Просмотр содержимого документа
««Логопедическая готовность к школе»»
Консультация школьного логопеда для родителей будущих первоклассников «Логопедическая готовность к школе»
Каждый родитель мечтает вырастить своё чадо самым умным, красивым и успешным. Совершенно закономерным является беспокойство родителей по поводу подготовки ребёнка к школьному обучению и грядущему поступлению в образовательное учреждение.
Как определить готов ли ребенок к школе?
Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития и включает в себя несколько моментов.
Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, формировать интерес к учению, школьной жизни. Заранее покупайте школьные принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на август, на последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы будут у него ассоциироваться с негативом.
Готовность интеллектуальная — необходимый уровень сформированности высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, воображение и т.д.).
Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.
РОДИТЕЛЯМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА:
- Правильное произношение всех звуков
- Умение различать звуки речи на слух
- Владение элементарными навыками звукового анализа
- Словарный запас
- Сформированность грамматического строя речи
- Связную речь
- Речевую коммуникацию
- Мелкую моторику рук
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 годам.
К 5 – 6 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
ВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НАВЫКАМИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:
- умение выделять начальный гласный звук из слова;
- анализ гласных из трех звуков, например «ауи»;
- анализ обратного слога гласный – согласный, например «ап»;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия (глаголы), слова – признаки (прилагательные).
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования (например, горка из снега – снежная горка), правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (гном - гномик, рука - ручка – рученька), образовывать слова в нужной форме (ясные дни, большой дом).
СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
- правильно строить простые предложения,
- видеть связь слов в предложениях,
- распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- самостоятельно находить ошибки и устранять их (например, Коля пьют крепкий чай – Коля пьет крепкий чай)
- составлять предложения по опорным словам и картинкам.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание:
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота использования лексики),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения),
- на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
уметь слушать и понимать речь,
легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
ясно и последовательно выражать свои мысли,
пользоваться формами речевого этикета.
Проблемы адаптации первоклассников:
В норме к концу 10-й недели обучения первоклассник адаптируется в новой психологической обстановке. Часто процесс адаптации протекает пролонгировано; причинами затруднённой адаптации первоклассника могут выступить:
- неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная) и/или неадекватный уровень притязаний;
- отсутствие опыта решения трудных ситуаций в коллективе (чаще наблюдается у детей, не посещавших детский сад);
- отсутствие/нестабильный режим дня (стабильный фон биологического ритма — особенно важный момент психо-физиологического здоровья для детей с гиперактивностью/дефицитом внимания);
- длительное и/или частое пребывание за компьютером (детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется работать за компьютером не дольше 10-15 минут в день. На практике мы замечаем, чем меньше времени ребёнок проводит с современной техникой, тем лучше. Дети сильно подвержены нервным перегрузкам, что часто приводит к истерическим или тревожным реакциям, проблемам со сном, страхам. При поступлении в школу от ребёнка не требуется владение компьютером. Поэтому стоит ограничить пребывание ребёнка за компьютером.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.
Попробуйте в августе хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек,
лепить из глины, пластилина, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами).
ГОТОВЫ ЛИ РОДИТЕЛИ К ШКОЛЕ?
Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
Сдерживать свои эмоции.
Не кричать, не унижать и не обижать.
Не сравнивать своего ребенка с другими детьми
Не наказывать ребенка без причины.
Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты
Уважаемые родители, если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить», необходимо обратиться к логопеду.
Учёт названных моментов и своевременное устранение проблемных ситуаций помогут подготовить ребёнка к школе.