Внеклассное мероприятие: «Умей трудиться – всегда пригодиться»
Задачи:
Обучающая.
Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок и пословиц. Учить понимать их содержание и значение. Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний, учить выделять языковые выразительные средства, олицетворения.
Развивающая.
Развивать монологическую и диалогическую речь. Развивать внимание, память, мышление. Развивать эмоциональную отзывчивость, образную речь. Приобщать к русской национальной культуре.
Воспитательная.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду.
Ход занятия.
1. Орг. Момент
- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поделимся со всеми своим хорошим настроением и начнём работу.
И для начала предлагаю вам посмотреть сценку « Труд и ленивица», которые подготовили ученики 4 класса.
Сценка « Труд и ленивица». 4 класс.
Жили – были на свете Труд и Безделица.
(Входит Безделица)
Безделица: Ох, люблю я бездельничать! Ох, люблю! Недаром все зовут меня Безделицей. Больше всего не люблю Труд.
Труд: Кто это здесь меня не любит?
Безделица: Всё равно я стану владычицей Земли!
Труд: Владыкой мира будет труд!
Безделица: Давай спросим ребят, они нас рассудят. Кто же важнее, Труд или Безделица?
- Как вы думаете, ребята, о чем эта сценка? ( ответы детей).
- Сегодня наше занятие мы посвятим труду. Поговорим о том, зачем человеку трудиться и, что даёт человеку труд.
- Как вы понимаете слово « труд»? Слайд.
(Труд- это деятельность человека, которая приносит пользу другим людям или самому себе.).
- А для чего вообще нужно трудиться? Слайд.
Некоторым лентяям вовсе не скучно жить, возможно, они даже не знают о том, что ленивы.
(Слайд ) - Послушайте высказывание знаменитого русского ученого, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще, бездельник всегда очень занят».
– Полезно ли такое времяпровождение?
– Будут ли ценить такого человека? ставить кому-то в пример?
– К чему приводит такая бесцельная жизнь?
Труд сопровождает человека всю его жизнь от самого рождения. Давайте попробуем проследить это. Слайды+ по вылету
Изображе- ние грудного ребенка |
- Перед вами изображение грудного ребенка. Докажите, что, несмотря на свой малый возраст, ему приходится постоянно трудиться? В чем заключается его труд?
Изображение ребенка 3лет |
- Как трудится в этом возрасте человек? (учится говорить, держать ложку, самостоятельно одеваться, умываться, убирать свои игрушки, помогать маме) Если на этом этапе ребенок будет лениться или родители будут делать все за него, то в дальнейшей жизни человеку будет сложно.
Изображение школьника |
- Как трудится в этом возрасте человек? (Учится читать писать, осваивает более сложные трудовые операции: дежурит по классу, участвует в конкурсах и т.п.)
подросток |
- Как трудится в этом возрасте человек?
Взр. человек |
- Как трудится в этом возрасте человек?
Пожилой |
- Мы доказали с вами, что труд сопровождает человека всю его жизнь. Если в какой-то момент своей жизни человек проявит лень, чему-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придется это навёрстывать.
-Ребята, вы знаете много потешек. В них заключена народная мудрость и богатый жизненный опыт.
- Послушайте потешку. (Слайд с вылетом)
Сегодня день целый
Все звери у дела:
Лисичка-сестричка
Шубку подшивает,
Серый медведь –
Старый дед
Сапог подбивает.
А сорока - белобока
Мушек отгоняет.
Медведица Маша
Варит детям кашу.
Зайчиха под ёлкой
Метёт метёлкой.
Кошка лыки дерёт,
Коту лапотки плетёт.
-Чем заняты звери в потешке?
-Они заняты разными делами.
-Что делает лисичка-сестричка?
-Как вы думаете, ребята, может лиса подшивать шубку?
-Нет. Она уподобляется человеку.
-Кто может подшивать шубку или просто шить? (Человек или портниха.)
-Как вы думаете, ребята, умение шить может пригодиться в жизни?
-Да. Потому что вещи рвутся, их надо подшивать, а это должен уметь каждый.
-Что делает медведь?
-Может медведь подбивать сапоги?
-А кто это умеет делать?
-Человек или сапожник.
-Что делает медведица Маша?
-Здесь кому уподобляется медведица?
-Медведица уподобляется заботливой маме, которая варит детям кашу.
-Что делает зайчиха?
-Кому уподобляется зайчиха?
-Она как человек, который наводит чистоту.
-Что такое метёлка?
-Метёлка – это то, чем метут: метла или веник.
-Для чего необходимо уметь подметать? (Для того, чтобы наводить чистоту и порядок.)
-Что делает кошка?
-Что такое лапотки?
-Лапотки – это лапти. Так называлась обувь, которую носили на Руси крестьяне.
-А кошка может плести лапти?
-Нет. Плести лапти может только человек. Слайд.
Лапти плели из липового лыка. Лыки – это верхний слой липового дерева. Липу обдирали на лыки. Затем лыки размачивали в воде, очищали от коры и разрезали на ленты. Из этих лент – строк плели лапти на Руси.
-Как вы думаете, ребята, почему народ в потешке рассказывает о том, как трудятся животные, а не люди?
-Потому что дети любят слушать рассказы о животных.
-Чтобы интересно рассказать детям о труде человека, народ использует животных и их «очеловечивает». Поэтому животные в потешке трудятся, как люди, выполняют действия, присущие человеку.
-Чему учит потешка? (Она учит трудолюбию.)
-Почему нужно трудиться?
-Люди трудятся и производят всё необходимое для жизни.
-Если не трудиться, то у человека ничего не будет: ни еды, ни одежды, ни жилья.
-Правильно, ребята. Благодаря труду человек достиг больших успехов в науке, технике, культуре, в своем развитии и развитии цивилизации. Поэтому на Руси детей с детства приучали к труду, приучали к ответственности за порученное дело.
Физминутка
Дети встают. Предлагаются им выводы, утверждения по теме занятия, если согласны- хлопают, если не согласны приседают.
* Мальчик, который любит свою маму, все уроки сделает как-нибудь.
* Мальчик, который любит свою маму, все уроки сделает хорошо.
*Если работать не хочется, можно полениться.
* Надо не лениться, а трудиться.
*Удача сама придёт.
* Удача сама не придёт, её работа за руку приведёт.
Игра «Опознай на ощупь»
Ученики по очереди подходят к мешочку, запускают в него руку и отвечают, какой инструмент им попался и для чего он используется. Сложность в том, что инструменты перемешаны и мальчикам может попасться швейный, а девочкам столярный.
Также русский народ сочинял загадки об инструментах, орудиях труда, которые помогали трудиться.
-Ребята, отгадайте загадку:
Свинка – золотая щетинка.
Льняной хвост.
По белу свету скачет,
Всех людей красит. -Что это? (Это иголка) Слайд+.
Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку
А он не плачет,
Только ножку прячет. -Это гвоздь.
А вот ещё одна интересная загадка.
Зубастый зверек
Грызет с визгом дубок. -Это пила.
-Ребята, тема труда отражена не только в потешках, но и в пословицах и поговорках.
-Кто знает пословицы о труде?
Игра « Закончи пословицу»
- Я буду говорить начало пословицы, а вы закончите её.
«Терпенье и труд – всё перетрут».
«Землю - солнце красит, а человека - труд»
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Труд человека кормит, а лень портит»
- Ребята, вы читали много стихотворений и сказок о труде и трудолюбии, о лени и безделье, давайте сейчас вспомним некоторые из них.
Игра – Викторина.
* Какая девушка была награждена за свой труд поездкой на бал? (Золушка) Слайд.
* Морозко за работу наградил Рукодельницу драгоценными камнями, а чем он наградил Ленивицу? (Морозко) Слайд.
* Народная сказка,– «…падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи, а родная дочка, что делала?». («Двенадцать месяцев») Слайд
* Мужик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь, а что делал Медведь? «Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки» ) – Слайд
Игра «Убери лишнюю картинку» Слайд.
Для этой игры заранее заготовлены комплекты картинок, изображающих профессию, с одной лишней картинкой. Например: шприц, метла, стетоскоп, таблетки. Профессия - врач. Лишняя картинка - метла. Количество наборов - по числу игроков.
Итог занятия
Наше занятие подошло к концу Слайд.
- О чём мы с вами сегодня говорили на занятии?
- Что такое труд?
- Можем ли мы жить без труда? Почему?
Вывод: - Все сегодня отлично потрудились и главное запомните «Без труда мы никуда!.»