"Игралочка". Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста
"Игралочка". Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста
«Игралочка»
Развитие умственных способностей
у детей дошкольного возраста
воспитатель Айткужина Ж.Ж.
м\ц «Б?бек» при КГУ «Троицкая средняя школа»
Работая по данной программе «Школа 2000.», разработанной российскими педагогами, подкрепленной учебным пособием по математике «Игралочка», главной целью которой является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности, мой опыт показывает, что она помогает не просто научить ребенка считать и выполнять какие-либо математические действия, она формирует у детей познавательный интерес, привычку думать, желание узнать что-то новое. «Игралочка» учит детей выполнять совместную работу с 2-5 детьми и со взрослыми, т.е. воспитывает волевые качества, помогает установить правильные отношения с окружающим миром.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.
Занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Поэтому любое новое задание дети получают не в готовом виде, а постигают самостоятельно. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира, а воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы. Расставляя карандаши в стаканчики, они также устанавливают, что для сравнения предметов по количеству можно составить пары и т.д. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками.
В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Поэтому само пособие получило название - «Игралочка».
Программа «Игралочка» методически обеспечена пособиями:
1) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для школьников 3-4 и 5-6 лет (методические рекомендации). - М. Баласс, 2001.
2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка». - М. Баласс, 2001.
Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми. Их объем, и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.
Желательно, чтобы численность детей на занятии не превышала 5-10 человек. Для этого обычную группу детского сада можно делить на занятия на 2-3 подгруппы. Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одним лишь занятием, а включается в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности: игры, рисование, лепка и т.д. Для индивидуальной работы использую ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире), чего больше на тарелке - яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.
На каждое занятие включаются физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключить активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминутки желательно разучивать заранее. Их используют также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми. Во время занятий их использование не предполагается - они предназначены для совместной работы детей с родителями после занятий. Предварительно родителям объясняется, как организовать с малышом работу по тетради. Прежде всего, внимание родителей следует обратить на то, что тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определенные задания, которые перестанут быть интересными ребенку, если он предварительно пролистает ее несколько раз. Чтобы избежать этого, из тетради вырезают по одному листу, который и дают ребенку. Занятия по тетради следует начать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать ребенка - каждый ребенок должен работать в своем темпе.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур, допускающие различные варианты решения.
В предшкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организаций занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе Л.С. Выготского в «зоне ближайшего развития» ребенка. Мы убеждены, что все воспитатели и родители должны о нем знать.
Известно, что в любом возрасте у каждого ребенка существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, который он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра дошкольник будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, с мамой, бабушкой.
Таким образом, основной организацией работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности);
Нельзя сразу же объяснить ребенку, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Взрослый говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься». Надо набраться терпения и выслушать даже самые, на первый взгляд абсурдные предложения дошкольника: у него своя логика, и у взрослого нет другой возможности познакомиться с ней, как выслушать все его мысли до конца.
Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один раз. Если у ребенка пропал интерес - надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом. Например: «Петушок расстроится, если у него не будет раскрашено одно крыло, ведь над ним будут смеяться» и т.п.
После проверки листы с заданиями можно складывать в папку, которая в начале года была пустой, а к лету наполнится многими интересными вещами. Папку лучше хранить дома. Кроме заданий по математике, в ней могут быть рисунки и красивые листочки, собранные на прогулке, и программа из театра, где малыш смотрел спектакль вместе с родителями. Перебирая вместе эти богатства, родители и дети мысленно будут возвращаться к лучшим моментам общении друг с другом и с нетерпением ожидать следующих.
Актуальность
Актуальность программы состоит из непрерывного курса математики для дошкольников, который ориентирован на развитие мышления творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.
По курсу «Игралочка» имеется достаточный накопительный материал. Я убедилась в том, что «Игралочка» очень эффективна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Игралочка". Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»
«Игралочка»
Развитие умственных способностей
у детей предшкольного возраста
воспитатель Айткужина Ж.Ж.
м\ц «Бөбек» при КГУ «Троицкая средняя школа»
Работая по данной программе «Школа 2000...», разработанной российскими педагогами, подкрепленной учебным пособием по математике «Игралочка», главной целью которой является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности, мой опыт показывает, что она помогает не просто научить ребенка считать и выполнять какие-либо математические действия, она формирует у детей познавательный интерес, привычку думать, желание узнать что-то новое. «Игралочка» учит детей выполнять совместную работу с 2-5 детьми и со взрослыми, т.е. воспитывает волевые качества, помогает установить правильные отношения с окружающим миром.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.
Занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Поэтому любое новое задание дети получают не в готовом виде, а постигают самостоятельно. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира, а воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы. Расставляя карандаши в стаканчики, они также устанавливают, что для сравнения предметов по количеству можно составить пары и т.д. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками...
В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Поэтому само пособие получило название - «Игралочка».
Программа «Игралочка» методически обеспечена пособиями:
1) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для школьников 3-4 и 5-6 лет (методические рекомендации). - М. Баласс, 2001.
2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка». - М. Баласс, 2001.
Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми. Их объем, и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.
Желательно, чтобы численность детей на занятии не превышала 5-10 человек. Для этого обычную группу детского сада можно делить на занятия на 2-3 подгруппы. Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одним лишь занятием, а включается в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности: игры, рисование, лепка и т.д. Для индивидуальной работы использую ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире), чего больше на тарелке - яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.
На каждое занятие включаются физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключить активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминутки желательно разучивать заранее. Их используют также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми. Во время занятий их использование не предполагается - они предназначены для совместной работы детей с родителями после занятий. Предварительно родителям объясняется, как организовать с малышом работу по тетради. Прежде всего, внимание родителей следует обратить на то, что тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определенные задания, которые перестанут быть интересными ребенку, если он предварительно пролистает ее несколько раз. Чтобы избежать этого, из тетради вырезают по одному листу, который и дают ребенку. Занятия по тетради следует начать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать ребенка - каждый ребенок должен работать в своем темпе.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур, допускающие различные варианты решения.
В предшкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организаций занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе Л.С. Выготского в «зоне ближайшего развития» ребенка. Мы убеждены, что все воспитатели и родители должны о нем знать.
Известно, что в любом возрасте у каждого ребенка существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, который он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра дошкольник будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, с мамой, бабушкой...
Таким образом, основной организацией работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности);
Нельзя сразу же объяснить ребенку, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Взрослый говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься». Надо набраться терпения и выслушать даже самые, на первый взгляд абсурдные предложения дошкольника: у него своя логика, и у взрослого нет другой возможности познакомиться с ней, как выслушать все его мысли до конца.
Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один раз. Если у ребенка пропал интерес - надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом. Например: «Петушок расстроится, если у него не будет раскрашено одно крыло, ведь над ним будут смеяться» и т.п.
После проверки листы с заданиями можно складывать в папку, которая в начале года была пустой, а к лету наполнится многими интересными вещами. Папку лучше хранить дома. Кроме заданий по математике, в ней могут быть рисунки и красивые листочки, собранные на прогулке, и программа из театра, где малыш смотрел спектакль вместе с родителями. Перебирая вместе эти богатства, родители и дети мысленно будут возвращаться к лучшим моментам общении друг с другом и с нетерпением ожидать следующих.
Актуальность
Актуальность программы состоит из непрерывного курса математики для дошкольников, который ориентирован на развитие мышления творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.
По курсу «Игралочка» имеется достаточный накопительный материал. Неоднократно выступала на городских методических объединениях и убедилась в том, что «Игралочка» очень эффективна.