«Нетрадиционные техники рисования в детском саду
и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве, но далеко не у всех получается в полном объеме отразить это впечатление в силу возраста или каких либо индивидуальных особенностей. Проанализировав рисунки своих ребят пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Главное в нашей работе, чтобы организованная образовательная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Мне кажется, что не стоит вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызывают разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять в нем уверенность в собственных силах, заставляет их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
Так же успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы используют, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Центр продуктивной деятельности нашей группы оснащен большим количеством разнообразного материала, который в системе пополняется и обновляется (зубные щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушки ниток, свечи и.т.д). Но я не просто предоставляю детям материал для рисования, а стараюсь пробудить в них умение во время прогулок видеть, казалось бы, в обычных вещах атрибут для рисования: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла очень много интересных идей и пришла к выводу, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
- Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.
- Дети учатся наблюдать, думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Существуют определенные рекомендации, в каких группах детского сада какие виды нетрадиционного рисования лучше начинать использовать, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Я работаю в средней группе, со своими ребятами занимаюсь уже второй год. Думаю, что всем вам известны такие техники нетрадиционного рисования в этом возрасте как: рисование пальчиками, ладошками, работа со штампом (пробки, крышки и т.д.), отпечатки листьев, техника тычка жесткой кистью, оттиск печатками из картофеля, моркови и т.д. Хочу поделиться с вами еще несколькими интересными способами, которые подходят для детей, как средней группы, так и для детей старших и подготовительных групп.
Африканская роспись
Она заключается в том, что детей делать обычные точки, разноцветными красками. Идеально подходят для этой техники деревянные китайские палочки. Такой необычной техникой мы создавали узоры на тарелках, салфетках и т.д. В результате своей работы дети проявляют фантазию, включают воображение.
Метод волшебного рисунка.
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуем изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, наносим сверху краску на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой.
Разрисовка маленьких камешков.
Чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи мы используем морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносим яркую густую краска - и образ готов. После того, как камешек высохнет, я покрываю их бесцветным лаком. В результате получается объемная яркая игрушка - объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.
Метод ниткографии.
Существует этот метод в основном для девочек, но иногда и мальчики охотно присоединяются к такому виду рисования. А заключается он в следующем. Экран размером 25х25 см сделанный из бархатной бумаги, мешочки с набором шерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Для начала ребенок учится выкладывать простейшие по форме предметы – цветы, овощи, фрукты и прочее. Постепенно фигуры усложняются, используются несколько ниток и получаются интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса.
Метод монотипии.
Он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на плотных файлах или папках, которое переносится потом на бумагу. На гладкой поверхности ребята рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают файл изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. После того как полученный рисунок высохнет, я предлагаю детям дополнить образ деталями с помощью карандашей или фломастеров. Плюс этой техники заключается в том, что каждый рисунок получается совсем не похожим на другой.
Рисуем с помощью открыток.
В каждом доме хранится масса старых открыток. Ребята приносят их в детский сад, я вырезаю нужные образы, когда они станут постарше, будут это делать уже сами, и наклеиваем к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Например, если наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то ребята, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Мне интересно наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности, и наблюдать за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"