kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методика сказкотерапии: психологическая работа с детьми "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сам метод развития через сказки появился в конце 60-х годов двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методика сказкотерапии: психологическая работа с детьми "»

Откуда взялась сказкотерапия

Сам метод развития через сказки появился в конце 60-х годов двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран. Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.

Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арттерапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Что такое сказкотерапия?

  • это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

  • Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

  • Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

  • Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

  • это процесс экологического образования и воспитания ребенка;

  • это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас;

Цели и задачи сказкотерапии:

·      активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

— Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

— Стимулирование творческого самовыражения.

— Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

— Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

— Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

— Выявление и поддержка творческих способностей.

— Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

— Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Преимущество сказок для личности ребенка:

— Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

— Неопределенность места действия главного героя.

— Образность языка. Кладезь мудрости.

— Победа Добра. Психологическая защищенность.

— Наличие Тайны и Волшебства

Принципы работы со сказками:

— 1. Принцип осознанности.

— 2. Принцип реальности

— 3. Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).

— 4. Принцип многогранности.

— 5. Принцип связи с реальностью.


Психологические потребности ребенка:

— автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

— активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;

— социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

— мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

— когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

— поведенческого, который, связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами:

  1. Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.

  2. Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.

  3. Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

  4. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.

  5. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.

  6. Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.

  7. Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком

В ходе чтения сказок вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т. п. Ребёнок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему. Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребёнку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней. Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребёнка и ваших собственных. Вы должны знать, насколько устойчиво внимание у ребёнка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней. Следите за реакцией ребёнка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика — всё это может указывать, захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребёнка сосредоточено на описываемом действии, вы — на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так или ребёнок ещё не готов её воспринять. После прочтения сказки обсудите её с ребёнком. В зависимости от содержания вопросы по сказке могут быть примерно такими:

О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

«Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже обладает терапевтическим эффектом. Сказку лучше именно рассказывать, а не читать, так как при этом можно наблюдать за ребёнком в процессе сказкотерапии. Можно сочинять сказку вместе с ребёнком либо ребёнок может сочинить сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и её рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нём.

Если ребёнок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала — всё это следует рассматривать как признаки невротического состояния. Для коррекции выявленных негативных эмоциональных проявлений ребёнку требуется индивидуальная работа с психологом.

Метод «Рисование сказки»

Ребёнка просят нарисовать, слепить или представить сказку в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, карандашами, ребёнок воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым он освобождается от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребёнка различных чудищ, огня или тёмных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлыми. В этом и заключается терапевтический эффект данного упражнения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Методика сказкотерапии: психологическая работа с детьми "

Автор: Ольга Николаевна Петрова

Дата: 21.02.2022

Номер свидетельства: 600840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "« Сказкотерапия на музыкальных занятиях и дома»"
    ["seo_title"] => string(50) "skazkotierapiia-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh-i-doma"
    ["file_id"] => string(6) "309635"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458831484"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_rebenka_kak_osnova_predposylok_k_uspeshnoi_ucheb"
    ["file_id"] => string(6) "536378"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422621"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Мастер-класс "Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей""
    ["seo_title"] => string(116) "mastier-klass-ispol-zovaniie-nietraditsionnykh-mietodik-v-formirovanii-poznavatiel-no-riechievogho-razvitiia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "303971"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457626756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства