Человек и природа неотделимы и тесно взаимосвязаны. Все животные, растения, явления природы существуют сами по себе, а не для человека и удовлетворения его потребностей. Каждый объект природы, в том числе и человек, неповторим. Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить без условий неживой природы: воды, воздуха, земли и так далее и других живых существ: людей, растений и животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Люби и знай родной свой край»»
Ивахова Л.Ю.
ГККП «Ясли – сад № 4 «Дельфинчик»
город Темиртау
«Люби и знай родной свой край»
Человек и природа неотделимы и тесно взаимосвязаны. Все животные, растения, явления природы существуют сами по себе, а не для человека и удовлетворения его потребностей. Каждый объект природы, в том числе и человек, неповторим. Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить без условий неживой природы: воды, воздуха, земли и так далее и других живых существ: людей, растений и животных.
Общение с природой вызывает у человека положительные эмоции и чувства: он получает удовольствие от красоты растений и животных, от приятных звуков – пения соловья, стрекотания кузнечиков; от нежного запаха цветов. Особую радость человек испытывает, общаясь с детенышами животных, наблюдая за их веселым поведением, созерцая прелесть цветущих растений.
Человек учиться у природы, замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Совершая по отношению к живому не гуманные, плохие поступки, человек может вырасти злым, жестоким.
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. И первостепенное значение при этом мы придаем экологическому воспитанию подрастающего поколения – дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически сформированным поведением и деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности: в играх, труде, быту.
Общая с детьми, было выявлено, что больше всего детей интересует природа родного края, о том, как живая природа, так и не живая изменяется со сменой времен года. Желая удовлетворить интересы детей, была поставлена цель, направленная на формирование познавательного интереса к миру природы в разное время года.
Чтобы детям было интересно, каждое занятие по экологии превращалось в путешествие, в гости приходили персонажи сказок, которые «рассказывали» о том, что они узнали нового, то есть делились с детьми или просили помочь, и дети с удовольствием по – новому смотрели на старое.
Занятия строятся так, чтобы дети не только усваивали знания о природе родного края, но и учились задавать вопросы, самостоятельно искать ответ, используя для этого умение обследовать, сравнивать, сопоставлять. Так же детям постоянно задаются вопросы, активизирующие мыслительную деятельность:
- Как ты узнал?
- Как это доказать?
- Как можно проверить?
Для того чтобы, научить детей отстаивать свое мнение, создаются проблемные ситуации, и с мнением каждого ребенка считаемся. Для активизации детей, широко используется наглядный и различный раздаточный материал, который способствует развитию самостоятельности и творческого мышления. Так же используются словесные игры типа «Ответь быстро», для таких игр подбираются такие вопросы, которые требуют от детей размышления, установления причинно – следственных связей.
Значительное место в работе с детьми занимает такой метод как моделирование. Все модели разрабатываются совместно с детьми, поэтому они им понятны. Все модели многофункциональны, используются как на занятиях, так и в разных видах деятельности. На их основе создаются разнообразные дидактические игры, такие как лото «Времена года», «Признаки зимы», «Найди лишнюю модель» и другие.
Широко используется художественная литература, как на занятиях, так и в других видах деятельности, так как она помогает обогатить знания детей, учит глубже всматриваться в окружающий мир, так же помогает искать ответы на многие интересующие вопросы. Знакомя детей с произведениями, добиваюсь, чтобы дети мысленно действовали в воображаемой ситуации, испытывали радость, волнение и страх. Это помогает воспитать в них любовь и бережное отношение к природе.
После прочтения обязательно организуется беседа о прочитанном, это позволяет возбудить интерес к предстоящей деятельности, например перед экскурсией, наблюдением. Так же с помощью беседы обобщаются, уточняются, углубляются и систематизируются знания о природе родного края.
Дидактические и подвижные игры постоянные спутники. Игры дают детям возможность оперировать самими предметами природы, сравнивать, отмечать изменения. Использование таких игр, которые подводят к обобщению, классификации, вызывают эмоциональное отношение к природе, такие как «Плохо - хорошо», «Да - нет», «Времена года» и другие.
Для того чтобы знания о природе были осознанными, используются опыты, так как они способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводя опыты, дети подводятся к суждениям и умозаключениям.
Чтобы знания о сезонных изменениях в природе были систематизированы, в группе ведется календарь природы, где каждый день дети самостоятельно отмечают погоду, различные сезонные изменения в природе, например, стали набухать почки на деревьях, находят модель с изображением набухших почек и ставят в кармашек.
Знания, полученные непосредственно на занятиях закрепляются на прогулках, в индивидуальной работе, в трудовой деятельности и других видах деятельности.
Ведется планомерная и постоянная работа с родителями, где их вниманию предлагаются советы и рекомендации, консультации, например такие как «Природа и нравственное воспитание детей», «Учите любить природу», «Как отвечать на детские вопросы». Устраиваются выставки детских работ, в которых они отражают природу родного края в разные времена года, в оформлении данных выставок родители принимают активное участие. В ходе родительских собраний обращается внимание на закрепление у детей экологических знаний. Так же родители привлекаются к различным экологическим акциям, таким как «Помоги перезимовать птицам», «Встречаем скворцов», где были изготовлены кормушки и скворечники, «Зеленый друг» помощь в озеленении участков. Родители принимают активное участие в изготовлении наглядного материала: дидактические игры, плакаты «Природоохранные правила», «Зимующие, перелетные птицы», «Времена года» и другие.
Таким образом, целенаправленная, планомерная работа, дает возможность сформировать у детей углубленные и стойкие знания о природе родного края и бережного отношения к ней.