Любовь к труду воспитывать с детства.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
Воспитание детей в труде во все времена и на всех этапах развития общества являлось главной заботой всех народов, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.
Проблема воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста является одним из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью, что непосредственно отражено в законе «Об образовании РК», в «Государственной программе развития образования, Концепции развития образования РК до 2015 год», «Конвенция о правах ребенка», «Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК», утвержденная приказом Министерства образования и науки от 16.11.2009г. № 521. и других нормативно - правовых документах. Следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию совместной работы с семьей по воспитанию трудолюбия у дошкольников, реализации роли взрослого как образца - ориентира в воспитании данного качества личности.
Также необходимо отметить, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда. Трудом нельзя наказывать. Это правило вывел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня. Тонкость воспитательной работы как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых ребенок сам захочет работать.
Для того, чтобы успешно решать эти задачи, и именно работать над развитием трудовых навыков у детей нашего мини-центра «Ж?лдыз», я составила перспективный план работы на год.
При разработке занятий, заданий и упражнений, я решила их включить в мини программу по формированию навыков трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с миром взрослых и дать ей название «Вместе»
Цель программы: формировать нравственно-трудовые качества детей; способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда; создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы, побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых, способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации.
Задачи:
- расширить представления детей о труде людей, о разных профессиях; уважать тех, кто трудиться; знать, люди, каких профессий необходимы нашему городу именно сейчас;
- научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым в труде; знать разные виды труда и как обращаться с инструментами и бытовой техникой;
- учить детей составлять рассказы по картине, пересказывать сказки, рассказы, свободно выражать свою мысль, правильно задавать вопросы.
- подвести детей к пониманию произведений искусства, побуждать делиться своими впечатлениями, отражать их изобразительными средствами.
- относиться к предметам и вещам бережно;
- знакомить детей с профессиями, воспитывать уважение к труду, желание трудиться, оказывать помощь окружающим.
- проводить формирующую и развивающую работу в игровой форме, используя различные виды развивающих игр.
- учиться дружить, заботиться о товарищах;
- быть трудолюбивыми, самостоятельными.
При разработке конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями старалась включать детей в активную деятельность в освоении каждой профессии. Что позволяет ребенку на собственном опыте проникнуть в ее тайны. Для эффективной воспитательной работы использовались наглядные средства и методы.
Кроме занятий с детьми в программу «Вместе» были включены лекции, беседы и консультации для родителей.
Применив занятия программы «Вместе» в работе по формированию и воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых, получила следующие результаты:
- Появилась способность рефлектировать свои чувства;
- Улучшились (стали более частыми, и дружелюбными) контакты, как с другими детьми, так и с взрослыми. Дети стали более открытыми;
- У детей в ситуациях смены ролей формируется эмпатия (в ситуациях помощи, спасения);
- Высокий уровень положительного эмоционального фона занятий привел к ощущению комфортности, защищенности ранее отверженных детей;
- Снизился уровень социальных страхов у детей.
Взрослым, выполняющим с детьми совместную работу, следует подавать высокие образцы трудового поведения. Надо живым примером увлекать ребят, вызывать у них желание трудиться так, как и взрослые.
Создание и поддержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворения результатами труда.
Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.
Карпенко Людмила Викторовна
воспитатель мини-центра «Ж?лдыз»
СОПШ № 41, город Павлодар