Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа с детьми 2-3 года с речевыми нарушениями»
Консультация для родителей
«Логопедическая работа с детьми 2-3 года с речевыми нарушениями»
В настоящее время особую социальную значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольных и школьных учреждений.
Известно, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
При определении задач коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, исходным моментом служит стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей.
Проблема диагностики речевой патологии у детей раннего возраста недостаточно разработана в логопедии. В случаях выраженной речевой патологии традиционно логопедическая помощь оказывается детям, начиная с 4-5 лет (Г. В. Чиркина,1998). Поэтому одним из актуальных вопросов становится вопрос диагностики детей раннего возраста (2-3 лет) и оказания им ранней коррекционной помощи.
Обследования детей раннего возраста показывает, что наиболее частыми являются речевые расстройства – 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы – 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» - 12,3%; нарушения поведения и внимания – 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов – 9,2% (Дунаева З.М., Растягайлова Л.И., Урядницкая Н.А.). Анализ исследований ведущих специалистов показывает, что у 78% детей раннего возраста диагностируются предпосылки нарушения речевой деятельности, и в большинстве случаев – задержка речевого развития.
Речь – важный фактор психического развития человека, формирование его как личности. Все психические процессы у ребенка взаимосвязаны с речью: речь формируется под воздействием высших психических функций и оказывает влияние на их развитие.
Анализ специальной литературы показывает, что назревшая проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей (с 0 до 3 лет) решается в настоящее время на государственном уровне. Многие авторы поднимают вопрос не только о необходимости ранней диагностики тяжелых нарушений, но и о своевременном выявлении и психолого-педагогическом сопровождении детей группы риска. В то же время потребности практики логопедии диктуют необходимость создания методик диагностики нарушений развития речи детей третьего года жизни. Их разработка должна быть ориентирована на закономерности речевого онтогенеза. Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи, а в особенности кризисные периоды детства: 1,5, 3 года и 7 лет.
Знание закономерностей развития психомоторных функций ребенка необходимы для оценки уровня развития ребенка, для разработки дифференцированных приемов воспитания, для своевременного выявления дисгармоничного развития и определения детей группы риска.
Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях центральной нервной системы.
Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка.
Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.
Углубленное логопедическое обследование предполагает выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояние компонентов речевой системы, соотношение развития различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Диагностическое обследование позволяет обнаружить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и выявить позитивные симптомы, компенсаторные возможности, определить зону ближайшего развития. Диагностика помогает логопеду решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и особенностями каждого ребенка, т.е. составить индивидуальный перспективный план.
Ранняя диагностика является основным направлением в планировании и осуществлении мероприятий коррекционно-педагогического воздействия на детей 2-3 лет с отклонениями в речевом развитии. Однако приоритетную роль в точной диагностике мы, так же как и большинство специалистов, работающих в этой области специальной педагогики, отводим собственно коррекционным занятиям, в процессе которых подтвердятся предварительные педагогические заключения о характере речевого нарушения у ребенка раннего возраста.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми 2-3 лет группы риска по возникновению речевых нарушений, проводимая в комплексе с медицинскими мероприятиями, должна быть направлена на развитие всех нарушенных функций.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Организация такой работы предусматривает активное участие родителей ребенка в своевременном и правильном развитии и воспитании детей.
Комплексная логопедическая работа предусматривает развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, нормализацию артикуляционного аппарата; то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа строится исходя из структуры дефекта с использованием сохранных функций. Для этого нужно выявить диссоциацию развития различных функций и коррекционную работу строить дифференцированно, исходя из возможностей ребенка.
Основной задачей логопедической работы с детьми является стимуляция и совершенствование общения с взрослым при помощи интонационных звуков лепета и лепетных слов, простой фразы.
При этом логопедическая работа с детьми раннего возраста должна строиться на основе реализации комплексного подхода, включающего в себя:
1. Логопедический массаж
2. Дыхательную гимнастику
3. Артикуляционную гимнастику
4. Стимуляцию речевой активности
5. Развитие действий с предметами
6. Развитие понимания речи
Основные направления коррекционно-педагогической работы: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; увеличение силы и длительности выдоха; стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов, простого предложения; развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук; формирование понимания речевых инструкций.
Логопедические занятия проводятся в кабинете логопеда. Продолжительность индивидуального занятия не превышает 10 минут. Одним из важных факторов при проведении логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития интереса и активности ребенка имеет выбор адекватной для возраста игрушки. Особенностью работы является максимальное привлечение самого ребенка к активному выполнению задания при опоре на возможность понимания обращенной речи.
Самое главное значение в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности.
Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараются вызвать повторение звуков, тем самым стимулируют аутоэхолалии, которые способствуют развитию речедвигательного слухоречевого анализатора, а вместе с тем и лепетной активности. Развивая возможность произнесения звуков и звукокомплексов по подражанию, то есть, способствуя развитию физиологических эхолалий, используют три вида упражнений:
вызывают ответные звуки и звукокомплексы, имеющиеся у ребенка в произношении. Это активизирует эхолалии;
произносят звуки, отсутствующие у ребенка в произвольном голосообразовании. В этом случае эхолалии могут быть нулевыми, но значительно стимулируется голосовая активность ребенка;
произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка в активе и доступные для уровня его артикуляционной моторики. Это способствует обогащению лепетной активности ребенка, так как стараясь повторить звук, ребенок стремится приблизить звучание к эталону, к совпадению звуков по акустико-артикуляционным признакам. В этот момент логопед помогает ребенку, пассивно создает определенные уклады губ и языка.
Значительное место в логопедической работе занимает коррекция моторики рук ребенка. В процессе игр-занятий развиваются манипулятивная деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Комплексность логопедической работы предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все моменты логопедической работы сопровождают речевыми инструкциями и комментариями.
Работая над пониманием речи с ребенком, постоянно стремятся обогатить его впечатления, что также способствует развитию понимания речи.
На этом этапе отрабатываются следующие моменты в развитии понимания речи:
названия простых действий;
названия окружающих предметов;
названия игрушек;
понимание инструкций;
название окружающих явлений;
формирование обобщающих понятий;
узнавание игрушек, предметов, изображенных на картинках; и другие.
Для развития понимания речи необходимым условием является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов.
Занятия по развитию понимания речи проводят в определенной последовательности в зависимости от возраста ребенка и уровня импрессивной речи.
Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.
Все перечисленные коррекционно-педагогические мероприятия направлены на стимуляцию речевого и психического развития детей. На каждом отдельном занятии ставится конкретная цель с учетом «зоны ближайшего развития».
В процессе целенаправленной комплексной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит коррекция дефектных функций ребенка, что в значительной степени способствует в дальнейшем нормализации его речевого развития.