kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение для родителей на тему "Диагностика готовности первоклассников к обучению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика готовности первоклассника к обучению включает в себя исследование всех речевых компонентов: звукопроизношения; фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи, а также производить звуковой анализ); состояние словарного запаса, грамматического строя и связной устной речи; а также выявления уровня сформированности ориентировки в пространстве.

Звукопроизношение

       Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове). В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

У ребенка под влиянием различных причин (например: дефекты в строении губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное произнесение отдельных звуков. Типичные примеры нарушений: горловое произнесение звука р, межзубное произнесение свистящих, мягкое произнесение шипящих при нижнем положении языка и др. Кроме искажения может наблюдаться пропуск звука. Более сложное нарушение звукопроизношения – замена звуков (Р-Л, шипящие – свистящие). Нарушение может касаться одного звука (Р, Л); звуков одной группы (напр., все свистящие), нередко встречается неправильное произношение звуков всех групп.

(Привести примеры нарушений звукопроизношения по данному классу.)

Фонематические процессы включают в себя умение слышать и различать сходные по звучанию звуки и умение производить звуковой анализ и синтез.

       При нормальном речевой развитии дети хорошо различают звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д. Фонематический слух - основа безошибочной письменной речи.

Типичным нарушением фонематического слуха являются смешение звуков, сходных по звучанию или произнесению (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, Р-Л). В большинстве случаев нарушение касается лишь какой-либо пары звуков, например, С-Ц, С-З, С-Ш и т.д. (Привести примеры нарушений фонематического слуха у детей данного класса.) Такое недоразвитие фонематического слуха может привести к нарушениям чтения и письма.

            Можно выделить следующие формы звукового анализа:

  • узнавание звука на фоне слова, например, ребенок должен определить, есть ли звук С в словах: сумка, рама, нос и т.д.;
  • выделение первого и последнего звука из слова;
  • определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

Простые формы анализа возникают спонтанно в процессе развития устной речи еще в дошкольном возрасте. Сложные же формы формируются лишь в ходе обучения грамоте.

Дети седьмого года жизни владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации, устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.

            В результате диагностики выявилась часть детей, которые допускают ошибки в определении порядка звуков в слове, пропускают отдельные звуки, вставляют лишние, переставляют звуки и слоги.  

(Привести примеры результатов диагностики)

Словарный запас

       К 7-и годам в количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.

       Словарь обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.

       Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов.

(Привести примеры)

Грамматический строй речи

      К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

Связная речь

       На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

       В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.

       Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

(Привести примеры)

Пространственная ориентировка

Первоклассник должен четко ориентироваться в схеме собственного тела, определять левую – правую стороны у собеседника, должен определять положение предметов в пространстве. Существует тесная взаимосвязь между умением ориентироваться в пространстве и процессами письма и чтения. Нарушение пространственной ориентировки может привести к таким ошибкам, как трудности в написании букв; зеркальное письмо; замена букв, сходных по написанию;  чтение справа налево и т.д.

Цель методики "Левая и правая стороны": выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Диагностика позволила установить …(привести примеры).

            Цель методики "Клеточки": выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). 

Логопедический пункт создан  в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

- обследование устной речи первоклассников; письменной речи и чтения, учащихся 2-4 классов.

- выявление наиболее нуждающихся в логопедической помощи;

- проведение индивидуальных, групповых занятий по  коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

- проведение консультаций для родителей учащихся

В первую очередь на занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ. Занятия проводятся в группах. В каждой группе до 6 человек. Также назначаются индивидуальные занятия. Занятия проводятся во внеурочное время 2-3 раза в неделю.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений.

От родителей требуется:

  • создать условия для регулярного посещения занятий;
  • интересоваться темами, пройденными на уроке;
  • помочь ребёнку в выполнении домашнего задания (по русскому языку) 

Просмотр содержимого документа
«Сообщение для родителей на тему "Диагностика готовности первоклассников к обучению"»

МБОУ г.Иркутска СОШ №42
















Диагностика готовности

первоклассников к обучению






























Подготовила для родителей первоклассников

учитель-логопед Македонская Н.П.




Иркутск


Диагностика готовности первоклассника к обучению включает в себя исследование всех речевых компонентов: звукопроизношения; фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи, а также производить звуковой анализ); состояние словарного запаса, грамматического строя и связной устной речи; а также выявления уровня сформированности ориентировки в пространстве.

Звукопроизношение

Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове). В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

У ребенка под влиянием различных причин (например: дефекты в строении губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное произнесение отдельных звуков. Типичные примеры нарушений: горловое произнесение звука р, межзубное произнесение свистящих, мягкое произнесение шипящих при нижнем положении языка и др. Кроме искажения может наблюдаться пропуск звука. Более сложное нарушение звукопроизношения – замена звуков (Р-Л, шипящие – свистящие). Нарушение может касаться одного звука (Р, Л); звуков одной группы (напр., все свистящие), нередко встречается неправильное произношение звуков всех групп.

(Привести примеры нарушений звукопроизношения по данному классу.)

Фонематические процессы включают в себя умение слышать и различать сходные по звучанию звуки и умение производить звуковой анализ и синтез.

При нормальном речевой развитии дети хорошо различают звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.. Фонематический слух - основа безошибочной письменной речи.

Типичным нарушением фонематического слуха являются смешение звуков, сходных по звучанию или произнесению (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, Р-Л). В большинстве случаев нарушение касается лишь какой-либо пары звуков, например, С-Ц, С-З, С-Ш и т.д. (Привести примеры нарушений фонематического слуха у детей данного класса.) Такое недоразвитие фонематического слуха может привести к нарушениям чтения и письма.

Можно выделить следующие формы звукового анализа:

  • узнавание звука на фоне слова, например, ребенок должен определить, есть ли звук С в словах: сумка, рама, нос и т.д.;

  • выделение первого и последнего звука из слова;

  • определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

Простые формы анализа возникают спонтанно в процессе развития устной речи еще в дошкольном возрасте. Сложные же формы формируются лишь в ходе обучения грамоте.

Дети седьмого года жизни владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации, устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.

В результате диагностики выявилась часть детей, которые допускают ошибки в определении порядка звуков в слове, пропускают отдельные звуки, вставляют лишние, переставляют звуки и слоги.

(Привести примеры результатов диагностики)

Словарный запас

К 7-и годам в количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.

Словарь обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.

Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов.

(Привести примеры)

Грамматический строй речи

К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

Связная речь

На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.

Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

(Привести примеры)

Пространственная ориентировка

Первоклассник должен четко ориентироваться в схеме собственного тела, определять левую – правую стороны у собеседника, должен определять положение предметов в пространстве. Существует тесная взаимосвязь между умением ориентироваться в пространстве и процессами письма и чтения. Нарушение пространственной ориентировки может привести к таким ошибкам, как трудности в написании букв; зеркальное письмо; замена букв, сходных по написанию; чтение справа налево и т.д.

Цель методики "Левая и правая стороны": выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Диагностика позволила установить …(привести примеры).

Цель методики "Клеточки": выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).

Логопедический пункт создан в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

- обследование устной речи первоклассников; письменной речи и чтения, учащихся 2-4 классов.

- выявление наиболее нуждающихся в логопедической помощи;

- проведение индивидуальных, групповых занятий по коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

- проведение консультаций для родителей учащихся

В первую очередь на занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ. Занятия проводятся в группах. В каждой группе до 6 человек. Также назначаются индивидуальные занятия. Занятия проводятся во внеурочное время 2-3 раза в неделю.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений.

От родителей требуется:

  • создать условия для регулярного посещения занятий;

  • интересоваться темами, пройденными на уроке;

  • помочь ребёнку в выполнении домашнего задания (по русскому языку)


Успехов Вам и Вашим детям!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение для родителей на тему "Диагностика готовности первоклассников к обучению"

Автор: Македонская Наталья Петровна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к сообщению для родителей на тему "Диагностика готовности первоклассников к обучению""
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiiaksoobshchieniiudliaroditielieinatiemudiaghnostikaghotovnostipiervoklassnikovkobuchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "267733"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450450090"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства