Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Сказки и безопасность"»
Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.
Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
А сейчас давайте поиграем. 1 этап.
Давайте разделимся на группы по 2 человека. Со своим напарником. Возьмите листочки и отгадайте какая сказка там зашифрована.
2. Лес, дорожка, мука. (Колобок)
3. Слезы, Петух, коса. (Заюшкина избушка)
4. Горх, лес, гусли. (Кот, петух и лиса)
5. Брат, лужа, ножи булатные (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
6. Мать- одиночка, овраг, волк. (Волк и 7 козлят)
7. Подружки, высокое дерево, лиса. (Снегурушка и лиса)
8. Масло, кузнец, зерно. (Петушок и бобовое зернышко)
Скажите, какие принципы безопасности нарушили герои вашей сказки?
1. Оставила братца без присмотра, ушла в лес одна.
2. Укатился гулять без разрешения, разговаривал с незнакомыми людьми
3. Пустил в дом постороннего. Не мог постоять за себя.
4. Брал чужое угощенье, не слушал умного кота, открывал и выглядывал в окно.
5. Не слушал сестру, пил грязную воду.
6. Открыли дверь незнакомцу с ласковым голосом.
7. В лесу нельзя отходить далеко от родных, нельзя всем доверять.
8. Нельзя спешить и разговаривать во время приема пищи.
9. Пошла одна в лес, разговаривала с незнакомцами, назвала адрес бабушки.
10. Оставили камин без присмотра.
11. Совал нос куда не следует, разговаривал с чужими людьми, не пошёл в школу, не мог различить добро и зло, был очень доверчив.
12. В лесу нельзя уходить от взрослых, нельзя оставаться у чужих людей.
13. Нельзя заходить в чужие дома, есть незнакомую пищу.
3 этап.
: Уважаемые, коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!