Методика организации и проведения ОД по развитию речи в среднем дошкольном возрасте в ДОУ.
Методика организации и проведения ОД по развитию речи в среднем дошкольном возрасте в ДОУ.
Презентация рассказывает о методике организации и проведения ОД по развитию речи в среднем дошкольном возрасте в ДОУ.
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей
Вывод: развитие речи – важнейшее направление развития ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика организации и проведения ОД по развитию речи в среднем дошкольном возрасте в ДОУ.»
Методика организации и проведения образовательной деятельности по развитию речи в среднем дошкольном возрасте в ДОУ.
Докладчик: Сафарова З.К.
Есть все основания утверждать, что формирование характера, личности, эмоции и интеллектуальное развитие ребенка зависит от речи. Овладение родным языком является одним из главных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Каждый ребенок в детском саду должен научиться грамматически правильно излагать свои мысли. Речь ребенка формируется в социальной среде. Развитие речи – важнейшее направление развития ребенка. Работа над ним – это сложный педагогический процесс, который базируется на комплексе методических приемов, упражнений. Ребенок учится слушать сдерживать эмоции, проявлять такт и дружелюбие. При выборе инструментов педагог учитывает возрастные особенности воспитанников: 1. Развитие способности к запоминанию и удерживанию в памяти информации; 2.Пополнение словарного запаса, совершенствуется речь, обогащается лексикон, осваиваются основные конструкции построения предложения; 3. Усиливается способность концентрировать и удерживать внимание (15-20 минут); 4. Образное мышление и воображение позволяют детям к пяти годам сочинять сюжетно организованные истории, игра приобретает ролевой характер; 6. Детям еще тяжело высказывать развернутые суждения, рекомендуется один раз в неделю проводить занятие (15-20 минут), но педагогическая работа на этом не заканчивается: речь ребенка развивается во время прогулок, всех видов деятельности.
9.Активное обращение в играх к названию профессий.
10.Совершенствование грамматического построения предложения. Основные направления связной речи: 1.Развивающая среда: наблюдение, наглядный материал, речь воспитателя, сюрпризные моменты. 2.Формирование словаря: игры драматизации, инсценировки, дидактические игры и упражнения, хороводные игры, игры малой подвижности (дети встают в круг воспитатель называет предметы и спрашивает: летает? не летает? дети поднимают руки, если нет опускают) (водящий в центре остальные стоят плотно друг к другу, за спиной передают друг другу мяч, водящий угадывает у кого мяч, если угадал, следующий берет и становится водящим) 3.Воспитание звуковой культуры речи. Для правильной и красивой речи должна быть развита подвижность губ, поэтому проводятся различные артикуляционные упражнения: (Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота - Подшутить над ним охота; но учиться плавно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка, удерживать губы и язык в заданном направлении, медленно пропивая звук А) Улыбка: широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы, возвращаем губы в спокойное состояние Хоботок: вытянуть губы вперед трубочкой, получится хоботок, как у слона. Хоботок слонёнок тянет. Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слонёнку покажи.
Кинезиологические упражнения: Кинезиология – это наука о развитии мозга через движения. Способствует активизации мыслительной деятельности. Гимнастика мозга – это ключ к развитию речи и способности ребенка. Ухо – нос: левой рукой берем за кончик носа, правой рукой за левое ухо, команда хлопнуть в ладоши и поменять положение рук. Кошка: последовательно менять два положения рук, кулак левой руки ладонь правой руки, поменять положения рук, а потом вместе обе руки.
Колечко: поочередно соединять все пальцы с большим пальцем, сначала медленно, потом быстрее.
Формирование грамматического строя слова Дидактические игры: Игры малой подвижности: Ровным кругом: Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу,говоря:
«Ровным кругом Друг за другом
Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!
Дружно вместе, Сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть
Формирование связной речи:
Мнемотаблицы – это один из наиболее популярных и эффективных приемов для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации. Сказку ребенок слушает и запоминает при помощи зрительного восприятия. У детей возникает желание самостоятельно пересказывать и сочинять сказки.
Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Театр – всегда праздник для детей. Видов театрализованной деятельности очень много.
Основные педагогические приемы:
Обучение рассказу по нескольким сюжетным картинкам. В течение года проводится подготовка воспитанников к пересказу услышанного литературного произведения, сказки, занимательной истории, познавательной информации, личного жизненного опыта или собственных эмоциональных впечатлений.
Ежедневное чтение художественной литературы, предусмотренной образовательной программой, обучение умению внимательно слушать сказки, произведения различных авторов. Чтение можно сопровождать демонстрацией наглядного материала, показом игрушечных персонажей, игровой импровизацией с просьбой продолжить, повторить, пересказать услышанное или словами описать картину.
Многократное повторение нового слова с ярко выраженным интонационным акцентом на нём и пояснением его смысла.
Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по родному языку — рассматривание и описание игрушек.
Составление небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом обучения является образец, который дается на уровне умений детей в рассказывании.
Рекомендации к подготовке проведения образовательной деятельности по развитию связной речи детей 4-5 лет: Определить программное содержание занятия, опираясь на:
Образовательную программу ДО;
Перспективный план воспитательно -образовательной программы;
Время года , в период которого создается образовательная деятельность;
Дефект речевого развития детей;
Уровень развития детей;
Сформулировать программное содержание : продумать структуру и ход занятия, определить цель, задачи