Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в этот период являются игры, посредством которых ребенок готовится к жизни. Игра - это первая деятельность человека, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи дошкольного воспитания. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные.
Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, понятиями; расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, способность правильно оценивать и реагировать на сложившуюся ситуацию. Игра является незаменимым средством совершенствования движений: развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми во время игры, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею. Оздоровительная роль игры, прежде всего, проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Возникающие в игровых ситуациях положительные и отрицательные эмоции могут рассматриваться как надежный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной системе.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в этот период являются игры, посредством которых ребенок готовится к жизни. Игра - это первая деятельность человека, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи дошкольного воспитания. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные.
Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, понятиями; расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, способность правильно оценивать и реагировать на сложившуюся ситуацию. Игра является незаменимым средством совершенствования движений: развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми во время игры, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею. Оздоровительная роль игры, прежде всего, проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Возникающие в игровых ситуациях положительные и отрицательные эмоции могут рассматриваться как надежный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной системе.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в этот период являются игры, посредством которых ребенок готовится к жизни. Игра - это первая деятельность человека, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи дошкольного воспитания. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные.
Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, понятиями; расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, способность правильно оценивать и реагировать на сложившуюся ситуацию. Игра является незаменимым средством совершенствования движений: развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми во время игры, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею. Оздоровительная роль игры, прежде всего, проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Возникающие в игровых ситуациях положительные и отрицательные эмоции могут рассматриваться как надежный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной системе.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в этот период являются игры, посредством которых ребенок готовится к жизни. Игра - это первая деятельность человека, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи дошкольного воспитания. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные.
Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, понятиями; расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, способность правильно оценивать и реагировать на сложившуюся ситуацию. Игра является незаменимым средством совершенствования движений: развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми во время игры, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею. Оздоровительная роль игры, прежде всего, проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Возникающие в игровых ситуациях положительные и отрицательные эмоции могут рассматриваться как надежный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной системе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Игры на воде"»
«Игры на воде»
Инструктор по плаванию
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 10»
Капралов П. А.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в этот период являются игры, посредством которых ребенок готовится к жизни. Игра - это первая деятельность человека, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи дошкольного воспитания. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные.
Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, понятиями; расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, способность правильно оценивать и реагировать на сложившуюся ситуацию. Игра является незаменимым средством совершенствования движений: развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми во время игры, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею. Оздоровительная роль игры, прежде всего, проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Возникающие в игровых ситуациях положительные и отрицательные эмоции могут рассматриваться как надежный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной системе.
Неудивительно, что ведущее место в обучении плаванию занимает игровой метод. Игры используются с самых первых занятий для освоения детей в воде. Плескаясь и играя, дошкольники преодолевают чувство страха и неуверенности, быстро адаптируются, привыкают смело входить в воду, погружаться в нее.
Подвижные игры и упражнения являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания. Характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают ловкость, сноровку, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспехи. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребёнок, не задумываясь, выполнит то движение, которое по каким-то причинам не мог решиться выполнить осознанно. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий. Главное - контакт с водой и положительные эмоции.
Игры в воде проводятся индивидуальным (без разделения детей на группы (команды) и групповым методом (с разделением на группы (команды).
Классификация игр следующая:
игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета;
игры с сюжетом;
командные игры.
В соответствии с педагогическими задачами все игры на воде могут быть преимущественно направлены на:
освоение воды;
освоение различных элементов техники плавания;
повышение физической подготовленности занимающихся;
освоение элементов прикладного плавания;
освоение простых прыжков в воду;
игры и развлечения на воде.
Требования, предъявляемые к проведению игр в воде:
Игры следует проводить таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
Игры подбирают в соответствии с поставленной определенной воспитательно-образовательной задачей.
В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования психической и физической нагрузки.
В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники плавания.
В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила задачи, место проведения, инвентарь и т.д.
При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.
Результаты игры должны обязательно объясняться всем участникам.
Подготовка к проведению, организация участников и объяснение игры.
В начале игры выбирают водящего или разделяют участников на команды. Формируя команды, нужно стремиться к тому, чтобы состав каждой из них был примерно равен по силам. Объяснение игры нужно проводить в исходном игровом построении. Объяснять игру надо предельно кратко и ясно, особенно в тех случаях, если играющие находятся в воде. Целесообразнее всего придерживаться следующего плана изложения:
название игры;
цель игры;
роль играющих и их расположение;
ход игры;
правила игры.
Руководитель должен начать игру, разумно ее дозировать, своевременно закончить. В зависимости от подготовки играющих он может упростить или усложнить отдельные правила. Давать сигнал к окончанию лучше всего тогда, когда дети получили от нее удовольствие, но не переутомились.
Инструктору по плаванию всегда следует помнить о технике безопасности проведения игр.
Обеспечение безопасности игр на воде.
Для предупреждения несчастных случаев и травм занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
1. Проводить игры в бассейне, отвечающем всем требованиям безопасности и гигиены.
2. Поддерживать на занятиях строгую дисциплину.
3. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.
4. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости,
только с разрешения преподавателя.
5. Не проводить игры с группами, превышающими 10–12 человек.
6. Проводить поименную перекличку детей до входа в воду и после
выхода из воды.
7. Обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятиях.
8. Не проводить занятия раньше, чем через 40–60 мин после еды.
9. Научить детей и родителей пользоваться поддерживающими средствами (спасательными кругами, досками, шестами).
10.Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения
безопасности занятий.
При соблюдении всех мер предосторожности возможность несчастных
случаев при купании и обучении дошкольников практически исключается.
Игры на преодоление сопротивления воды
Простейшие передвижения в воде. Передвигаясь по воде, дети ощущают на сколько труднее двигаться в воде чем на суше. При глубине воды по пояс фактически нельзя уже бежать, можно только быстро идти, помогая себе руками.
«Переправа». Ходьба на заданное расстояние, помогая гребковыми движениями рук.
«Невод». Все играющие («рыбы») разбегаются в разные стороны. Двое водящих, держась за руки, стараются поймать кого-либо из них (захватить в «сеть»). Пойманный присоединяется к водящим, увеличивая «сеть». Игра заканчивается, когда все «рыбы» пойманы.
«Карусель». Играющие становятся в круг и берутся за руки. По сигналу ведущего начинают двигаться по кругу со словами: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом». Пробегают один или два круга до очередного сигнала: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите», после которого движение замедляется и «карусель» останавливается. Игра повторяется с движением в другую сторону.
Игры на погружение с головой в воду
Погружение в воду с головой совершается детьми с задержкой дыхания
«Хоровод». Взявшись за руки, дети идут по кругу, вслух считая до десяти. Потом делают вдох и погружаются в воду с головой. То же самое выполняют в другую сторону.
«Насос». Играющие становятся парами лицом друг к другу и берутся за руки. По очереди приседая, они погружаются с головой в воду (как только один появляется из воды, другой приседает и скрывается под ней).
«Спрячься!» Играющие образуют круг, в центре находится ведущий. Когда он проводит над головами детей надувной резиновой игрушкой, они должны быстро опустить голову в воду.
«Рыбки в сетке». Дети образуют круг, внутри круга плавает рыбка, которая старается ускользнуть.
«Поплавок». Играющие (две группы по 6 – 8 человек или отдельные пловцы), сделав глубокий вдох, приседают на дно и, обхватив колени руками (голова опущена, подбородок прижат к груди), всплывают на поверхность. Выиграет тот, кто более четко выполнит упражнение.
Игры на скольжение по воде.
Упражнение скольжение применяется в обучении плаванию для того чтобы научить детей поддерживать в воде горизонтальное положение тела и сохранять равновесие в воде. Именно в скольжение ребенок ощущает, что может без особых усилий лежать на воде.
«Стрела». Плыть стрелой под водой.
«Поезд в туннель». Играющие выстраиваются в одну колонну по одному, подныривают в обруч, проплывая под водой.
«Пловцы». Дети выстраиваются у бортика бассейна. По сигналу плывут с досками на груди и спине.
«Морская звезда». Ложиться на спину, руки в стороны.
Игры на дыхание.
Научить детей выполнять выдох в воду, формировать умение задерживать дыхание.
«На буксире». Дети распределяются по парам. Один ребенок ложится на спину, другой тянет его за руки (средняя группа).
«Пузыри». На вдох задерживают дыхание, опускают лицо в воду, делают выдох.
Игры с открыванием глаз в воде.
Для плавающего человека очень важно уметь открывать глаза в воде и смотреть под водой. Оно помогает сохранить правильное направление вовремя движения, разыскивание каких-либо предметов под водой.
«Водолазы». Играющие достают со дна лежащие предметы.
«Смотри внимательно». Играющие становятся парами лицом друг к другу. Один из каждой пары приседает под воду и открывает глаза, другой показывает ему различное количество пальцев. Когда первый появляется из воды, второй спрашивает его, сколько пальцев он увидел. Затем играющие меняются ролями.
Игры с мячом.
Развивают умение ориентироваться в воде, развивает внимание.
«Волейбол на воде». Играющие располагаются по кругу и перекидывают мяч друг другу, стараясь как можно дольше продержать его в воздухе.
«Салки с мячом». Играющие произвольно перемещаются в воде. «Салка» легким резиновым мячом старается попасть в кого-либо из играющих. «Осаленный» мячом становится «салкой».
«Кто дальше бросит мяч». Два участника бросают мяч как можно дальше, затем плывут за ним.
Научить человека плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и страха поведения в воде. И в связи с этим применение игрового метода на занятиях весьма важно, так как применение игр с различной направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействует более быстрой адаптации организма к воде.
Многократное повторение разных игр при обучении плаванию способствует созданию у занимающихся динамичного стереотипа движений, что способствует ускоренному овладению техникой плавания в воде. Игра увлекает, что создает эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает занимающихся к активному выполнению упражнений. Вот поэтому игры очень рекомендуются при обучении плаванию. Играя, ребенок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.
Литература
Васильев В. С. Обучение детей плаванию: учебно-методическое пособие / В. С. Васильев. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – С. 82 – 95.
Дубовик М. С. , Короп Ю. А. Игры и игровые упражнения для начального обучения плаванию: пособие для учителя / М. С. Дубовик, Ю. А. Короп. – К.: Рад. шк., 1991. – 75 с.
Карпенко Е. Н., Короткова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: игровой метод обучения: учебное издание / Е. Н. Карпенко, Т. П. Короткова, Е. Н. Кошкодан. – М.: Олимпия Пресс, 2006. – 48 с.
Макаренко Л. П. Учите плавать малышей: наглядное пособие для обучения плаванию детей 3 –5 лет / Л. П. Макаренко. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 32 с.
Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей детского сада и родителей / Т.И.Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.