Сообщение для родителей на тему "Диагностика готовности первоклассников к обучению"
Сообщение для родителей на тему "Диагностика готовности первоклассников к обучению"
Диагностика готовности первоклассника к обучению включает в себя исследование всех речевых компонентов: звукопроизношения; фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи, а также производить звуковой анализ); состояние словарного запаса, грамматического строя и связной устной речи; а также выявления уровня сформированности ориентировки в пространстве.
Звукопроизношение
Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове). В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
У ребенка под влиянием различных причин (например: дефекты в строении губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное произнесение отдельных звуков. Типичные примеры нарушений: горловое произнесение звука р, межзубное произнесение свистящих, мягкое произнесение шипящих при нижнем положении языка и др. Кроме искажения может наблюдаться пропуск звука. Более сложное нарушение звукопроизношения – замена звуков (Р-Л, шипящие – свистящие). Нарушение может касаться одного звука (Р, Л); звуков одной группы (напр., все свистящие), нередко встречается неправильное произношение звуков всех групп.
(Привести примеры нарушений звукопроизношения по данному классу.)
Фонематические процессы включают в себя умение слышать и различать сходные по звучанию звуки и умение производить звуковой анализ и синтез.
При нормальном речевой развитии дети хорошо различают звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д. Фонематический слух - основа безошибочной письменной речи.
Типичным нарушением фонематического слуха являются смешение звуков, сходных по звучанию или произнесению (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, Р-Л). В большинстве случаев нарушение касается лишь какой-либо пары звуков, например, С-Ц, С-З, С-Ш и т.д. (Привести примеры нарушений фонематического слуха у детей данного класса.) Такое недоразвитие фонематического слуха может привести к нарушениям чтения и письма.
Можно выделить следующие формы звукового анализа:
узнавание звука на фоне слова, например, ребенок должен определить, есть ли звук С в словах: сумка, рама, нос и т.д.;
выделение первого и последнего звука из слова;
определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.
Простые формы анализа возникают спонтанно в процессе развития устной речи еще в дошкольном возрасте. Сложные же формы формируются лишь в ходе обучения грамоте.
Дети седьмого года жизни владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации, устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.
В результате диагностики выявилась часть детей, которые допускают ошибки в определении порядка звуков в слове, пропускают отдельные звуки, вставляют лишние, переставляют звуки и слоги.
(Привести примеры результатов диагностики)
Словарный запас
К 7-и годам в количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.
Словарь обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.
Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов.
(Привести примеры)
Грамматический строй речи
К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.
Связная речь
На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.
Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.
(Привести примеры)
Пространственная ориентировка
Первоклассник должен четко ориентироваться в схеме собственного тела, определять левую – правую стороны у собеседника, должен определять положение предметов в пространстве. Существует тесная взаимосвязь между умением ориентироваться в пространстве и процессами письма и чтения. Нарушение пространственной ориентировки может привести к таким ошибкам, как трудности в написании букв; зеркальное письмо; замена букв, сходных по написанию; чтение справа налево и т.д.
Цель методики "Левая и правая стороны": выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Диагностика позволила установить …(привести примеры).
Цель методики "Клеточки": выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).
Логопедический пункт создан в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
- обследование устной речи первоклассников; письменной речи и чтения, учащихся 2-4 классов.
- выявление наиболее нуждающихся в логопедической помощи;
- проведение индивидуальных, групповых занятий по коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- проведение консультаций для родителей учащихся
В первую очередь на занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ. Занятия проводятся в группах. В каждой группе до 6 человек. Также назначаются индивидуальные занятия. Занятия проводятся во внеурочное время 2-3 раза в неделю.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений.
От родителей требуется:
создать условия для регулярного посещения занятий;
интересоваться темами, пройденными на уроке;
помочь ребёнку в выполнении домашнего задания (по русскому языку)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщение для родителей на тему "Диагностика готовности первоклассников к обучению"»
МБОУ г.Иркутска СОШ №42
Диагностикаготовности
первоклассниковкобучению
Подготовила для родителей первоклассников
учитель-логопед Македонская Н.П.
Иркутск
Диагностика готовности первоклассника к обучению включает в себя исследование всех речевых компонентов: звукопроизношения; фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи, а также производить звуковой анализ); состояние словарного запаса, грамматического строя и связной устной речи; а также выявления уровня сформированности ориентировки в пространстве.
Звукопроизношение
Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове). В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
У ребенка под влиянием различных причин (например: дефекты в строении губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное произнесение отдельных звуков. Типичные примеры нарушений: горловое произнесение звука р, межзубное произнесение свистящих, мягкое произнесение шипящих при нижнем положении языка и др. Кроме искажения может наблюдаться пропуск звука. Более сложное нарушение звукопроизношения – замена звуков (Р-Л, шипящие – свистящие). Нарушение может касаться одного звука (Р, Л); звуков одной группы (напр., все свистящие), нередко встречается неправильное произношение звуков всех групп.
(Привести примеры нарушений звукопроизношения по данному классу.)
Фонематические процессы включают в себя умение слышать и различать сходные по звучанию звуки и умение производить звуковой анализ и синтез.
При нормальном речевой развитии дети хорошо различают звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.. Фонематический слух - основа безошибочной письменной речи.
Типичным нарушением фонематического слуха являются смешение звуков, сходных по звучанию или произнесению (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, Р-Л). В большинстве случаев нарушение касается лишь какой-либо пары звуков, например, С-Ц, С-З, С-Ш и т.д. (Привести примеры нарушений фонематического слуха у детей данного класса.) Такое недоразвитие фонематического слуха может привести к нарушениям чтения и письма.
Можно выделить следующие формы звукового анализа:
узнавание звука на фоне слова, например, ребенок должен определить, есть ли звук С в словах: сумка, рама, нос и т.д.;
выделение первого и последнего звука из слова;
определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.
Простые формы анализа возникают спонтанно в процессе развития устной речи еще в дошкольном возрасте. Сложные же формы формируются лишь в ходе обучения грамоте.
Дети седьмого года жизни владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации, устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.
В результате диагностики выявилась часть детей, которые допускают ошибки в определении порядка звуков в слове, пропускают отдельные звуки, вставляют лишние, переставляют звуки и слоги.
(Привести примеры результатов диагностики)
Словарный запас
К 7-и годам в количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.
Словарь обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.
Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов.
(Привести примеры)
Грамматический строй речи
К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.
Связная речь
На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.
Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.
(Привести примеры)
Пространственная ориентировка
Первоклассник должен четко ориентироваться в схеме собственного тела, определять левую – правую стороны у собеседника, должен определять положение предметов в пространстве. Существует тесная взаимосвязь между умением ориентироваться в пространстве и процессами письма и чтения. Нарушение пространственной ориентировки может привести к таким ошибкам, как трудности в написании букв; зеркальное письмо; замена букв, сходных по написанию; чтение справа налево и т.д.
Цель методики "Левая и правая стороны": выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Диагностика позволила установить …(привести примеры).
Цель методики "Клеточки": выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).
Логопедический пункт создан в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
- обследование устной речи первоклассников; письменной речи и чтения, учащихся 2-4 классов.
- выявление наиболее нуждающихся в логопедической помощи;
- проведение индивидуальных, групповых занятий по коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- проведение консультаций для родителей учащихся
В первую очередь на занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ. Занятия проводятся в группах. В каждой группе до 6 человек. Также назначаются индивидуальные занятия. Занятия проводятся во внеурочное время 2-3 раза в неделю.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений.
От родителей требуется:
создать условия для регулярного посещения занятий;
интересоваться темами, пройденными на уроке;
помочь ребёнку в выполнении домашнего задания (по русскому языку)