kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический материал "Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"»

Любаш Ольга Михайловна,

старший воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения №102 «Детский сад присмотра и оздоровления», г. Кемерово


Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Большие возможности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста заключает в себе изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность – это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому.

По мнению В. Н. Запорожец, изобразительная деятельность – это форма проявления и характерный показатель развития ребенка. Осознанная изобразительная деятельность формируется в дошкольном возрасте и обеспечивает усвоение ребенком социального опыта.

Детское изобразительное творчество понимается как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слова, картинку и другие виды искусства.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных и любимых в дошкольном возрасте: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование. Все они оказывают большое влияние на личность ребенка, развивают перцептивную сторону, способствуют развитию воображения, памяти, речи, воспитывают нравственные качества ребенка.

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т.д. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски.

Рисование способствует закреплению у ребенка отношения к изображаемому, поскольку ребенок при рисовании переживает чувства, идентичные реальному восприятию этого явления.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию у детей дошкольного возраста, рекомендуется использовать нетрадиционные способы рисования. К началу старшего дошкольного возраста с детьми можно осваивать такие техники, как рисование песком, мыльными пузырями, мытой бумагой; использовать кляксографию обычную и с трубочкой; пейзажную и предметную монотипию; печать по трафарету; пластилинографию. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, вносит элемент новизны и удивляет своей непредсказуемостью.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, – глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Аппликация является одним из видов изобразительной техники, основанном на вырезании, наложении и закреплении различных форм на определенном фоновом материале. В качестве признаков аппликации можно выделить силуэтность, плоскостную обобщенную трактовку создаваемых изображений, однородность цветовых пятен. Аппликация может быть предметной, сюжетной, декоративной.

Занятия аппликацией способствуют развитию творчества, фантазии, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, чувство формы и глазомер, создают предпосылки для овладения письмом, способствуют развитию воображения и восприятия. В работе с аппликацией дошкольников знакомят с разнообразными материалами, техниками вырезания, прикрепления деталей, созданием различных коллажей, сюжетных аппликаций.

Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

Работа с природными и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать.

В детском саду применяется конструирование из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Главным принципом развития творческих способностей у детей является наглядность. Ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях, только после этого они смогут внести что-то новое уже в знакомый образ.

Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создается образ, который ребенок выражает с помощью изобразительных средств.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания: она позволяет детям выразить свое отношение к окружающему миру, развивает любознательность, фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о форме и цвете. В процессе рисования формируется и совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, положительные эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами создавать красивое самостоятельно.

Изобразительная деятельность является самым доступным видом творчества ребенка. Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Важно поддерживать в ребенке интерес к изобразительной деятельности в течение всего дошкольного детства.

Изобразительная деятельность позволяет ребенку выразить в своих рисунках впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

В процессе работы у детей развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты; происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.

Особенностью изобразительной деятельности является то, что ее результат (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать.

Различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей детей к творческой деятельности. Она всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, формирует, создает, к чему-то сам стремится.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем.

Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Таким образом, различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие творческих способностей детей. Изобразительная деятельность позволяет детям самим выбирать материалы и способы воплощения задуманного и делать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольника, развивает познавательную и творческую активность.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боровик, Я. И. Изобразительная деятельность как средство развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников / Я. И. Боровик // Педагогический опыт: от теории к практике [Текст] : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – 2019.

  2. Валентинова, Е. Р. Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности / Е. Р. Валентинова // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования [Текст] : сборник научно-методических работ. – 2017.

  3. Запорожец, В. Н. Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности [Текст] / В. Н. Запорожец // Вестник Института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. – 2013. – № 19.

  4. Москвина, С. Л. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников / С. Л. Москвина // Актуальные вопросы образования в XXI веке [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019.

  5. Мышева, Т. П. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] / Т. П. Мышева // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 1.

  6. Убогова, Л. А. Педагогический потенциал изобразительной деятельности в творческом развитии дошкольников [Текст] / Л. А. Убогова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2018.

  7. Цыбина, М. Н. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности / М. Н. Цыбина // Воспитание дошкольников. – 2018. – № 4.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Любаш Ольга Михайловна

Дата: 09.06.2021

Номер свидетельства: 583002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие "творческости" детей в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(38) "razvitiie-tvorchieskosti-dietiei-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "135475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416927463"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Возможность использования элементов ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения "
    ["seo_title"] => string(119) "vozmozhnost-ispol-zovaniia-eliemientov-triz-v-vospitatiel-no-obrazovatiel-nom-protsiessie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134458"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416750918"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(88) "nietraditsionnyie-tiekhniki-risovaniia-ikh-rol-v-razvitii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "179489"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425022643"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Досугово-образовательная программа лагеря с дневным пребыванием"
    ["seo_title"] => string(66) "dosughovoobrazovatielnaiaproghrammalaghieriasdnievnympriebyvaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "307901"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458474473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства