kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическая работа с детьми 2-3 года с речевыми нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая работа с детьми 2-3 года с речевыми нарушениями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа с детьми 2-3 года с речевыми нарушениями»







Консультация для родителей

«Логопедическая работа с детьми 2-3 года с речевыми нарушениями»

























В настоящее время особую социальную значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольных и школьных учреждений.

Известно, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

При определении задач коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, исходным моментом служит стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей.

Проблема диагностики речевой патологии у детей раннего возраста недостаточно разработана в логопедии. В случаях выраженной речевой патологии традиционно логопедическая помощь оказывается детям, начиная с 4-5 лет (Г. В. Чиркина,1998). Поэтому одним из актуальных вопросов становится вопрос диагностики детей раннего возраста (2-3 лет) и оказания им ранней коррекционной помощи.

Обследования детей раннего возраста показывает, что наиболее частыми являются речевые расстройства – 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы – 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» - 12,3%; нарушения поведения и внимания – 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов – 9,2% (Дунаева З.М., Растягайлова Л.И., Урядницкая Н.А.). Анализ исследований ведущих специалистов показывает, что у 78% детей раннего возраста диагностируются предпосылки нарушения речевой деятельности, и в большинстве случаев – задержка речевого развития.

Речь – важный фактор психического развития человека, формирование его как личности. Все психические процессы у ребенка взаимосвязаны с речью: речь формируется под воздействием высших психических функций и оказывает влияние на их развитие.

Анализ специальной литературы показывает, что назревшая проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей (с 0 до 3 лет) решается в настоящее время на государственном уровне. Многие авторы поднимают вопрос не только о необходимости ранней диагностики тяжелых нарушений, но и о своевременном выявлении и психолого-педагогическом сопровождении детей группы риска. В то же время потребности практики логопедии диктуют необходимость создания методик диагностики нарушений развития речи детей третьего года жизни. Их разработка должна быть ориентирована на закономерности речевого онтогенеза. Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи, а в особенности кризисные периоды детства: 1,5, 3 года и 7 лет.

Знание закономерностей развития психомоторных функций ребенка необходимы для оценки уровня развития ребенка, для разработки дифференцированных приемов воспитания, для своевременного выявления дисгармоничного развития и определения детей группы риска.

Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях центральной нервной системы.

Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка.

Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.

Углубленное логопедическое обследование предполагает выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояние компонентов речевой системы, соотношение развития различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

Диагностическое обследование позволяет обнаружить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и выявить позитивные симптомы, компенсаторные возможности, определить зону ближайшего развития. Диагностика помогает логопеду решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и особенностями каждого ребенка, т.е. составить индивидуальный перспективный план.

Ранняя диагностика является основным направлением в планировании и осуществлении мероприятий коррекционно-педагогического воздействия на детей 2-3 лет с отклонениями в речевом развитии. Однако приоритетную роль в точной диагностике мы, так же как и большинство специалистов, работающих в этой области специальной педагогики, отводим собственно коррекционным занятиям, в процессе которых подтвердятся предварительные педагогические заключения о характере речевого нарушения у ребенка раннего возраста.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 2-3 лет группы риска по возникновению речевых нарушений, проводимая в комплексе с медицинскими мероприятиями, должна быть направлена на развитие всех нарушенных функций.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Организация такой работы предусматривает активное участие родителей ребенка в своевременном и правильном развитии и воспитании детей.

Комплексная логопедическая работа предусматривает развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, нормализацию артикуляционного аппарата; то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа строится исходя из структуры дефекта с использованием сохранных функций. Для этого нужно выявить диссоциацию развития различных функций и коррекционную работу строить дифференцированно, исходя из возможностей ребенка.

Основной задачей логопедической работы с детьми является стимуляция и совершенствование общения с взрослым при помощи интонационных звуков лепета и лепетных слов, простой фразы.

При этом логопедическая работа с детьми раннего возраста должна строиться на основе реализации комплексного подхода, включающего в себя:

1. Логопедический массаж

2. Дыхательную гимнастику

3. Артикуляционную гимнастику

4. Стимуляцию речевой активности

5. Развитие действий с предметами

6. Развитие понимания речи

Основные направления коррекционно-педагогической работы: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; увеличение силы и длительности выдоха; стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов, простого предложения; развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук; формирование понимания речевых инструкций.

Логопедические занятия проводятся в кабинете логопеда. Продолжительность индивидуального занятия не превышает 10 минут. Одним из важных факторов при проведении логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития интереса и активности ребенка имеет выбор адекватной для возраста игрушки. Особенностью работы является максимальное привлечение самого ребенка к активному выполнению задания при опоре на возможность понимания обращенной речи.

Самое главное значение в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности.

Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараются вызвать повторение звуков, тем самым стимулируют аутоэхолалии, которые способствуют развитию речедвигательного слухоречевого анализатора, а вместе с тем и лепетной активности. Развивая возможность произнесения звуков и звукокомплексов по подражанию, то есть, способствуя развитию физиологических эхолалий, используют три вида упражнений:

  1. вызывают ответные звуки и звукокомплексы, имеющиеся у ребенка в произношении. Это активизирует эхолалии;

  2. произносят звуки, отсутствующие у ребенка в произвольном голосообразовании. В этом случае эхолалии могут быть нулевыми, но значительно стимулируется голосовая активность ребенка;

  3. произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка в активе и доступные для уровня его артикуляционной моторики. Это способствует обогащению лепетной активности ребенка, так как стараясь повторить звук, ребенок стремится приблизить звучание к эталону, к совпадению звуков по акустико-артикуляционным признакам. В этот момент логопед помогает ребенку, пассивно создает определенные уклады губ и языка.

Значительное место в логопедической работе занимает коррекция моторики рук ребенка. В процессе игр-занятий развиваются манипулятивная деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Комплексность логопедической работы предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все моменты логопедической работы сопровождают речевыми инструкциями и комментариями.

Работая над пониманием речи с ребенком, постоянно стремятся обогатить его впечатления, что также способствует развитию понимания речи.

На этом этапе отрабатываются следующие моменты в развитии понимания речи:

  • названия простых действий;

  • названия окружающих предметов;

  • названия игрушек;

  • понимание инструкций;

  • название окружающих явлений;

  • формирование обобщающих понятий;

  • узнавание игрушек, предметов, изображенных на картинках; и другие.

Для развития понимания речи необходимым условием является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов.

Занятия по развитию понимания речи проводят в определенной последовательности в зависимости от возраста ребенка и уровня импрессивной речи.

Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.

Все перечисленные коррекционно-педагогические мероприятия направлены на стимуляцию речевого и психического развития детей. На каждом отдельном занятии ставится конкретная цель с учетом «зоны ближайшего развития».

В процессе целенаправленной комплексной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит коррекция дефектных функций ребенка, что в значительной степени способствует в дальнейшем нормализации его речевого развития.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Логопедическая работа с детьми 2-3 года с речевыми нарушениями

Автор: Ишмурзина Гузель Нургалиевна

Дата: 14.05.2023

Номер свидетельства: 631433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи."
    ["seo_title"] => string(69) "motornaiaalaliiaimietodyloghopiedichieskoirabotypoformirovaniiuriechi"
    ["file_id"] => string(6) "298672"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456388273"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Анализ работы РМО  школьных и дошкольных учителей – логопедов  за  учебный год"
    ["seo_title"] => string(85) "analiz-raboty-rmo-shkol-nykh-i-doshkol-nykh-uchitieliei-loghopiedov-za-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "305129"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457876166"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Консультация "Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_funktsii_vospitatelia_v_gruppe_dlia_detei_s_tiazhelymi_narusheniia"
    ["file_id"] => string(6) "565234"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1606923690"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Использование элементов программированного обучения в работе по  коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи"
    ["seo_title"] => string(155) "ispol-zovaniie-eliemientov-proghrammirovannogho-obuchieniia-v-rabotie-po-korriektsii-foniematichieskikh-protsiessov-u-doshkol-nikov-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "252543"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447407031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства