Речевая готовность ребёнка.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний.
Человеческую речь можно поделить на устную и письменную. Если устной речью шести - семилетний малыш овладел до школы, то письменной (а точнее чтением и письмом) - ему еще только предстоит овладеть.
Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.
У детей довольно часто наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте. Иногда требуется помощь специалистов, например психолога и логопеда,
Как же определить: Насколько высока речевая готовность к школе у Вашего ребенка? Есть ли какие-то трудности и проблемы, которые за год до поступления в школу, можно и нужно скорректировать? Нужна ли ребенку помощь логопеда? Чтобы ответить на этот вопрос нужно оценить речь ребенка по нескольких параметрам.
• Правильность произношения. До начала обучения грамоте ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки. Недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (СОЛНЫСКО вместо СОЛНЫШКО, ПАЛТА вместо ПАРТА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме, и тогда в тетрадях Вашего малыша будет множество ошибок.
• Наличие фонематического слуха. Фонематический (речевой слух) - умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
Для его оценки предложите ребенку записать несколько слов - не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове - столько и кружков. Например, слово "дом" надо изобразить тремя кружками, слово "мама" - четырьмя. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.
• Умение различать звуки. Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки).
Например, если малыш не различает на слух звуки Б и П, он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БАЛКА или в слове ПАЛКА. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображенных на них, различаются только одним проверяемым звуком).
• Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
Состояние словарного запаса. У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов). В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.
• Сформированность грамматических систем. Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребенок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырем годам, а системой словообразования - к семи.
Эти сроки довольно условны. Иногда даже семилетний малыш говорит: "доехал метром", "под пальтом - свитер", "горячее кофе", "ложить карандаш", "бежи быстрее", "пурганистый день", "велосипедник - человек, который едет на велосипеде" и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает).
Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно также умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.
• Владение связной речью. Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке), поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает название, передают реальные события (факты) - на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему могут дополняться какими-то деталями, не существовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Как же этого избежать?
Во-первых, конечно, регулярно водить ребенка в детский сад, даже, если Вы считаете, что у вашего малыша нет никаких отклонений в развитии речи. Развитие речи ребенка, посещающего детский сад, происходит непроизвольно во время игровой деятельности, в любых режимных моментах, а так же на занятиях. Для этого в подготовительной к школе группе проводятся такие виды организованной деятельности, как развитие связной речи, чтение художественной литературы, а так же занятия по обучению грамоте.
Ну, и второе — что вы можете сделать для своего малыша и его речевого развития — это заниматься с ним дома. Особенно нам, воспитателям и логопедам, не обойтись без вашей помощи, если малыш имеет нарушения речи и посещает логопедическую группу.
Отличительной особенностью логопедических групп является лишь то, что занятия по обучению грамоте и развитию речи проводит специалист — логопед. Кроме этого, существуют и дополнительные коррекционные занятия, как индивидуальные, так и подгрупповые, на которых происходит развитие всех составляющих языковой системы.
Необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников является Взаимодействие детского сада и семьи.
Любых занятий в детском саду будет недостаточно, если ребенок не будет чувствовать вашего участия и поддержки. Поэтому не ленитесь выполнять все рекомендации логопеда, которые он дает вам в тетрадях для домашних заданий и в логопедических уголках. Находите для ребенка время в течении 10-15 минут ежедневно, чтобы закрепить правильное произношение только что поставленного звука, или сыграть в игру по развитию фонематического слуха и т.п. Помощь родителей принесет неоценимую пользу для речевого развития вашего малыша.
Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь. Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны. Хвалите, подбадривайте ребёнка и вместе с ним радуйтесь его успехам.