 1. Определяем полное сопротивление цепи:

Z = V(RK+R)2+(xL-xC)2 + = V(3 + 5)2 + (12 - б)2 = 10 Ом.


2. Определяем ток цепи


I = U/Z = 100/10 = 10 А.


3. Находим коэффициент мощности цепи. Во избежание потери знака угла (косинус - функция четная) определяем sin φ: sin φ = (xL- - xC)/Z = (12 - 6)/10 = 0,6; φ = 36°50'. По таблицам Брадиса определяем коэффициент мощности cos φ = cos 36°50' = 0,8.

4. Определяем активную, реактивную и полную мощности цепи:

Р = U I cosφ = 100-10*0,8 = 800 Вт или Р = I2(RK+ R) = 102 (3+5) =800 Вт;

Q = I2(xL-xC) = 102(12 - 6) =600 вар или Q=U I sinq=1000-10-0,6=600 вар;

S = UI = 100*10 = 1000 B*А или S = I2 Z = 102-10 = 1000 В*А или

S = VP2 +Q2 = V8002 + 6002 = 1000 В*А.

5. Определяем падения напряжения на сопротивлениях цепи: URK=10*3 = 30 В; UL = IxL = 10*12 = 120 В; UR = IR = 10*5 = 50 В; UC = IхC = = 10*6 = 60 В.

Построение векторной диаграммы начинаем с выбора масштаба для тока и напряжения. Задаемся масштабом по току: в 1 см - 2,0 А и масштабом по напряжению: в 1 см - 20 В. Построение векторной диаграммы (рис. 2, б) начинаем с вектора тока, который откладываем по горизонтали в масштабе 10 А/2 А/см = = 5 см.

Вдоль вектора тока откладываем векторы падений напряжения на активных сопротивлениях URK и UR: 30 В/20 В/см = 1,5 см; 50 В/20 В/см = 2,5 см.

Из конца вектора UR откладываем в сторону опережения вектора тока на 90° вектор падения напряжения UL на индуктивном сопротивлении длиной 120 В/20 В/см = 6 см. Из конца вектора UL откладываем в сторону отставания от вектора тока на 90° вектор падения напряжения на конденсаторе Uc длиной 60 В/20 В/см = 3 см. Геометрическая сумма векторов URK, UR, UL, UC равна полному напряжению, приложенному к цепи.

Рис. 2

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1


Задача 1. Цепь постоянного тока содержит шесть резисторов, соединенных смешанно. Схема цепи и значения резисторов указаны на соответствующем рисунке. Номер рисунка и величина одного из заданных токов или напряжений приведены в таблице 1. Индекс тока или напряжения совпадает с индексом резистора, по которому проходит этот ток или на котором действует указанное напряжение. Например, через резистор R5 проходит ток I5 и на нем действует напряжение U5. Определить: 1) эквивалентное сопротивление цепи относительно вводов АВ; 2) ток в каждом резисторе; 3) напряжение на каждом резисторе; 4) расход электрической энергии цепью за 10 ч.

Т а б л и ц а 1


Номера

вариантов


Номера

рисунков


Задаваемая

величина

Действие

с резисторами


Номера теоретических вопросов

замыкается

накоротко

выключается из схемы

01

1

J4,5=6А

-

R3

1,26,40

02

1

U2=100В

R6

-

3,18,42

03

1

J2=10А

-

R4

7,29,38

04

1

U3=40В

R5

-

5,20,44

05

1

U1=100В

-

R2

6,19,45

06

1

UАВ=200В

R3

-

8,17,30

07

2

UАВ=30В

-

R6

9,16,32

08

2

J1=1,08А

R4

-

10,21,33

09

2

U1=10,8В

-

R1

11,22,34

10

2

J2=0,72А

R5

-

12,23,43

11

2

J3=1,8А

-

R2

13,29,44

12

2

U4=12В

R3

-

14,35,45

13

3

UАВ=60В

-

R2

15,36,46

14

3

J2=6А

R1

-

16,26,37

15

3

U1=36В

-

R4

2,20,43

16

3

J3,4=2,16А

R2

-

7,23,46

17

3

U5=14,4В

-

R3

1,26,40

18

3

J1=2,4А

R3

-

3,18,42

19

4

J1,2=3,6А

-

R6

7,29,38

20

4

U5=21,6В

R1

-

5,20,44

21

4

J3=10,8А

-

R5

6,19,45

22

4

U6=108В

R4

-

8,17,30

23

4

J5=7,2А

-

R3

9,16,32

24

4

U4=72В

R2

-

10,21,33

25

5

J1=8А

-

R2

11,22,34

26

5

U6=48В

R1

-

4,30,46

27

5

J3=3,2А

-

R3

7,23,43

28

5

U1=32В

R2

-

9,21,46

29

5

UАВ=80В

-

R4

13,20,45

30

5

J6=4,8А

R3

-

16,22,38


Рис. 5














Задача 2. Неразветвленная цепь переменного тока, показанная на соответствующем рисунке, содержит активные и реактивные сопротивления, величины которых заданы в таблице № 2. Кроме того, известна одна из дополнительных величин (U, I, P, Q, S). Определить следующие величины, если они не заданы в таблице вариантов: 1) полное сопротивление цепи Z; 2) напряжение U, приложенное к цепи; 3) силу тока в цепи; 4) угол сдвига фаз φ (величину и знак); 5) активную Р, реактивную Q, и полную S мощности, потребляемые цепью. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи и пояснить ее построение. С помощью логических рассуждений пояснить, как изменится ток в цепи и угол сдвига фаз, если частоту тока увеличить вдвое. Напряжение, приложенное к цепи, считать неизменным.


Таблица 2

Номер варианта

Номер

рисунка

R1,

Ом

R2,

Ом

XL1,

Ом

XL2,

Ом

XC1,

Ом

XC2, Ом

Дополнительная

величина

01

6

8

4

18

-

2

-

J = 10 А

02

6

10

20

50

-

10

-

P = 120Вт

03

6

3

1

5

-

2

-

P2 = 100Вт

04

7

6

-

2

10

4

-

U = 40 В

05

7

4

-

6

2

5

-

P = 16Вт

06

7

16

-

15

5

8

-

QL1 = 135вар

07

8

4

-

6

-

4

5

P = 100Вт

08

8

8

-

6

-

8

4

UC2 = 40 В

09

8

80

-

100

-

25

15

J = 1А

10

9

10

14

18

-

20

30

UR2 = 28 В

11

9

6

2

10

-

1

3

P = 200Вт

12

9

40

20

20

-

80

20

QC1 = -320вар

13

10

12

-

10

4

20

10

Q = - 64вар

14

10

32

-

20

20

6

10

J = 4А

15

10

32

-

25

15

8

8

UL1 = 125В

16

11

4

2

5

6

3

-

J = 5А

17

11

8

4

10

15

9

-

J = 10А

18

11

4

8

10

15

9

-

Q = 1600вар

19

12

8

-

12

-

-

6

P = 72Вт

20

12

4

-

15

-

-

12

U = 30В

21

12

8

-

6

-

-

12

Q = - 48вар

22

13

2

6

-

10

4

-

U = 20В

23

13

6

10

-

8

20

-

Q = - 192вар

24

13

10

6

-

20

8

-

Y = 4А

25

14

3

-

-

-

1

3

J = 6А

26

14

16

-

-

-

8

4

P = 64Вт

27

14

4

-

-

-

2

1

Q = - 48вар

28

15

24

-

8

-

125

15

P = 24Вт

29

15

4

-

10

-

3

4

P = 64Вт

30

15

8

-

12

-

4

2

U = 80В

Рис. 8 Рис. 9

Рис. 10 Рис. 11

Рис. 12 Рис. 13

Рис. 14 Рис. 15



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

к контрольной работе №1


  1. Основные характеристики электрического поля: напряженность электрического поля, электрическое напряжение.

  2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

  3. Краткие сведения о различных электроизоляционных материалах и их практическое использование.

  4. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединения конденсаторов.

  5. Общие сведения об электрических цепях.

Электрический ток: разновидности, направление, величина и плотность.

  1. Электрическая проводимость и сопротивление проводников.

  2. Законы Ома.

  3. Проводниковые материалы: основные характеристики, материалы с малым удельным сопротивлением, сверхпроводники, материалы с большим удельным сопротивлением.

  4. Основные элементы электрических цепей постоянного тока. Режимы электрических цепей.

  5. Источники и приемники электрической энергии, их мощность и КПД.

  6. Законы Кирхгофа.

  7. Нелинейные электрические цепи постоянного тока.

  8. Основные свойства и характеристики магнитного поля.

  9. Индуктивность: собственная, катушки, взаимная. Коэффициент магнитной связи.

  10. Электромагнитные силы.

  11. Магнитные свойства вещества.

  12. Электромагнитная индукция.

  13. Принципы преобразования механической энергии в электрическую и электрическую энергию в механическую.

  14. Общие сведения об электрических измерениях и электроизмерительных приборах. Классификация электроизмерительных приборов.

  15. Измерение тока. Приборы, погрешности, расширение пределов измерения амперметров.

  16. Измерение напряжения. Приборы, погрешности, расширение пределов измерения вольтметрами.

  17. Измерение электрического сопротивления. Косвенные и прямые измерения.

  18. Переменный ток: определения, получение. Характеристики.

  19. Векторная диаграмма и ее обоснование. Элементы и параметры электрических цепей переменного тока.

  20. Трехфазная система электрических цепей трехфазная цепь.

  21. Соединение обмоток генератора. Фазные и линейные напряжения, соотношения между ними.

  22. Соединение потребителей, применение этих соединений.

  23. Назначение трансформаторов. Классификация, конструкция.

  24. Принцип действия и устройство трансформатора. Режимы работы.

  25. Типы трансформаторов и их применение: трехфазные, многообмоточные, сварочные, измерительные, автотрансформаторы.

  26. Назначение машин переменного тока и их классификация. Устройство машин переменного тока.

  27. Пуск и регулировка частоты вращения двигателей переменного тока.

  28. Однофазный электродвигатель.

  29. Устройство и принцип действия машины постоянного тока.

  30. Генераторы постоянного тока.

  31. Электродвигатели постоянного тока.

  32. Понятие об электроприводе. Классификация.

  33. Выбор электродвигателей по техническим характеристикам.

  34. Нагрев и охлаждение электродвигателей. Режимы работы электродвигателей.

  35. Схемы управления электродвигателей: общие сведения, магнитные пускатели, релейно-контактная аппаратура

  36. Схемы электроснабжения потребителей электрической энергии, общая схема электроснабжения, понятие об энергетической системе и электрической системе.

  37. Простейшие схемы электроснабжения промышленных предприятий, схемы осветительных электросетей.

  38. Элементы устройства электрических сетей: воздушные линии, кабельные линии, электропроводки, трансформаторные подстанции.

  39. Выбор проводов и кабелей.

  40. Эксплуатация электрических установок: компенсация реактивной мощности, экономия электроэнергии.

  41. Защитное заземление, защита от статического электричества.















МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2


Контрольная работа 2 содержит материал раздела «Электроника», состоит из одного теоретического вопроса и задачи на расчет выпрямителей. Прежде чем приступить к решению задач контрольной работы, следует изучить методические указания к решению задач данной темы.

Указания к ответу на теоретический вопрос.

Для правильного и качественного ответа следует изучить соответствующий материал из рекомендованной литературы. Ответ на вопрос должен быть конкретным с пояснением физической сущности работы того или иного устройства. При описании прибора или устройства следует обязательно пояснить свой ответ электрическими схемами, графиками и рисунками.

Во многих вопросах требуется сравнить различные электронные приборы с точки зрения особенностей их работы, отметить преимущества и недостатки, рассказать о применении. Так, при сравнении электровакуумных ламп и полупроводников следует отметить такие преимущества полупроводниковых приборов, как малые габаритные размеры, массу, механическую прочность, мгновенность действия (т. е. отсутствие накаливаемого катода), малую потребляемую мощность, большой срок службы и т.п. Наряду с этим надо указать их недостатки: зависимость параметров полупроводников от температуры окружающей среды и нестабильность характеристик (разброс параметров).

Указания к решению задачи 1

Задача I относится к расчету выпрямителей переменного тока, собранных на полупроводниковых диодах. Подобные схемы широко применяются в различных электронных устройствах и приборах. При решении задач следует помнить, что основными параметрами полупроводниковых диодов являются допустимый ток Iдоп, на который рассчитан данный диод, и обратное напряжение Uобр, выдерживаемое диодом без пробоя в непроводящий период.

Обычно при составлении реальной схемы выпрямителя задаются значением мощности потребителя Ро, Вт, получающего питание от данного выпрямителя, и выпрямленным напряжением Uо, В, при котором работает потребитель постоянного тока. Отсюда нетрудно определить ток потребителя Iо = Pо/Uо. Сравнивая ток потребителя с допустимым током диода Iдоп, выбирают диоды для схем выпрямителя. Следует учесть, что для однополупериодного выпрямителя ток через диод равен току потребителя, т.е. надо соблюдать условие Iдоп ≥ Iо. Для двухполупериодной и мостовой схем выпрямления тока через диод равен половине тока потребителя, т.е. следует соблюдать условие Iдоп ≥ 0.5Iо. Для трехфазного выпрямителя ток через диод составляет треть


тока потребителя, следовательно, необходимо, чтобы Iдоп ≥ I0

Напряжением, действующее на диод в непроводящий период Ub, также зависит от той схемы выпрямления, которая применяется в конкретном случае. Так, для однополупериодного и двухполупериодного выпрямителя Ub = πUо = = 3.14 Uо, для мостового выпрямителя Ub = 2π Uо /2 = 1.57 Uо, а для трехфазного выпрямителя Ub = 2.1 Uо. При выборе диода, следовательно, должно соблюдаться условие Uобр ≥ Ub.

Рассмотрим примеры на составление схем выпрямителей.

Пример 1. Составить схему мостового выпрямителя, использовав один из четырех диодов: Д218, Д222, КД202Н, Д215Б. Мощность потребителя Ро = 300В, напряжение потребителя Uо = 200В.

Р е ш е н и е. 1. Выписываем из табл.2.8 параметры указанных диодов и записываем их в таблицу.

Типы диодов

Iдоп,. А

Uобр, В

Типы диодов

Iдоп, А

Uобр, В

Д218

0.1

1000

КД202Н

1

500

Д222

0.4

600

Д215Б

2

200


2. Определяем ток потребителя Iо = Pо/ Uо = 300/200 = 1.5 A.

3. Находим напряжение, действующее на диод в непроводящий период для мостовой схемы выпрямителя, Ub = 1.57 Uo = 1.57 * 200 = 314В.

4. Выбираем диод из условия Iдоп 0.5Iо 0.5 * 1.5 0.75 А, Uобр UВ ≥ 314 В. Эти условиям удовлетворяет диод КД202Н: Iдоп = 1.0 0.75А; Uобр = 500 314В.

Диоды Д218 и Д222 удовлетворяют напряжению (1000 и 600 больше 314В), но не подходят по допустимому току (0.1 и 0.4 меньше 0.75А). Диод 215Б, наоборот, подходит по допустимому току ( 2 0.75А), но не подходит по обратному напряжению (200

5. Составляем схему мостового выпрямителя (рис 21). В этой схеме каждый из диодов имеет параметры диода КД202Н; Iдоп = 1А; Uобр = 500В.



рис.2.1 рис.2.2






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2

Ответь на вопрос своего варианта из табл. 2.1 Таблица 2.1

Номера вариантов

Вопросы

1.

Приведите классификацию фотоэлектронных приборов. Поясните смысл внешнего и внутреннего фотоэффекта.

2.

Опишите устройство фотоэлементов с внешним фотоэффектом, принцип действия. Приведите их характеристики. Укажите область применения.

3.

Объясните устройство фотоприемников с внутренним фотоэффектом (фоторезисторов) и принцип их работы. Приведите их характеристики и укажите применение.

4.

Объясните электрофизические свойства полупроводников. Электропроводность полупроводников и влияние примесей на их проводимость.

5.

Объясните образование и принцип действия электронно-дырочного (р-n) перехода полупроводников.

6.

Объясните устройство полупроводниковых диодов и принцип выпрямления ими переменного тока.

7.

Начертите вольт-амперную характеристику полупроводникового диода и поясните его основные параметры, показав их на характеристике.

8.

Объясните устройство биполярных транзисторов. Назначение электродов, принцип работы, применение.

9.

Начертите схему и объясните усилительные свойства транзистора, включенного по схеме с общим эмиттером.

10.

Начертите и поясните входные и выходные характеристики транзистора, включенного по схеме с общим эмиттером. Какие параметры транзистора можно определить по этим характеристикам?

11.

Объясните устройство полевых транзисторов, назначение электродов, принцип работы.

12.

Объясните устройство и принцип действия полупроводникового прибора с 4-слойной структурой – тиристора. Начертите и поясните его вольт-амперную характеристику.

13.

Начертите структурную схему выпрямителя переменного тока и поясните назначение ее составных частей. Приведите основные параметры выпрямителя.

14.

Начертите схему управляемого выпрямителя на тиристоре и поясните принцип ее работы.

15.

Начертите структурную схему электронного усилителя. Поясните назначение элементов схемы. Приведите классификацию усилителей.

16.

Основные технические показатели и характеристики электронных

усилителей. Определение коэффициента усиления.

Номера вариантов

Вопросы

17.

Объясните понятие усилительного каскада. Какие варианты связей могут быть между каскадами?

18.

Объясните понятие обратной связи и ее влияния на режимы работы усилителя. Приведите примеры.

19.

Начертите схему усилителя низкой частоты на транзисторе с RC-связями. Поясните назначение элементов схемы и принцип ее работы.

20.

Объясните назначение и применение усилителей постоянного тока (УТП). Начертите схему УПТ на транзисторах и поясните ее работу.

21.

Начертите схему электронного генератора типа RC на транзисторе, объясните принцип работы, укажите назначение элементов.

22.

Начертите схему LC-генератора синусоидальных колебаний с трансформаторной связью на транзисторе. Объясните принцип работы и назначение элементов схемы.

23.

Начертите схему транзисторного генератора пилообразного напряжения (ГПН). Объясните назначение элементов схемы, принцип работы и применение.

24.

Начертите структурную схему электронного осциллографа, объясните его назначение, принцип работы.

25.

Начертите схему электронно-лучевой трубки с электростатическим отклонением луча. Объясните принцип работы трубки и ее характеристики.

26.

Объясните устройство и технологию изготовления полупроводниковых и гибридных интегральных микросхем. Укажите их преимущества и применение в современных электронных приборах.

27.

Объясните принцип действия и поясните основные параметры электронных реле. Чем отличаются электронные реле от электромеханических?

28.

Объясните устройство точечных и плоскостных полупроводниковых диодов. Укажите в их применении.

29.

Начертите схему фотореле с фотоэлементом и электронной лампой - триодом. Объясните назначение элементов схемы и принцип работы.

30.

Начертите структурную схему биполярного транзистора типа p-n-p с источниками питания и поясните принцип его работы.


Задача 1а (варианты 1-10). Мостовой выпрямитель должен питать потребитель постоянным током. Мощность потребителя Ро, Вт, при напряжении питания Uо, В. Следует выбрать один из трех типов полупроводниковых диодов, параметры которых приведены в табл. 2.2., для схемы выпрямителя, и пояснить, на основании чего сделан выбор. Начертите схему выпрямителя. Данные для своего варианта взять из табл. 2.2.


Таблица 2.2

Номера вариантов

Типы диодов

Ро, В

Uо, Вт

Номера вариантов

Типы диодов

Ро, Вт

Uо, В

1.

Д214

Д215Б

Д224А


300


40

6.

Д218

Д222

Д232Б


150


300

2.

Д205

Д217

Д302


100


150

7.

Д221

Д214Б

Д244


100


40

3.

Д243А

Д211

Д226А


40


250

8.

Д7Г

Д209

Д304


50


100

4.

Д214А

Д243

КД202Н


500


100

9.

Д242Б

Д224

Д226


120


20

5.

Д303

Д243Б

Д224


150


20

10.

Д215

Д242А

Д210


700


50



Задача 1б(варианты 1-10). Составить схему однополупериодного выпрямителя,. Использовав стандартные диоды,.. параметры которых приведены в табл. 2.8. Мощность потребителя Ро, Вт, с напряжением питания Uо, В. Пояснить порядок составления схемы для диодов с приведенными параметрами. Данные для своего варианта взять из табл. 2.3.

Таблица 2.3.

Номера вариантов

Типы диодов

Ро, Вт

Uо, В

Номера вариантов

Типы диодов

Ро, Вт

Uо, В

1.

Д217

40

250

6.

Д233

300

200

2.

Д215Б

150

50

7.

Д209

20

100

3.

Д304

100

50

8.

Д244А

200

30

4.

Д232Б

200

200

9.

Д226

30

150

5.

Д205

60

100

10.

КД202А

40

10



Задача 1а (варианты 11-20).Составить схему двухполупериодного выпрямителя, использовав стандартные диоды,. Параметры которых приведены в табл. 2.8. Определить допустимую мощность потребителя, если значение выпрямленного напряжения Uо, В. Данные для своего варианта взять из табл. 2.4.







Таблица 2.4.

Номера

вариантов

Типы

диодов

Uо, В

Номера

вариантов

Типы

диодов

Uо, В

11.

Д218

300

16.

Д233Б

150

12.

Д7Г

80

17.

Д214Б

50

13.

Д244

20

18.

Д244А

30

14.

Д226

200

19.

Д205

100

15.

Д222

160

20.

Д215

120


Задача 1б(варианты 11-20). Трехфазный выпрямитель, собранный на трех диодах, должен питать потребитель постоянным током. Мощность потребителя Ро, Вт при напряжении Uо, В. Следует выбрать один из трех типов полупроводниковых диодов, параметры которых приведены в табл. 2.8. для схемы выпрямителя, и пояснить, на основании чего сделан выбор. Начертить схему выпрямителя. Данные для своего варианта взять из табл. 2.5.

Таблица 2.5.

Номера вариантов

Типы диодов

Ро, Вт

Uо, В

Номера вариантов

Типы диодов

Ро, Вт

Uо, В

11.

Д224

Д207

Д214Б


90


30

16.

Д305

Д302

Д222


100


40

12.

Д215А

Д234Б

Д218


100


400

17.

Д243А

Д233Б

Д217


600


200

13.

Д244А

Д7Г

Д210


60


80

18.

КД202А

Д215Б

Д205


150


150

14.

Д232

КД202Н

Д222


900


150

19.

Д231Б

Д242А

Д221


400


80

15.

Д304

Д244

Д226


200


40

20.

Д242

Д226А

Д224А


500


20



Задача 1а(варианты 21-30). Составить схему мостового выпрямителя, использовав стандартные диоды, параметры которых приведены в табл. 2.8. Мощность Ро, Вт, с напряжением питания Uо, В. Пояснить порядок составления схемы для диодов с приведенными параметрами. Данные для своего варианта взять из табл. 2.6.





Таблица 2.6.

Номера вариантов

Типы диодов

Ро, В

Uо, В

Номера вариантов

Типы диодов

Ро, Вт

Uо, В

21.

Д7Г

80

100

26.

Д207

30

100

22.

Д224

200

50

27.

Д302

250

150

23.

Д217

150

500

28.

Д243Б

300

200

24.

Д305

300

20

29.

Д221

250

200

25.

Д214

600

80

30.

Д233Б

500

400


Задача 1б (варианты 21-30). Двухполупериодный выпрямитель должен питать потребитель постоянным током. Мощность потребителя Ро, Вт, при напряжении Uо, В. Следует выбрать один из трех типов полупроводниковых диодов, параметры которых приведены в табл. 2.8. для схемы выпрямителя, и пояснить, на основании чего сделан выбор. Начертить схему выпрямителя. Данные для своего варианта взять из табл. 2..7.

Таблица 2.7.

Номера вариантов

Типы диодов

Ро, В

Uо, В

Номера вариантов

Типы диодов

Ро, Вт

Uо, В

21.

Д244Б

Д214

Д243Б


150


20

26.

Д243А

Д226

Д231Б


400


80

22.

Д218

Д221

Д214А


30


50

27.

Д224А

Д242

Д303


200


30

23.

Д302

Д205

Д244Б


60


40

28.

КД202Н

Д243

Д214А


300


60

24.

Д242А

Д222

Д215Б


150


50

29.

Д224

Д214Б

Д302


70


20

25.

Д7Г

Д217

Д242Б


20


150

30.

Д215А

Д231

Д234Б


800


120





Таблица 2.8

Типы

диодов

Iдоп, А

Uобр, В

Типы

диодов

Iдоп, А

Uобр, В

Д7Г

0.3

200

Д232

10

400

Д205

0.4

400

Д232Б

5

400

Д207

0.1

200

Д233

10

500

Д209

0.1

400

Д233Б

5

500

Д210

0.1

500

Д234Б

5

600

Типы

диодов

Iдоп, А

Uобр, В

Типы

диодов

Iдоп, А

Uобр, В

Д211

0.1

600

Д242

5

100

Д214

5

100

Д242А

10

100

Д214А

10

100

Д242Б

2

100

Д214Б

2

200

Д243

5

200

Д215

5

200

Д243А

10

200

Д215А

10

200

Д243Б

2

200

Д215Б

2

200

Д244

5

50

Д217

0.1

800

Д244А

10

50

Д218

0.1

1000

Д244Б

2

50

Д221

0.4

400

Д302

1

200

Д222

0.4

600

Д303

3

150

Д224

5

50

Д304

3

100

Д224А

10

50

Д305

6

50

Д224Б

2

50

КД202А

3

50

Д226

0.3

400

КД202Н

1

500

Д226А

0.3

300




Д231

10

300




Д231Б

5

300




























Список литературы


  • В.М. Прошин «Электротехника. Учебник для начального профессионального образования» .2010 , Изд.центр"Академия"

  • Б.И. Петленко Электротехника и электроника: Учебник для студентов среднего профессионального образования. 2010. Академия .Москва.

  • Справочник: Учебник (СПО). Электротехника и эл. оборуд. автомобилей. 2011.Гриф.

  • http://www.profobrazovanie.org







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павлова Людмила Александровна

Дата: 02.09.2019

Номер свидетельства: 518955


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства